Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

Комментарий к статье 32 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. Определяя правоспособность юридических лиц, ГК РФ в ст. 49 устанавливает общее правило: отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом (либо индивидуальным предпринимателем) конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Комментируемый Закон в п. 1 настоящей статьи закрепляет официальное понятие лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее именуется — лицензия) как специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Согласно комментируемому Закону деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию (см. комментарий к п. 2 ст. 4.1 Закона).

Лицензия выдается:

1) страховой организации на осуществление:

— добровольного страхования жизни;

— добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

— добровольного имущественного страхования;

— вида обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

— перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, — в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с комментируемым Законом который устанавливает как общие требования для получения лицензии, так и специальные — в зависимости от вида страхования и субъекта страхового дела, претендующего на получение лицензии.

  1. Пунктами 3 — 8 комментируемой статьи определены перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, и обозначены основные требования в отношении этих документов и связанных с ними действий (см. также п. п. 11, 13). Данные перечни являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. Так, например, в ст. 3 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ закреплено, что наряду с требованиями, предусмотренными комментируемым Законом, для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, соискатели лицензии на осуществление обязательного государственного страхования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.

В п. 3 ст. 21 ФЗ об ОСАГО предусмотрено, что необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Пунктом 10 комментируемой статьи регламентированы действия органа страхового надзора, связанные с направлением соискателю лицензии уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений (речь идет о несоответствии заявления о предоставлении лицензии и иных документов требованиям, установленным п. 7 комментируемой статьи) и (или) представления соискателем лицензии документов в полном объеме (если документы были предоставлены им не в полном объеме), которые сводятся к следующему:

1) в течение трех рабочих дней со дня поступления документов орган страхового надзора направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления соискателем лицензии документов в полном объеме.

В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок оформленного в надлежащей форме заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии;

2) когда все необходимые документы, обозначенные в комментируемой статье, предоставлены соискателем лицензии в надлежащей форме, орган страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня их представления принимает решение об их рассмотрении либо о возврате документов с мотивированным обоснованием причин возврата (в случае несоответствия документов положениям комментируемой статьи).

Срок принятия органом страхового надзора решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии исчисляется со дня поступления в полном объеме в орган страхового надзора документов, соответствующих требованиям комментируемой статьи и оформленных в надлежащей форме.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

  1. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных комментируемой статьей для получения лицензии соискателем лицензии.

Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Лицензия на осуществление страховой деятельности подписывается руководителем органа страхового надзора или уполномоченным им лицом, заверяется гербовой печатью органа страхового надзора и должна содержать сведения, обозначенные в п. 14 комментируемой статьи.

Форма бланка лицензии утверждается органом страхового надзора.

При изменении сведений, которые указываются в лицензии (речь идет о сведениях, обозначенных в подп. 2 — 9 п. 14 комментируемой статьи), лицензия на осуществление страховой деятельности подлежит переоформлению в течение тридцати рабочих дней со дня представления в орган страхового надзора заявления о переоформлении лицензии и документов, подтверждающих внесение этих изменений.

В случае утраты или порчи лицензии субъект страхового дела имеет право на получение дубликата лицензии в течение десяти рабочих дней с даты обращения в письменной форме в орган страхового надзора с указанием причин утраты или порчи. На дубликате лицензии делается пометка «Дубликат». Дубликат лицензии оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается субъекту страхового дела, а второй хранится в органе страхового надзора.

 

Статья 32.1. Квалификационные и иные требования

 

Комментарий к статье 32.1

 

  1. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми действующим законодательством, в первую очередь ГК РФ, к тем или иным субъектам, осуществляющим страховую деятельность, комментируемый Закон предусматривает специальные требования. Однако эти требования устанавливаются не к самому страховщику, а преимущественно к его руководящим органам и иным уполномоченным лицам.

Комментируемая статья регламентирует отдельные требования в отношении:

1) руководителей субъектов страхового дела — юридического лица;

2) индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектом страхового дела;

3) главных бухгалтеров страховой и перестраховочной организации, страхового брокера и общества взаимного страхования;

4) внутренних аудиторов, руководителей службы внутреннего аудита;

5) актуариев;

6) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа субъекта страхового дела — юридического лица.

В отношении страховщика комментируемая статья (см. п. 12) устанавливает обязанность уведомить в письменной форме орган страхового надзора о назначении на должность и об освобождении от должности следующих лиц:

— руководителей субъектов страхового дела — юридического лица;

— индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектом страхового дела;

— главных бухгалтеров страховой и перестраховочной организации, страхового брокера и общества взаимного страхования;

— внутренних аудиторов и руководителей службы внутреннего аудита.

Такое уведомление должно быть сделано страховщиком не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Обратим внимание, что до 1 января 2015 г. действуют положения п. 5 комментируемой статьи, устанавливающие, что руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела — юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации (см. подробнее Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

С 1 января 2015 г. вступают в силу положения п. 5 комментируемой статьи о том, что актуарий должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом об актуарной деятельности в Российской Федерации (см. комментарий ниже).

  1. Руководители субъекта страхового дела — юридического лица (в том числе лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа) и являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель должны иметь:

— высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании (см. подробнее ст. 60 и др. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет. Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках»; Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»).

  1. Главный бухгалтер страховой, перестраховочной организации должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и иметь стаж работы по специальности в страховой, перестраховочной организации не менее двух лет из последних пяти лет, предшествующих назначению на указанную должность.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

О неснятой или непогашенной судимости см. ст. 86 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), о преступлениях в сфере экономики см. раздел VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ, а также Приказ МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121, которым утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Часть 5 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает, что дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Главный бухгалтер страхового брокера должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в подразделении субъекта страхового дела, деятельность которого связана с осуществлением бухгалтерского учета и (или) финансовой деятельности, не менее двух лет.

Главный бухгалтер общества взаимного страхования должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) организации страхового брокера, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

  1. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита должны иметь:

— высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем экономическом, финансовом или юридическом образовании;

— стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной, иной финансовой или аудиторской организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации, а также в органах государственного финансового контроля Российской Федерации.

Если указанные лица имеют иное высшее образование, им необходимо подтвердить факт прохождения профессиональной переподготовки в области экономики, финансов или права, представив признаваемый в Российской Федерации документ о прохождении профессиональной переподготовки, а также иметь стаж работы в подразделении субъекта страхового дела, деятельность которого связана с осуществлением бухгалтерского учета, финансовой деятельности или с правовыми вопросами, не менее трех лет.

На должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита не может быть назначено лицо, которое:

1) осуществляло функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера страховщика или входило в состав коллегиального исполнительного органа страховщика в течение двух лет, предшествующих дате назначения на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита;

2) является акционером (участником) страховщика;

3) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с акционерами (участниками) страховщика, либо с лицом, которое является единоличным исполнительным органом страховщика или входит в состав совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа страховщика, либо с главным бухгалтером страховщика.

  1. Актуарий должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом об актуарной деятельности в Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» актуарий должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о соответствующем высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации;

2) не иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (о категории преступлений см. ст. 15 УК РФ);

3) быть членом саморегулируемой организации актуариев.

Актуарий имеет право осуществлять актуарную деятельность со дня вступления в члены саморегулируемой организации актуариев. При этом актуарий может быть членом только одной саморегулируемой организации актуариев.

Саморегулируемая организация актуариев при приеме физических лиц в свои члены вправе предъявлять дополнительные требования, связанные с осуществлением актуарной деятельности и не противоречащие Федеральному закону от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным актам уполномоченного органа.

При вступлении в саморегулируемую организацию актуариев физическое лицо подтверждает свое соответствие требованиям, установленным Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и саморегулируемой организацией актуариев, а также сдает квалификационный экзамен.

  1. Пунктом 6 комментируемой статьи установлены общие требования, предъявляемые в отношении руководителей субъектов страхового дела — юридического лица, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектом страхового дела, главных бухгалтеров страховой и перестраховочной организации, страхового брокера и общества взаимного страхования, внутренних аудиторов и руководителей службы внутреннего аудита, а также членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа субъекта страхового дела — юридического лица. Данные требования сводятся к тому, что все перечисленные лица не могут являться:

1) лицами, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет.

Под финансовой организацией для целей комментируемого Закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;

2) лицами, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации. Согласно ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, медицинским работникам, фармацевтическим работникам;

3) лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти. О неснятой или непогашенной судимости см. ст. 86 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), о преступлениях в сфере экономики см. раздел VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ, о государственных преступлениях см. раздел X «Преступления против государственной власти» УК РФ, Приказ МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121, которым утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Следует обратить внимание, что действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении указанных выше обстоятельств (см. подп. 1 — 3 п. 6 комментируемой статьи) считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.

  1. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации.

Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации, обязано направить уведомление страховой организации и в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами органа страхового надзора. Если указанное уведомление не получено страховой организацией или из указанного уведомления следует, что лицо, которое вправе прямо или косвенно распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации, не соответствует требованиям, установленным пунктом 8 настоящей статьи, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие указанному лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) страховой организации не учитываются.

Орган страхового надзора в рамках осуществления своих надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации.

 

Статья 32.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 07.03.2005 N 12-ФЗ.

 

Статья 32.3. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии

 

Комментарий к статье 32.3

 

  1. Для осуществления страховой деятельности субъект страхового дела должен в обязательном порядке получить лицензию — разрешение уполномоченного органа государственной власти на осуществление соответствующего вида деятельности. Отсутствие указанного разрешения является препятствием при осуществлении страхования, перестрахования и т.п.

Однако в ряде случаев возникают обстоятельства, в силу действия которых уполномоченный орган государственной власти не может и не вправе выдавать разрешение на осуществление данного вида деятельности. В подобной ситуации указанный орган обязан отказать соискателю лицензии в ее выдаче. Отказ может быть окончательным в случае действия неустранимых препятствий либо отлагательным, при наличии препятствий, которые могут быть устранены, и после их устранения такой субъект вправе вновь обратиться с заявлением о выдаче ему лицензии на осуществление страховой деятельности.

Юридические факты, в силу действия которых соискателю отказывается в выдаче лицензии, предусмотрены п. 1 настоящей статьи. В большинстве своем они отражают устранимые препятствия, которые могут быть изменены решением самого соискателя.

Ярким примером неустранимого препятствия для получения лицензии выступает несостоятельность (банкротство) соискателя (см. подп. 9 п. 1 комментируемой статьи), т.е. невозможность такого субъекта удовлетворить все взятые на себя обязательства в добровольном порядке. Как свидетельствует практика арбитражных судов, в большинстве случаев дела о несостоятельности (банкротстве) возбуждаются по инициативе кредиторов, которыми в 90% случаев выступают уполномоченные государственные органы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств, в первую очередь по обязательным платежам в бюджет, влечет применение мер государственного реагирования в виде возбуждения процедуры в деле о банкротстве.

Предотвратить банкротство возможно практически на любой стадии, вплоть до конкурсного производства, за счет погашения обязательств должника его учредителями, продажи предприятия и т.п. Процедуры в деле о банкротстве направлены на погашение возникших долгов и иных обязательств должника. Однако комментируемый Закон предъявляет достаточно жесткие требования к страховщикам, в том числе по финансовому обеспечению собственными средствами, которых у должника в деле о банкротстве, даже в случае его прекращения, недостаточно для осуществления страховой деятельности. В этой связи сам факт возбуждения процедуры банкротства субъекта страхового дела свидетельствует о том, что им не обеспечены страховые резервы, а в ряде случаев не внесены необходимые средства в уставный капитал. В подобном случае уполномоченный орган государственной власти обязан отказать в выдаче лицензии соискателю, поскольку его деятельность не имеет финансовых гарантий.

Иные обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, как правило, являются устранимыми, причем для этого достаточно решения самого соискателя лицензии. Так, использование данных другого юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке и сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела, в большинстве случаев сводится к дублированию фирменного наименования такого субъекта (т.е. использование полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела) (см. подп. 1 п. 1 комментируемой статьи). В соответствии с требованиями ГК РФ наименование юридического лица должно быть оригинальным, не допускается функционирование нескольких субъектов с одним и тем же наименованием, за исключением зависимых и дочерних обществ. Таким образом, Закон предусматривает необходимость индивидуализации субъекта страхового дела. Иные сведения, например ИНН, ОГРН субъекта, являются уникальными, и их использование свидетельствует о мошеннических действиях соискателя лицензии, что также препятствует получению им лицензии. При этом следует обратить внимание, что положения подп. 1 п. 1 комментируемой статьи не распространяются на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Основанием для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии является наличие у соискателя лицензии на деятельность, связанную с осуществлением добровольного страхования жизни; добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни; добровольного имущественного страхования; обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования; перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате на дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче соответствующей лицензии решения этого органа о приостановлении действия ранее выданной лицензии (см. подп. 2 п. 1 комментируемой статьи).

Наиболее распространенным основанием отказа в выдаче лицензии выступает несоответствие представленных соискателем лицензии документов требованиям комментируемого Закона и принятым в соответствии с ним нормативным актам органа страхового надзора (см. подп. 3 п. 1 комментируемой статьи).

Указанное основание может реализовываться в нескольких направлениях, которые рассматриваются Законом в качестве самостоятельных оснований отказа в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности:

— представление неполного пакета документов для выдачи лицензии;

— представление пакета документов с неточностями и ошибками, препятствующими выдаче лицензии и пр. (см. о требованиях, предъявляемых к документам, предоставляемых соискателем на получение лицензии, комментарий к ст. 32 Закона).

Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии (см. подп. 4 п. 1 комментируемой статьи). Указанное положение реализуется на практике достаточно редко, поскольку факт соответствия учредительных документов требованиям законодательства контролирует регистрирующий орган — ФНС РФ, в полномочия которой входит ведение Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В большинстве своем указанное основание относится к выявлению соответствия требованиям комментируемого Закона, в том числе в части определения размера уставного капитала страховщика, а также внесения его в полном объеме до момента представления документов на соискание лицензии. Данное препятствие может быть устранено посредством внесения изменений в учредительные документы юридического лица и их государственной регистрации.

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации, т.е. информации, не соответствующей действительности (см. подп. 5 п. 1 комментируемой статьи). Такая информация может быть объективной (например, в случае допущения ошибки при внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, независимо от содержания такой ошибки) или субъективной, в случае намеренного искажения сведений о соискателе лицензии, что является правонарушением и влечет применение мер юридической ответственности в отношении такого субъекта.

Основным требованием комментируемого Закона ко всем субъектам страхового дела является обеспечение им финансовой устойчивости, т.е. формирование такого объема финансовых ресурсов, который позволит гарантировать, а впоследствии выполнить все взятые на себя страховщиком обязательства. Отсутствие таких финансовых резервов свидетельствует о невозможности покрытия страхового риска при возникновении страхового случая, т.е. указывает на несостоятельность субъекта страхового дела. В случае отсутствия необходимых и предусмотренных комментируемым Законом финансовых гарантий соискатель не может быть допущен к деятельности в соответствующей сфере. Реализация контрольно-надзорных полномочий государства в лице его уполномоченных органов может быть произведена лишь на стадии соискания субъектом лицензии на право осуществления страховой деятельности. В этой связи наиболее действенной мерой ответственности в данном случае выступает отказ в выдаче лицензии по подп. 8 п. 1 комментируемой статьи, где, по существу, обозначены два основания для отказа, являющихся мерой ответственности только при их одновременном существовании:

1) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

2) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о непредставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 комментируемого Закона.

Обратим внимание, что положения подп. 8 п. 1 комментируемой статьи распространяются в отношении соискателя лицензии на деятельность, связанную с осуществлением добровольного страхования жизни; добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни; добровольного имущественного страхования; обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования; перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате.

Самостоятельным основанием (см. подп. 6 п. 1 комментируемой статьи) для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии является несоответствие руководителей (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера, внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита субъекта страхового дела, актуария квалификационным и иным требованиям, установленным комментируемым Законом, Федеральным законом об актуарной деятельности в Российской Федерации (см. комментарий к ст. 32.1 Закона).

Анализ положений п. 1 настоящей статьи свидетельствует о том, что в большинстве своем предусмотренные Законом основания отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности являются устранимыми сравнительно за непродолжительный период времени, что позволит в последующем данному соискателю вновь обратиться в орган, осуществляющий лицензирование.

  1. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть изготовлено в письменной форме и должно соответствовать общим требованиям действующего законодательства. В частности, к числу основных обязательных требований Закон относит необходимость уведомления субъекта страхового дела о любом решении, принятом уполномоченным органом государственной власти.

На реализацию указанного правила применительно к рассматриваемому решению направлены предписания п. 2 настоящей статьи, обязывающие орган страхового надзора власти направить соискателю лицензии решение об отказе в выдаче лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Юридическими причинами отказа в выдаче лицензии выступают обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи. Основанием отказа может выступать как одно из предусмотренных законом обстоятельств, так и несколько.

Обязательным условием направления решения об отказе в выдаче лицензии соискателю лицензии является возможность подтверждения данного факта, а также факта получения решения адресатом. В этой связи Закон прямо предусматривает необходимость направления документа с уведомлением о вручении. Наиболее распространенной формой уведомления адресата о принятом решении выступает заказное письмо с уведомлением, в котором адресат расписывается и самолично проставляет дату его получения.

Детализация положения настоящей статьи направлена на обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и субъектов страхового дела в вопросе получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Законодательное закрепление оснований для отказа в выдаче лицензии определяет порядок осуществления такого взаимодействия с точки зрения Закона, т.е. указывает перечень нарушений, которые недопустимы со стороны соискателя лицензии и в то же время ограничивают свободу принятия решений уполномоченным органом государственной власти.

 

Статья 32.4. Аннулирование лицензии

 

Комментарий к статье 32.4

 

Аннулирование лицензии направлено на прекращение действия ранее выданного документа вследствие обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством. Аннулирование лицензии представляет собой отмену решения о ее выдаче и может производиться исключительно тем органом государственной власти, который принял решение о ее выдаче данному субъекту. Решение об аннулировании лицензии может быть принято только вследствие выявления уполномоченным органом нарушений в деятельности субъекта страхового дела.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

1) непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии. То есть речь идет о фактическом отказе от получения оригинала лицензии при условии вынесения уполномоченным органом решения о ее выдаче. Пассивность соискателя лицензии свидетельствует о том, что он утратил интерес к данному виду деятельности и наличие лицензии не является для него необходимым. Как правило, реализация данного основания связана с добровольным отказом от осуществления страховой деятельности еще до момента начала ее осуществления. Однако в ряде случаев возникает ситуация, в которой соискатель лицензии, получив решение органа страхового надзора о выдаче лицензии, не предпринимает активных действий по ее получению, надеясь, что она придет ему по почте или иным способом. Незнание Закона в данном случае не освобождает от ответственности, и если лицензия не будет получена ее соискателем в установленный Законом срок, то она подлежит аннулированию, решение о ее выдаче отменяется;

2) установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации. Выявление указанных фактов может быть произведено лишь в период с момента принятия решения о выдаче лицензии до ее фактической передаче соискателю, поскольку если такие обстоятельства будут установлены до принятия соответствующего решения, то они являются препятствием для выдачи лицензии и влекут за собой отказ в ее выдаче.

Положения настоящей статьи направлены на обеспечение законности и добросовестности субъектов страхового дела, в том числе и при получении лицензии на осуществление страховой деятельности и ее использовании. Возможность отмены ранее принятого решения выступает существенным рычагом регулирования взаимоотношений между уполномоченным в данной области органом государственной власти и страховщиками.

 

Статья 32.5. Действие лицензии

 

Комментарий к статье 32.5

 

  1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществлении страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила.

Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, например, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией.

По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществления страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии соответствующих оснований. Однако согласно п. 2 комментируемой статьи в случаях, установленных федеральными законами, срок действия лицензии может быть ограничен.

Лицензия действует со дня ее получения субъектом страхового дела.

  1. В качестве оснований прекращения действия лицензии п. 4 комментируемой статьи предусматривает прекращение деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, а также ликвидацию или реорганизацию субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения.

Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление конкретного вида страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.

Однако в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения или выделения действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, не прекращается.

Кроме того, п. 5 комментируемой статьи предусматривается еще одно изъятие из общего правила: действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства Российской Федерации. Орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии субъекту страхового дела — юридическому лицу, созданному в порядке реорганизации в форме преобразования, в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных ст. 32 комментируемого Закона.

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного либо нескольких новых и/или прекращение одного либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Слияние — это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

Разделение — это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

Реорганизация в форме преобразования — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, подвергнутый реорганизации в форме преобразования, прекращает свое юридическое существование, что должно повлечь за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана. Однако в отношении данного правила действует исключение, регламентированное п. 5 комментируемой статьи, о котором уже упоминалось ранее.

Реорганизация в форме присоединения — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, юридическое лицо, к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения юридического лица в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензией. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

Статья 32.6. Ограничение или приостановление действия лицензии

 

Комментарий к статье 32.6

 

  1. В качестве специальных мер ответственности субъекта страхового дела страховщика Закон предусматривает ограничение или приостановление действия лицензии. Однако, предусматривая применение специальных мер ответственности, Закон устанавливает предварительный порядок, суть которого сводится к выдаче предписания об устранении правонарушения субъектом страхового дела.

Вынесение предписания выступает одновременно правом и обязанностью органа страхового надзора.

В состав юридических фактов, являющихся основаниями для выдачи предписания, входят следующие обстоятельства (см. п. 2 комментируемой статьи):

1) осуществление субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством РФ, а также нарушение субъектом страхового дела требований, установленных страховым законодательством. Наиболее распространенным видом нарушения в данном случае выступает осуществление видов деятельности с нарушением ограничений, установленных действующим законом для субъектов страхового дела;

2) несоблюдение страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов, т.е. непредставление гарантий финансовой стабильности, которых требует комментируемый Закон. В частности, наиболее строгому контролю подвергаются уставные капиталы субъектов страхового дела, которые должны быть полностью оплачены всеми участниками данного юридического лица, а также страховые резервы, порядок формирования и размеры которых определяются комментируемым Законом;

3) несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, в том числе несоблюдение головной страховой организацией страховой группы указанных требований на консолидированной основе. В большинстве случаев указанное основание также предполагает необеспечение или ненадлежащее обеспечение гарантий финансовой стабильности субъекта страхового дела, поскольку именно за счет средств финансовой стабильности обеспечивается исполнение взятых на себя обязательств;

4) нарушение субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставление субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора. Указанное требование носит периодический характер и может быть реализовано лишь в случае проявления активной позиции самого органа страхового надзора;

6) установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора неполной и (или) недостоверной информации. Общие требования к информации, представляемой в уполномоченные органы государственной власти и иным уполномоченным субъектам, предусматривают, что представляемая информация должна быть точной, достоверной, полной и т.п. Достоверность представляемой информации указывает на свойство информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью, что важно при исследовании любой системы. Полная информация — это информация, достаточная для цельного описания чего-либо в рамках определенной системы взглядов, определенной роли, т.е. информация в объеме, необходимом для объективно оценки деятельности субъекта страхового дела с точки зрения ее законности и эффективности. Однако зачастую полноту информации рассматривают как обязанность представить всю имеющуюся информацию, что практически невозможно, поскольку понятие и объем всей информации никоим образом не регламентированы. В этой связи представляется необходимым конкретизация объема полноты сведений, которые могут быть истребованы уполномоченным органом;

7) непредставление субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в учредительные и иные документы, обозначенные в п. 11 ст. 32 комментируемого Закона (с приложением документов, подтверждающих такие изменения и дополнения). Данное положение свидетельствует о неисполнении страховщиком обязанностей, прямо предусмотренных комментируемым Законом, в связи с чем орган страхового контроля не имеет полной картины о состоянии и порядке осуществления деятельности субъектом страхового дела.

  1. Анализ оснований, закрепленных в п. 2 комментируемой статьи, свидетельствует о том, что законодатель в полной мере гарантирует обеспечение стабильности рынка страховых услуг и положения субъектов, их осуществляющих. Выданное предписание является обязательным для исполнения субъектом страхового дела, в отношении которого оно вынесено. В этой связи возникает необходимость информационного обмена участников данного процесса.

Выданное органом страхового надзора предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти.

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.

На любое выданное представление субъект страхового дела обязан отреагировать и исполнить данное предписание. Исполнение предписания сводится к устранению обстоятельств, составляющих правонарушение, а также представлению документов и иных сведений о факте принятии мер по результатам выданного предписания. Перечень таких документов определяется субъектом страхового дела самостоятельно применительно к соответствующим видам правонарушений, которые выявлены уполномоченным органом. В данном случае подлежит применению общий принцип, установленный ГК РФ, в соответствии с которым каждый из участников правоотношений обязан доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается. Учитывая, что одной из сторон указанных правоотношений является государство в лице своих уполномоченных органов, его предписания являются императивными и обязательными для исполнения. Другая сторона правоотношений — субъект страхового дела в подобной ситуации обязан доказать обоснованность своих доводов. Доказательством факта устранения правонарушения выступают документы, выданные уполномоченными органами, которые подлежат обязательному представлению в орган страхового контроля в кратчайшие сроки.

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

  1. Закон выделяет два основных последствия неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания: ограничение или приостановление действия лицензии субъекта страхового дела. Существенное значение положений настоящей статьи сводится к определению содержания указанных процедур. Так, п. 5 настоящей статьи раскрывает значение и понятие ограничения действия лицензии, фактически формируя специальную дефиницию в рамках отдельных требований Закона. Аналогичным образом п. 6 настоящей статьи раскрывает сущность приостановления действия лицензии субъекта страхового дела.

Ограничение действия лицензии субъекта страхового дела предусматривает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры. Само понятие ограничения предполагает изменение сферы деятельности страховщика в период применения указанной меры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Таким образом, анализ указанных дефиниций свидетельствует о том, что ограничение и приостановление действия лицензии фактически дублируют друг друга. Закон отражает лишь одно существенное различие между ними: ограничение действия производится в отношении отдельных видов страхования, приостановление — в отношении всех видов деятельности, включенных в лицензию соответствующего субъекта страхового дела.

  1. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования (см. указание Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У «Об опубликовании в «Вестнике Банка России» информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)»).

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

При необходимости копия решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти.

  1. Основным последствием принятия уполномоченным органом решения о приостановлении или ограничении действия лицензии являются ограничения в осуществлении страховой деятельности, которые могут охватывать как отдельные виды страхования, так и весь объем допустимых видов деятельности. Наряду с применением специальных последствий, распространяющихся на конкретного субъекта страхового дела, п. 9 и п. 11 комментируемой статьи предусматривают и ряд общий ограничений в отношении субъектов страхового дела. В частности, в период ограничения или приостановления действия лицензии изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела возможны только с предварительного разрешения органа страхового надзора. Отказ органа страхового надзора в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивированным.

Кроме того, субъекты страхового дела в период ограничения или приостановления действия лицензии не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.

  1. В случае наличия признаков несостоятельности (банкротства) субъекта страхового дела орган страхового надзора применяет процедуры, предусмотренные настоящей статьей с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с приостановлением действия лицензии (за исключением случаев, если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения о приостановлении действия лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве) орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. ст. 183.5 и др.; см. также Приказ Минфина РФ от 8 февраля 2011 г. N 13н «Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями»).

 

Статья 32.7. Возобновление действия лицензии

 

Комментарий к статье 32.7

 

  1. Положения настоящей статьи позволяют говорить о возможности восстановления правового статуса субъекта страхового дела и продолжения осуществления им тех видов страхования, на которые им получена лицензия. Именно с возобновлением ее действия Закон связывает возможность возобновления деятельности субъекта. Однако на практике приостановление или ограничение действия лицензии, как правило, влечет за собой впоследствии ее аннулирование. Восстановление действия лицензии является исключением из общего правила, несвойственным для российской действительности.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

  1. Устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме является основанием для отмены:

— ограничение действия лицензии субъекта страхового дела;

— приостановления действия лицензии субъекта страхового дела.

  1. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора (см. указание Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У «Об опубликовании в «Вестнике Банка России» информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)»).

 

Статья 32.8. Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии

 

Комментарий к статье 32.8

 

  1. Положения настоящей статьи воспроизводят общие правила прекращения деятельности юридических лиц, установленные ГК РФ, предусматривая возможность добровольной (по решению самого юридического лица) или принудительной (на основании судебного решения) ликвидации субъекта страхового дела. Одновременно Закон устанавливает ряд особенностей ликвидационного процесса, в частности, связанного с принятием уполномоченным органом решения об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности.

Страховая деятельность является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем факт отсутствия лицензии, в том числе ее отзыв, означает невозможность осуществления страховой деятельности. Причем в данном случае Закон предусматривает необходимость прекращения всех видов страховой деятельности, которые оговорены в лицензии. Таким образом, указанные юридические факты являются взаимосвязанными и взаимопрекращающими.

Наиболее значимым в данной ситуации является определение юридических фактов — обстоятельств, являющихся основанием для принятия органом страхового надзора решения об отзыве лицензии субъекта страхового дела. Такие юридические факты определены п. 2 настоящей статьи и различаются в зависимости от инициатора данного процесса.

  1. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

1) при осуществлении страхового надзора:

— в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

— в случае неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных комментируемым Законом, другими федеральными законами, нормативными актами органа страхового надзора;

— в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

— в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

2) по инициативе субъекта страхового дела — на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности с приложением документов, указанных в п. 9 комментируемой статьи.

  1. В изъятие из общего правила комментируемый Закон предусматривает, что орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии страховой организации без соответствующего предписания, если этой страховой организацией не выполнено требование об увеличении своего уставного капитала в случае увеличения минимального размера уставного капитала страховщика в соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 25 комментируемого Закона (речь идет об изменении минимального размера уставного капитала страховщика, которое допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода).
  2. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом (см. указание Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У «Об опубликовании в «Вестнике Банка России» информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)»).

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе:

— заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера;

— также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

Одновременно с отзывом лицензии (за отдельными исключениями) орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. ст. 183.5 и др.; см. также Приказ Минфина РФ от 8 февраля 2011 г. N 13н «Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями»).

В качестве исключений, предусматривающих, что временная администрация страховой организации может не назначаться одновременно с отзывом лицензии субъекта страхового дела, комментируемой статьей обозначены следующие случаи:

1) когда временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения об отзыве лицензии в отношении страховой организации уже введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве;

2) если страховая организация до уведомления органа страхового надзора об отказе от осуществления страховой деятельности:

— исполнила обязательства, возникающие из договоров страхования, договоров перестрахования, в том числе произвела страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

— осуществила передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) досрочное прекращение договоров страхования, договоров перестрахования;

— представила в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение указанных обязанностей.

Данное исключение действует при принятии страховой организацией добровольного решения об отказе от осуществления страховой деятельности.

  1. До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан (см. п. 5 комментируемой статьи):

— принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

— исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

— осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Следует обратить внимание, что до выполнения указанных обязанностей субъект страхового дела представляет в орган страхового надзора бухгалтерскую (финансовую) отчетность ежеквартально.

Кроме того, до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы, подтверждающие выполнение указанных обязанностей:

1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела — юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);

3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа и аудиторским заключением на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;

4) оригинал лицензии.

  1. В течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии страховщик уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан (см. комментарий к ст. 26.1 Закона).

При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

  1. Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора (см. комментарий к ст. 26.1 Закона).

Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля.

При этом орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами (капиталом), то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.

  1. Комментируемая статья предусматривает отдельные требования в отношении общества взаимного страхования, прекращение страховой деятельности которого или его ликвидация обусловлены отзывом лицензии.

Общество взаимного страхования, осуществляющее страхование имущественных интересов своих членов непосредственно на основании устава общества, после дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии не вправе принимать новых членов общества взаимного страхования, а также вносить изменения в правила страхования.

До истечения шести месяцев после дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии общество взаимного страхования обязано:

— принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о ликвидации общества взаимного страхования;

— исполнить обязательства по страхованию (перестрахованию), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

— осуществить расторжение договоров страхования (перестрахования).

До выполнения обозначенных обязанностей общество взаимного страхования представляет в орган страхового надзора бухгалтерскую (финансовую) отчетность ежеквартально.

До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы, подтверждающие выполнение указанных обязанностей:

1) решение о ликвидации общества взаимного страхования, принятое общим собранием общества взаимного страхования;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии требований в письменной форме страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств по страхованию (перестрахованию);

3) бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа;

4) оригинал лицензии.

Обязательства общества взаимного страхования по страхованию (перестрахованию) не подлежат передаче другому страховщику.

10. В случае осуществления субъектами страхового дела страховой деятельности (за исключением выполнения обязательств, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 5 и подп. 2 и 3 п. 9.3 комментируемой статьи) орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code