Статья 31. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Комментарий к статье 31 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. Положения настоящей статьи ориентированы и направлены на обеспечение возможности осуществления деятельности в качестве страховщика любому субъекту, который изъявил желание на ее осуществление и соответствует требованиям действующего законодательства.

В то же время пресечение монополистической деятельности не является предметом правового регулирования комментируемого Закона и определяется им в качестве отсылочного предписания к нормам специального закона и подзаконных актов. В этой связи положения комментируемой статьи лишь констатируют общий принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

В качестве специального нормативного акта в данной сфере выступает Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку иные нормативные акты, регламентирующие в той или иной мере вопросы конкуренции и монополии страховщиков, в настоящее время утратили силу либо фактически не применяются к правоотношениям с участием указанных субъектов.

В настоящее время еще не утратил своей юридической силы Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467, которым утвержден Перечни видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги. К перечню страховых услуг в целях названного Приказа относятся услуги по конкретным видам страхования, относящимся к:

— обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;

— добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;

— добровольному имущественному страхованию;

— добровольному страхованию ответственности;

— перестрахованию;

— взаимному страхованию.

При определении потенциальных монополистов в среде страховщиков учитываются субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Именно в отношении таких лиц действующее законодательство устанавливает ряд специальных запретов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359 доминирующим признается положение страховой организации на рынке, дающее ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения страховой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на рынок.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение страховщика, в отношении которого выполняются в совокупности следующие условия:

— доля организации превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

— доля организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.

Установление доминирующего положения страховой организации осуществляется с учетом следующих сведений, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, страховых организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов страховых организаций, экспертов, а также иных юридических и физических лиц:

а) данные государственной статистической отчетности, финансово-экономической и иной отчетности страховых организаций;

б) сведения об объеме предоставленных услуг;

в) сведения, характеризующие сферу обращения страховой услуги;

г) сведения о возможности страховой организации оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги на соответствующем товарном рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов;

д) заключения независимых экспертиз;

е) данные о состоянии и структуре товарного рынка;

ж) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок.

  1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Обеспечение добросовестной конкуренции призвано способствовать развитию рынка страховых услуг и повышению их качества применительно к каждому отдельному субъекту страхового дела. Роль органов государственной власти в пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции направлена на обеспечение режима законности деятельности страховщиков и стимулирование деятельности добросовестных субъектов, предоставляющих широкий спектр услуг в сочетании с их высоким качеством.

  1. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 339 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации. Исполнения указанной функции осуществляется ФАС России и ее территориальными органами (далее вместе — антимонопольный орган).

Предметом государственного контроля является соблюдение антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Исполнение антимонопольным органом обозначенной государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

— прием и регистрация заявления, материалов;

— рассмотрение заявлений, материалов и сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

— выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

— возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

— рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

— пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам;

— получение заинтересованными лицами результата исполнения государственной функции.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code