Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Глава IV. НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОГО ДЕЛА

 

Комментарий к статье 30 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. В целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых комментируемым Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела осуществляется надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор).

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора. До момента вступления в силу Указа Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» таким органом являлась Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Однако согласно названному Указу Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России) с передачей ей функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2013 г. N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» с 1 сентября 2013 г. ФСФР России прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», вступившим в силу 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений, для которых данным Законом установлены иные сроки).

Таким образом, с 1 сентября 2013 г. функции органа страхового надзора выполняет Банк России. Следует отметить, что согласно с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России, применяются нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Такую группу актов применительно к рассматриваемой сфере в своем большинстве составляют акты, принятые Федеральной службой по финансовым рынкам в рамках осуществления функций органа страхового надзора, закрепленных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков» (утратило силу с 1 сентября 2013 г.).

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основным актом, определяющим статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России, является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

  1. Страховой надзор, базируясь на принципах законности, гласности и организационного единства, согласно комментируемой статье включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела (см. комментарий к ст. 32 Закона);

2) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела (см. комментарий к ст. 4.1 Закона);

3) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности (см., например, Приказ Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 8н «Об утверждении Порядка осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации»);

4) выдачу в предусмотренных комментируемым Законом случаях разрешений, в том числе:

— на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов (см. комментарий к ст. 6 Закона);

— на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций (см. комментарий к ст. 6 Закона);

— на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела;

— на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями (см. комментарий к ст. 6 Закона);

5) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. Приказ Минфина РФ от 8 февраля 2011 г. N 13н «Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями»). С информацией о принятии Банком России решений о назначении временной администрации за 2014 год можно ознакомиться на официальном сайте Банка России: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/Temp_admin_insurance_org/2014.htm&pid=insurance_industry&sid=itm_17107.

  1. Комментируемый Закон в п. 3 настоящей статьи закрепляет необходимость опубликования Банком России (это один из возможных вариантов обеспечения принципа гласности, обозначенных п. 2 комментируемой статьи) в определенном им печатном органе и (или) размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет следующей информации:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора. Так, Банком России на своем сайте размещены Типовые разъяснения по составлению отчетности (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=insurance_industry#QA_IncFile_56294);

2) сведения из Единого государственного реестра субъектов страхового дела (см. URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/common/upload/Reestr_SSD_na_31032014.xls, URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/common/upload/Reestr_SSD_na_31122013.xls), а также реестра объединений субъектов страхового дела (см. URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/association_insurance_entities.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_27557);

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности (см. комментарий к ст. 32.6 Закона) (на сайте Банка России данного рода информация (помимо публикации в «Вестнике Банка России») размещается в разделе «Пресс-релизы» (URL: http://www.cbr.ru/Press/?PrtId=month_archive); см., например, информацию «О приостановлении действия лицензий на осуществление страхования и перестрахования и о назначении временной администрации в ОСАО «Россия»: URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=131023_193432sfr4.htm);

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности (см. комментарий к ст. 32.8 Закона) (на сайте Банка России данного рода информация (помимо публикации в «Вестнике Банка России») размещается в разделе «Пресс-релизы» (URL: http://www.cbr.ru/Press/?PrtId=month_archive); см., например, информацию от 25 апреля 2014 г. «Об отзыве лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности субъекта страхового дела»: URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=25042014_154145SFR5.htm и др.);

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с комментируемым Законом и другими федеральными законами. В частности, Банком России размещена на своем сайте нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по страхованию: URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/normative_base_insurance.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_35769.

Согласно указанию Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У информация Банка России по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела) подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» (см. URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=vestnik).

  1. В п. 5 комментируемой статьи Закон устанавливает обобщенные обязанности субъектов страхового дела, которые детализируются в зависимости от конкретного субъекта и вида страхования.

Итак, все субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве) (см. комментарий к ст. 28 Закона);

3) исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

  1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

На основании мониторинга и оценки деятельности субъектов страхового дела орган страхового надзора может проводить внеплановые документарные проверки страховых организаций в случае отклонения их фактических финансовых показателей от нормативных.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

С позиции Минэкономразвития (см. URL: http://ins.1prime.ru/news/0/%7BE2C1F2D5-8B47-4A44-8BC4-132B7F733BA4%7D.uif) процедура мониторинга деятельности субъектов страхового дела может рассматриваться как основная новелла в рамках изменений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ, целью которой обозначена возможность выявления на ранней стадии рисков банкротства или снижения платежеспособности страховых организаций, а значит, и возможность своевременного реагирования контролирующих органов на создавшиеся риски.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code