§ 4. Особенности производства отдельных процессуальных действий с участием иностранных граждан

Производство каждого процессуального действия с участием иностранных граждан имеет свои специфичные особенности.

Прежде всего, эти особенности связаны с обладанием полным или частичным дипломатическим иммунитетом некоторых иностранцев, языковым барьером, психологическими факторами, кратковременностью пребывания, необходимостью сотрудничества с правоохранительными органами других государств.

В этой связи рассмотрим особенности осуществления осмотра места происшествия, допроса и очной ставки, задержания, предъявления лица для опознания.

Осмотр места происшествия, имеет свои особенности в случаях совершения преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом или в отношении такого лица.

Сам факт заявления дипломата о совершенном в отношении него преступлении, нельзя рассматривать как просьбу провести с его участием все необходимые следственные действия. Следует помнить, что если нет его письменной просьбы и не получено через МИД согласие, возможно проведение лишь таких следственных действий, которые не затрагивают дипломатического иммунитета.

Например, при краже из жилища производится только наружный осмотр жилища. В этом случае в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, по какой причине в его проведении не участвует иностранец, обладающий иммунитетом.

Когда в письменном заявлении лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, указано, что оно просит произвести с его участием конкретное следственное действие, то следователь его проводит, после чего, через руководителя следственного органа, уведомляет об этом Министерство иностранных дел России.

В случае, если иностранец, обладающий дипломатическим иммунитетом не может участвовать при осмотре места происшествия, например, в результате дорожно-транспортного происшествия получил травму, то в такой ситуации на место происшествия для участия в осмотре автомобиля указанного лица необходимо вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время через дежурного по МИД, представителя посольства для того, чтобы при его участии осмотреть указанный автомобиль, а также передать имущество, находящееся в нем и сам автомобиль в его распоряжение.

Тщательный осмотр места происшествия с участием иностранного гражданина, а также осмотр его автомобиля и других транспортных средств позволит эффективно разрешить спорные вопросы, связанные с механизмом происшествия и с возмещением материального вреда.

Если водитель дипломатического представительства управлял личным автомобилем и произошло ДТП, то необходимо перед осмотром места происшествия выяснить цель его поездки. Только убедившись в том, что он не выполнял функциональные обязанности, связанные с дипломатической деятельностью, следственные действия в данном случае проводятся на общем основании.

Осмотр места происшествия при поступлении информации о совершенном в отношении иностранца преступлении производится незамедлительно ввиду кратковременности пребывания иностранных граждан на территории России. В случаях, если иностранный гражданин присутствует при осмотре места происшествия и не владеет языком судопроизводства, необходимо пригласить переводчика.

Важной предпосылкой успешного допроса является тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Под подготовкой к допросу следует понимать совокупность предварительно проводимых мероприятий с целью обеспечения результативности допроса.

При подготовке к допросу следователь должен:

изучить материалы дела;

определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению;

проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого;

установить, пользуется ли иностранец, которого следует допросить, дипломатическим иммунитетом;

владеет ли он языком судопроизводства;

определить время и место проведения следственного действия;

подготовить технические средства, необходимые для производства допроса;

обеспечить явку переводчика, других специалистов, необходимость присутствия которых потребуется при производстве следственного действия;

организовать явку допрашиваемого, находящегося на территории России или за ее пределами.

Вызов иностранца для производства процессуальных действий из-за границы осуществляется через компетентные органы в соответствии со ст. 456 УПК РФ и договорами о правовой помощи. Иностранцев, находящихся на территории России, как правило, вызывают через администрацию Российских учреждений и организаций, куда они прибыли.

Так, например, студенты и аспиранты вызываются на допрос через деканаты Вузов, специалисты, рабочие, представители различных фирм через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли. Если иностранный гражданин прибыл по приглашению частных лиц, то он может быть вызван через российских граждан, к которым он приехал.

При подготовке служебного кабинета для производства допроса иностранных граждан, следователь, учитывая специфику допроса иностранцев, для установления психологического контакта, по возможности должен исключить присутствие при допросе других лиц, не принимающих участия в производстве следственного действия. Это условие необходимо, так как следственные действия с участием иностранных граждан, в целях исключения их повторного вызова, целесообразно производить с использованием видеозаписи.

Важное значение при подготовке к производству допроса иностранных граждан имеет изучение личности допрашиваемых. Для правильного определения тактики предстоящего допроса нужно знать, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец, это необходимо для установления психологического контакта с допрашиваемым.

Заранее зная государственную принадлежность допрашиваемого, его национальность, следователь получает возможность предварительно изучить особенности обращения граждан друг к другу в этой стране, национальные обычаи и нравы, вероисповедование допрашиваемого. В необходимых случаях может ознакомиться с политической системой страны, ее историей, это может способствовать оптимальной организации и производства допроса.

Достаточно сложную задачу при подготовке к производству допроса иностранных граждан, не владеющих языком судопроизводства, имеет порядок организации допроса с участием переводчика. При производстве расследования по уголовным делам данной категории, как известно, должен участвовать переводчик, процессуальное положение которого в целом определено ст. 59 УПК РФ.

На практике участие переводчика в производстве следственных действий является проблематичным. Проблема состоит в том, что услуги переводчика должны быть оплачены за счет государственного бюджета, так как для иностранного гражданина действует «Международный пакт о гражданских и политических правах», где в п. “f” ст. 14 указано на право пользоваться бесплатной помощью переводчика.

При производстве допроса иностранных граждан не исключены и конфликтные ситуации. Любая конфликтная ситуация предполагает противодействие расследованию. Задача следователя в этой ситуации- изобличить допрашиваемого во лжи, в попытке утаить, скрыть или исказить истину.

При допросе иностранцев, не владеющих языком судопроизводства, надо учитывать, что переводчик не всегда может точно перевести показания допрашиваемого в виде свободного рассказа, поэтому целесообразно использовать форму допроса в виде «вопрос-ответ».

При допросе иностранных граждан применимы многие тактические приемы, используемые при допросе граждан России, и рекомендации, предлагаемые в криминалистической литературе по тактике допроса. Однако наряду с этими рекомендациями при допросе иностранных граждан следует учитывать и некоторые специфичные особенности тактического характера.

Весьма ценным в деятельности следователя по расследованию таких преступлений является умение установить психологический контакт и использовать арсенал других тактических приемов для получения достоверных показаний. Допрос может иметь положительный результат только при установлении психологического контакта следователя с допрашиваемым.

При установлении психологического контакта немаловажное значение имеет представление следователя о политическом строе страны, гражданином которой является допрашиваемый иностранец, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства этой страны, вероисповедования допрашиваемого.

При получении сведений об анкетных данных допрашиваемого иностранного гражданина лучше воспользоваться его документами в целях избежания ошибок и неоднократно повторяемых вопросов, что может повлиять на самолюбие допрашиваемого — неправильная запись фамилии, имени, отчества, места жительства.

Вызов для допроса иностранного гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, осуществляется через Департамент государственного протокола МИД РФ. Допрос таких лиц производится только с их письменного согласия, при этом следователь выясняет у допрашиваемого место, где он желает дать показания.

Одной из разновидностей допроса является очная ставка (ст. 192 УПК РФ). Принимая решение о производстве очной ставки с участием иностранного гражданина — потерпевшего от преступления, следователь действует в ситуации тактического риска, то есть, предвидит возможные отрицательные последствия своего решения. Чтобы обеспечить успех очной ставки, важно психологически подготовить к ней потерпевшего, определить оптимальные для этого действия время, место и условия производства.

Если следователь не уверен в положительном исходе очной ставки, необходимо от нее отказаться, поскольку это право следователя установленное уголовно-процессуальным законодательством.

Особенностью производства очной ставки с участием иностранных граждан является также возможность участия в ней двух переводчиков. Например, при производстве очной ставки между немцем и французом не владеющими русским языком, данные ими показания должны быть переведены на родной язык каждого. При этом, протокол составляется на русском языке.

При расследовании уголовных дел с участием иностранных граждан, специфичным является производство такого следственного действия, как предъявление лица для опознания (ст. 193 УПК РФ).

Особенностью является то обстоятельство, что при производстве данного следственного действия необходимо участие статистов. При этом следует учитывать, что статисты должны быть по возможности внешне схожими с опознаваемым. Например, нет смысла предъявлять для опознания лицо негроидной расы совместно с лицами европейской внешности.

Производство опознания с участием иностранных граждан, имеет специфику и в том, что в этом следственном действии могут участвовать также как и при очной ставке два переводчика, владеющие различными языками.

При решении вопроса о задержании иностранного гражданина обязательно следует иметь в виду правовой статус иностранца и тяжесть совершенного преступления. Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, задержанию не подлежат.

В соответствии с ч.3 ст. 96 УПК РФ и Инструкцией «О порядке извещения посольства и консульства о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств арестованных и осужденных граждан», утвержденной Генеральной прокуратурой, МВД, КГБ, МИД СССР 22 ноября 1966 г., установлен перечень лиц, которых должен известить следователь о задержании или аресте иностранца.

Следователь при задержании иностранного гражданина, должен по возможности немедленно уведомить об этом руководителя следственного органа и надзирающего прокурора, а в срок не позднее 12 часов с момента задержания, посольство или консульство государства, гражданином которого является задержанный.

В сообщении должны найти отражение подробные данные о задержанном, основания задержания и, при наличии в распоряжении следователя соответствующей информации, — цель приезда иностранца, срок, на который он прибыл и другие сведения.

Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеет право незамедлительно посетить задержанного или заключенного под стражу. Решение о посещении задержанного принимается следователем самостоятельно.

При посещении задержанного или заключенного под стражу может быть проведена беседа посещающим. В беседе консула или сотрудника посольства с задержанным или заключенным под стражу, имеют право принять участие руководитель следственного органа и надзирающий прокурор.

Литература

Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. / История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 1955-1991 гг.: Сборник правовых актов. — М.: Спарк, 1997. С. 214 – 225.

Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года // Международное публичное право: Сборник документов. Том 1. – М.: Изд-во БЕК. 1996. С. 188 – 206.

Конституция Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 25.07.2002. № 115 – ФЗ.

Александрова О., Бастрыкин А. Расследование по делам с участием иностранных граждан // Законность. – М., 2004, № 1. – С. 13 – 15.

Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами. / Сизов А. А. – Курск: Изд-во МУП «Курская городская тип.», 2007. – 200 с.

Уголовные дела с участием иностранцев: вопросы тактики, организации и методики расследования. Научно-практическое пособие / Александрова О. И., Бастрыкин А. И. – С. — Пб., 2003. – 337 с.

Хмелев С. А. Особенности криминалистической характеристики преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан // Современные проблемы криминалистики: Сборник научных трудов. — Волгоград, 1999. – С. 212 – 218.

Хмелев С. А., Щербатов В. Ф. К вопросу об особенностях расследования преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2. – Красноярск, 2000. С. 186 – 190.

Хмелев С. А. Методика расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении этих граждан. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Уч. пособие в 2-х частях. Ч. 2 / Под ред. А. П. Резвана, М. В. Субботиной. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. Глава 23.

Хмелев С. А. Конфликтные ситуации при производстве допроса иностранных граждан, потерпевших от преступлений и способы их разрешения // Сб. науч.труд. / Под ред. А. Н. Поповича. Волгоград: ВА МВД России, 2004. С. 93 – 97.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code