Статья 28. Учет и отчетность

Комментарий к статье 28 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

  1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности (далее — отчетность в порядке надзора).

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов страховщиков, которые они обязаны в установленные сроки представлять в уполномоченные органы.

Отчетность в порядке надзора составляют страховщики, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

Необходимо обратить внимание, что учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных п. 1 ст. 4 комментируемого Закона (операций по страхованию жизни), и учет операций по страхованию иных объектов страхования (операций по страхованию иному, чем страхование жизни) ведутся раздельно.

Страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора. В данной сфере действуют следующие нормативные правовые акты:

— Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2013 г. N 13-17/пз-н «Об утверждении форм отчетности в порядке надзора страховщиков и Порядка составления и представления страховщиками отчетности в порядке надзора»;

— Приказ Минфина РФ от 27 июля 2012 г. N 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» (применяется в части, не противоречащей Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24 мая 2012 г. N 12-33/пз-н «Об утверждении Формы статистической отчетности N 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» и Порядка ее составления и представления».

Страховщики составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами и представляют эту отчетность в орган страхового надзора в порядке и в сроки, которые установлены таким органом. Требования к бухгалтерскому учету операций по страхованию, сострахованию, перестрахованию и взаимному страхованию (включая особенности применения плана счетов бухгалтерского учета), а также особенности формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливаются федеральными и (или) отраслевыми стандартами, утвержденными в порядке, установленном Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (см. также Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»; Приказ Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).

Страховые брокеры составляют статистическую отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора (см. Приказ Минфина РФ от 11 мая 2006 г. N 76н «О порядке представления сведений о страховой брокерской деятельности).

Головная страховая организация страховой группы обязана представлять в орган страхового надзора отчетность в порядке надзора на консолидированной основе по формам, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора. О представлении консолидированной финансовой отчетности см. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ.

  1. В отчетности в порядке надзора раскрывается следующая информация:

1) нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховщика и принятых обязательств;

2) состав и величина сформированных страховых резервов и результаты их изменений;

3) состав и структура активов, в которые размещены собственные средства (капитал) страховщика;

4) состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов страховщика;

5) операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;

6) структура финансового результата деятельности страховщика по отдельным видам страхования;

7) состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика;

8) иная информация, установленная нормативными правовыми актами органа страхового надзора.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 06 марта 2013 г. N 13-17/пз-н «Об утверждении форм отчетности в порядке надзора страховщиков и Порядка составления и представления страховщиками отчетности в порядке надзора» в состав отчетности в порядке надзора включаются:

— отчет о составе и структуре активов (форма N 7-страховщик);

— отчет о страховых резервах (форма N 8-страховщик);

— отчет о платежеспособности (форма N 9-страховщик);

— отчет об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик);

— отчет о структуре финансового результата по видам страхования (форма N 11-страховщик);

— отчет о филиалах и представительствах (форма N 12-страховщик);

— отчет об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах (форма N 13-страховщик);

— пояснительная записка.

Страховые медицинские организации, осуществляющие только обязательное медицинское страхование, не включают в состав отчетности в порядке надзора: отчет о страховых резервах (форма N 8-страховщик), отчет о платежеспособности (форма N 9-страховщик), отчет об операциях перестрахования (форма N 10-страховщик) и отчет о структуре финансового результата по видам страхования (форма N 11-страховщик).

Общества взаимного страхования не включают в состав отчетности в порядке надзора: отчет о платежеспособности (форма N 9-страховщик), отчет об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах (форма N 13-страховщик).

Отчетность в порядке надзора представляется в одном экземпляре на бумажном носителе (ксерокопии не принимаются) по утвержденным формам, а также в виде электронного документа.

В формах отчетности в порядке надзора, представляемой на бумажном носителе, не должно быть никаких подчисток и помарок, все страницы отчетов должны быть скреплены и пронумерованы. Отчетность в порядке надзора в виде электронного документа представляется на сменных носителях информации или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. При этом информация, представленная в виде электронного документа, должна соответствовать (быть идентичной) информации, представленной на бумажном носителе.

В случае представления отчетности в порядке надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с ФЗ «Об электронной подписи», ее представление на бумажном носителе не требуется.

Программными средствами, необходимыми для составления и представления отчетности в порядке надзора, а также бланками форм отчетности в порядке надзора страховщики обеспечиваются самостоятельно.

Страховщики должны формировать, заполнять и распечатывать бланки форм, руководствуясь утвержденными формами отчетности в порядке надзора. При этом допускается вносить изменения в утвержденные формы отчетности в порядке надзора только в части расширения и сужения строк и граф с учетом количества знаков в строке, графе. Внесение дополнительных реквизитов и удаление отдельных реквизитов из утвержденных форм отчетности в порядке надзора не допускается. Все реквизиты утвержденных форм отчетности в порядке надзора должны оставаться без изменений (включая коды строк, нумерацию граф, номера и наименования форм, разделов и т.д.).

Отчетность в порядке надзора должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков, кроме случаев, для которых предусмотрен иной порядок.

Наименование иностранного юридического лица, имя иностранного физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя), включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии), могут указываться на английском языке.

Отчетность в порядке надзора в конце каждой формы подписывается руководителем (директором) страховщика или лицом, исполняющим его обязанности, с указанием даты ее подписания. Если формы отчетности в порядке надзора подписаны лицом, исполняющим обязанности руководителя (директора) страховщика (в случае его временной нетрудоспособности, отпуска или отсутствия по другой причине), то к сопроводительному письму прилагается копия организационно-распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей. Также в конце каждой формы отчетности в порядке надзора указывается должностное лицо, ответственное за ее составление, его должность, фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) полностью, номер контактного телефона.

Основными требованиями при представлении отчетности в порядке надзора являются полнота ее заполнения, своевременность представления, а также достоверность отчетных данных. Отчетность в порядке надзора должна соответствовать данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В формах отчетности в порядке надзора заполняются все предусмотренные показатели, просчитываются и заполняются все промежуточные и итоговые строки и графы.

В пояснительной записке к отчетности в порядке надзора должны быть даны пояснения о причинах расхождения показателей форм отчетности в порядке надзора с аналогичными показателями форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, невыполнения контрольных соотношений показателей отчетности в порядке надзора. Указанные пояснения должны содержать полную информацию, относящуюся к показателям форм отчетности в порядке надзора, по которым имеются расхождения, невыполненные контрольные соотношения (выдержки из правил страхования, договоров страхования (сострахования, перестрахования), применяемой учетной политики и т.д.).

  1. Условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде электронных документов, контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения страховщиков и страховых брокеров органом страхового надзора не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода путем размещения указанной информации на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Об условиях применения указанных положений см.:

— информационное письмо Банка России от 31 декабря 2013 г. N 50-13-ВЧ-12/16000 «О контрольных соотношениях показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора»;

— информационное письмо Банка России от 25 декабря 2013 г. N 50-13-СШ-12/14989 «О контрольных соотношениях показателей Отчета об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах (форма N 13-страховщик)»;

— информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 29 августа 2013 г. N 13-ДП-12/33072 «Об условиях и форматах представления страховщиками промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора в виде электронного документа, а также о контрольных соотношениях показателей отчетности за девять месяцев 2013 года»;

— информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 июня 2013 г. N 13-ДП-12/23781 «Об условиях и форматах представления страховщиками формы статистической отчетности N 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» в виде электронного документа, а также о контрольных соотношениях ее показателей, начиная с отчетности за первое полугодие 2013 года»;

— информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 июня 2013 г. N 13-ДП-12/23780 «Об условиях и форматах представления страховщиками промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора в виде электронного документа, а также о контрольных соотношениях показателей отчетности за первое полугодие 2013 года»;

— информационное письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 июня 2013 г. N 13-СХ-12/23427 «Об условиях и форматах представления страховщиками промежуточной отчетности в порядке надзора в виде электронного документа, а также о контрольных соотношениях ее показателей за первый квартал 2013 года».

  1. Орган страхового надзора размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводную информацию о деятельности субъектов страхового дела, а также информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела.

Так, на сайте Банка России в разделе «Рынок страховых услуг» (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=insurance_industry) размещена следующая информация:

— формы отчетности (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/Report_subj_of_insurance/Form_of_report.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_60066);

— сведения из отчетности субъектов страхового дела (URL: http://lks.fcsm.ru/publication);

— условия, форматы и порядок представления отчетности (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/Report_subj_of_insurance/Formats_of_report.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_12078);

— типовые разъяснения по составлению отчетности (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=insurance_industry#QA_IncFile_56294);

— формы отчетности для осуществления страхового надзора (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/common/upload/Formy_otchetnosti_po_zaprosu.doc);

— порядок составления и представления форм отчетности для осуществления страхового надзора (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/Report_subj_of_insurance/form_order.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_45765);

— контрольные соотношения к отчетности предоставляемой по запросу за 9 месяцев 2012 года (URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/insurance_industry/Report_subj_of_insurance/kontrolnue_sootnosheniya.htm&pid=insurance_industry&sid=ITM_29327);

Статья 28.1. Внутренний контроль

 

Комментарий к статье 28.1

 

  1. Комментируемый Закон обязывает страховщиков организовывать систему внутреннего контроля, обеспечивающую достижение следующих целей:

— эффективность и результативность (в том числе безубыточность) финансово-хозяйственной деятельности страховщика при совершении страховых и иных операций;

— эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика;

— эффективность управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по поддержанию уровня рисков, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика);

— достоверность, полнота, объективность бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременность составления и представления такой отчетности;

— соблюдение работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности;

— противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными учредительными документами и внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, осуществляют:

— органы управления страховщика;

— ревизионная комиссия (ревизор) страховщика;

— главный бухгалтер страховщика (его заместители);

— внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика;

— специальное должностное лицо, структурное подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— актуарий;

— другие работники и структурные подразделения страховщика в соответствии с полномочиями, определенными внутренними организационно-распорядительными документами страховщика.

  1. Рассмотрим, как реализованы нормы комментируемой статьи на практике, в частности в ОАО «Росгосстрах». Решением совета директоров данной организации (протокол от 14 апреля 2014 г. N 2) утверждено положение о внутреннем контроле финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Росгосстрах» (см. URL: http://www.rgs.ru/media/about/official_record/information/OAO/regulations/Polozheniya%20o%20vnutr%20kontrole_new%20edition_14042014.pdf).

Основной целью внутреннего контроля в ОАО «Росгосстрах» (далее по тексту комментируемой статьи — общество) является обеспечение эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности, поддержание рисков на уровне, не угрожающем интересам акционеров общества, финансовой устойчивости и платежеспособности общества.

Основными задачами внутреннего контроля являются:

1) оперативное выявление, предотвращение и ограничение нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности общества;

2) контроль финансового состояния общества;

3) контроль за соблюдением структурными подразделениями общества и должностными лицами общества требований законодательства ОФ и установленных в обществе контрольных процедур при совершении ими финансово-хозяйственных операций общества.

Процедуры внутреннего контроля включают в себя следующие мероприятия:

— определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления общества;

— распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в общества, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников общества;

— выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности общества;

— организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщения, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности общества, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри общества;

— доведение до всех сотрудников общества их обязанностей в части внутреннего контроля;

— определение критериев и оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников общества;

— использование адекватных способов учета событий, операций и транзакций;

— проверка сохранности активов;

— утверждение и осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;

— надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;

— разделение ключевых обязанностей между сотрудниками общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждению операций по учету, выдаче, хранению, получению ресурсов, анализу и проверке операций);

— разграничение доступа членов органов управления и контроля общества, а также иных сотрудников общества к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ;

— регулярные оценки качества системы внутреннего контроля.

Процедуры внутреннего контроля подлежат документированию, а также утверждению соответствующими органами управления общества при наличии такой необходимости.

Внутренний контроль осуществляется следующими органами общества:

— советом директоров;

— комитетом по аудиту;

— генеральным директором;

— правлением;

— ревизионной комиссией;

— главным бухгалтером общества (его заместителями);

— департаментом внутреннего контроля — службой внутреннего аудита (ДВК-СВА);

— специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию мероприятий по осуществлению внутреннего контроля;

— актуарием;

— другими работниками общества и структурными подразделениями общества в соответствии с полномочиями, определенными внутренними организационно-распорядительными документами общества.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, подразделений и филиалов общества проводятся на основе годовых планов (графиков) проверок, утверждаемых комитетом по аудиту.

 

Статья 28.2. Внутренний аудит

 

Комментарий к статье 28.2

 

  1. В целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации (в том числе страховому законодательству), правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов страховщик организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо (внутреннего аудитора) или создает структурное подразделение (службу внутреннего аудита).
  2. В целях организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (положение о внутреннем аудите), которое должно содержать:

1) цели и задачи внутреннего аудита;

2) объекты внутреннего аудита в соответствии с моделями управления рисками страховщика;

3) формы и методы внутреннего аудита;

4) порядок действий внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в случае выявления нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

5) состав отчетности о результатах проведенных проверок, формы и порядок ее представления;

6) порядок осуществления контроля (в том числе проведения повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных внутренним аудитором, службой внутреннего аудита нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

7) порядок информирования акционеров (участников) страховой организации, членов общества взаимного страхования о всех нарушениях, допускаемых органами управления страховщика в случае принятия ими решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, а также общего собрания членов общества взаимного страхования;

8) полномочия, права и обязанности внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита;

9) форму и порядок осуществления оценки рисков и оценки эффективности управления рисками;

10) порядок осуществления оценки целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

11) форму и порядок осуществления проверки обеспечения сохранности активов;

12) форму и порядок участия в проведении анализа финансового состояния страховщика;

13) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

Положение о внутреннем аудите утверждается советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации или при его отсутствии общим собранием акционеров (участников) страховой организации, общим собранием членов общества взаимного страхования.

  1. Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, правления общества взаимного страхования, подчинены и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) страховой организации, общему собранию членов общества взаимного страхования или при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации, подчинены и подотчетны общему собранию акционеров (участников) страховой организации.

Для лица, назначенного на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита, совмещение должностей не разрешается.

Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита могут быть включены в состав ревизионной комиссии страховщика. Внутренний аудитор, руководитель и работники службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях страховщика, могут участвовать в проверке деятельности этих структурных подразделений по истечении двенадцати месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях.

  1. Пунктами 6, 7 и 8 комментируемой статьи регламентированы основные полномочия внутреннего аудитора и службы внутреннего аудита, их права и обязанности.

По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам (участникам) страховой организации, членам общества взаимного страхования. Наряду с информацией о выявленных по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности страховщика и об их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков.

В случае выявления по результатам проверок нарушений в виде принятия органами управления страховой организации решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита уведомляют в письменной форме акционеров (участников) страховой организации, имеющих более одного процента акций (долей участия в уставном капитале страховой организации), не позднее чем в течение пятнадцати дней с момента выявления таких нарушений.

По запросу органа страхового надзора страховщик обязан представлять отчеты внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в сроки, установленные этим запросом.

  1. Рассмотрим, как реализованы нормы комментируемой статьи на практике, в частности в ОСАО «РЕСО-Гарантия». Советом директоров данной организации (протокол от 28 февраля 2014 г. N 77) утверждено положение о внутреннем аудите ОСАО «РЕСО-Гарантия» (см. URL: http://www.reso.ru/Shareholders/Indocs/doc20140304154850.pdf).

В указанном положении под внутренним аудитом понимается деятельность, осуществляемая в ОСАО «РЕСО-Гарантия» (далее по тексту комментируемой статьи — общество) службой внутреннего аудита (далее по тексту комментируемой статьи — служба, служба внутреннего аудита) в целях обеспечения:

— надлежащего уровня надежности внутреннего контроля;

— оценки его эффективности;

— проверки соответствия деятельности общества законодательству РФ, в том числе страховому законодательству, правилам и стандартам профессиональных объединений, союзов, ассоциаций страховщиков, положениям внутренних организационно-распорядительных документов.

К задачам осуществления внутреннего аудита в обществе отнесены:

— своевременное выявление и анализ рисков в деятельности общества;

— обеспечение достоверности финансовой и управленческой информации, а также отчетности общества;

— обеспечение сохранности активов общества и эффективного использования ресурсов общества;

— содействие построению оптимальной организационной структуры общества;

— проверка соответствия деятельности общества законодательству РФ, правилам и стандартам объединений страховщиков, учредительным документам общества, соблюдение требований внутренних процедур (в том числе внутренних организационно-распорядительных документов), установленных (принятых) в обществе;

— проведение оценки эффективности, результативности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе безубыточность деятельности при совершении операций и сделок);

— обеспечение эффективности управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственным капиталом, страховыми и иными обязательствами Общества;

— осуществление оценки рисков и оценки эффективности управления рисками общества (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя обществом, принятие мер по их поддержанию на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности общества);

— проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления структурными подразделениями общества (в том числе обособленными) бухгалтерской, статистической и специализированной отчетности в органы управления Общества и его акционерам;

— обеспечение поддержания этических принципов и профессионализма (компетентности) работников общества;

— проверка соблюдения обществом правил внутреннего контроля и реализация программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— осуществление анализа причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности общества, дача рекомендаций по предупреждению нарушений и недостатков, аналогичных выявленным по результатам проверок нарушениям и недостаткам в деятельности общества;

— проверка и обеспечение эффективности функционирования системы внутреннего контроля общества;

— принятие участия в проведении анализа финансового состояния общества и разработке перечня мер по предупреждению банкротства;

— согласование отчетов, в том числе промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности общества;

— осуществление проверки достоверности, полноты, объективности представляемых в орган страхового надзора, федеральные органы исполнительной власти отчетности, информации, включая план восстановления платежеспособности общества, и контроль за своевременностью такого представления.

Направления внутреннего аудита:

1) оценка эффективности организационной структуры общества;

2) контроль за основными направлениями страховой деятельности общества, анализ результатов указанной деятельности;

3) контроль за соблюдением финансовой дисциплины в обществе и выполнением решений органов управления и должностных лиц общества;

4) обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований бухгалтерского учета в общества;

5) проверка исполнения бюджета общества и его структурных подразделений;

6) поверка соответствия соглашений общества с третьими лицами действующему законодательству;

7) контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления интересам общества.

Процедуры внутреннего аудита:

— определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления обществом;

— распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в обществе, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников общества;

— выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности общества;

— организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности общества, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри общества;

— доведение до всех сотрудников общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;

— определение критериев и оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников общества;

— использование адекватных способов учета событий, операций и сделок;

— проверка сохранности активов;

— обеспечение утверждения и осуществления операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;

— надлежащее документирование процедур внутреннего аудита и оценки рисков;

— распределение ключевых обязанностей между сотрудниками общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждению операций, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);

— разграничение доступа членов органов управления и контроля общества, а также иных сотрудников общества к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ;

— регулярные оценки качества системы внутреннего аудита и оценки рисков.

В соответствии с рисками деятельности общества, возникающими в процессе страхования, основными объектами его внутреннего аудита являются:

1) страховые взносы и страховые выплаты, оцениваемые при проверках правильности их учета;

2) страховые резервы, анализируемые при проверках правильности их формирования, а также правил их размещения.

Дополнительными объектами внутреннего аудита общества выступают:

— внутренняя нормативная база общества (правоустанавливающие документы, договоры страхования и перестрахования, учетная политика и др.), анализируемые при проверках общей деятельности общества, проверках соответствия правилам страхования и требованиям действующего законодательства, проверках формирования и раскрытия учетной политики;

— основные средства, нематериальные и другие внеоборотные активы, финансовые вложения, расходы, денежные средства и прочие оборотные активы, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, финансовые результаты, анализируемые при проверках финансовой отчетности общества;

— расчетные операции, отражаемые в проверках финансовой отчетности общества;

— годовая бухгалтерская отчетность, проверяемая при внутреннем аудите финансовой отчетности общества.

Дополнительными объектами внутреннего аудита общества могут выступать другие объекты, аудит которых включен в план проведения плановых проверок службы внутреннего аудита на текущий календарный год либо определяемые о внеплановых проверках в течение календарного года.

Анализ системы управления рисками, пересмотр рисков и их оценка производятся по мере необходимости.

Служба внутреннего аудита проводит проверки деятельности общества в соответствии с целями внутреннего аудита. Службой внутреннего аудита проводятся плановые и внеплановые проверки, дистанционный контроль, проверки результатов устранения нарушений и недостатков, выявленных проверками внутреннего аудитора. Плановые и внеплановые проверки проводятся сотрудниками службы внутреннего аудита в документарной форме.

При проведении проверки внутренний аудитор может применять методы, позволяющие организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки:

— методы фактического контроля: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки;

— документальные методы: исследование документов, информационное моделирование и иные формы документальных методов;

— расчетно-аналитические методы: экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок службы внутреннего аудита на текущий календарный год. В плане указываются даты проведения проверок, которые проводятся не реже чем один раз в квартал. План утверждается руководителем службы внутреннего аудита.

Внеплановые проверки проводятся в целях подтверждения факта исполнения обществом либо его структурным подразделением (в том числе обособленным) ранее выявленного нарушения, установленного службой внутреннего аудита при проведении проверки.

Решение о проведении проверки принимает руководитель службы внутреннего аудита.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code