Глава 44. Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан

§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан

Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан имеет свои особенности расследования.

Одной из основных особенностей, которую следует учитывать при расследовании преступлений данной категории, является то, что потерпевший, подозреваемый или обвиняемый — иностранный гражданин.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть те аспекты правового статуса иностранных граждан, которые непосредственно обусловливают особенности расследования преступлений данной категории и влияют на его эффективность.

Основой правового положения лица, как в государственном, так и в международном праве, является гражданство.

Гражданство – это юридический факт, порождающий устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

С точки зрения правового положения жителей государства обычно разделяют на его граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах, в частности в Российской Федерации, признаются, хотя обычно и с некоторыми оговорками, лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды). Надо отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное для него значение, поскольку каждое государство, как правило, имеет свои особенности, вытекающие из его исторического прошлого, социального, политического, экономического и культурного развития.

Можно утверждать, что развитие международного сотрудничества в области прав человека и безопасности приводит к постепенному сближению законодательства различных государств в сфере, относящейся к гражданству. Однако различия в правовом положении лиц, являющихся гражданами разных стран, еще остаются, причем весьма существенные.

Далеко не одинаково правовое положение отдельных групп граждан и в пределах одного государства. Особенно велики различия между гражданами государства и остальными лицами, находящимися в его пределах, т.е. иностранными гражданами и апатридами.

Определение «иностранный гражданин» законодательно закреплено в ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 – ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” : «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Учитывая особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, следователь при получении заявления от иностранного гражданина о совершенном в отношении него преступлении или заявление о совершении преступления иностранцем, а также при производстве следственных действий с их участием должен убедиться, является ли заявитель или участник уголовного судопроизводства иностранным гражданином и обладает ли он дипломатическим иммунитетом.

Для этого необходимо истребовать документы, содержащие сведения о личности участника уголовного процесса и его гражданстве. Принадлежность иностранца к гражданству или подданству конкретного государства подтверждается национальным документом, одним из которых, в частности, является заграничный паспорт с указанием срока его действия.

Заграничный паспорт должен отвечать следующим требованиям: содержать установочные данные владельца (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность), фотографию, печать государственного учреждения, выдавшего заграничный паспорт, не быть просроченным, иметь въездную визу страны пребывания.

В случаях предъявления иностранным гражданином дипломатического паспорта, дипломатической или консульской карточки, следователь должен получить согласие государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось о производстве следственных действий с его участием. Информацию о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК РФ).

Таким образом, установив принадлежность заявителя, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого  к гражданству другого государства, следователь сталкивается с определенными уголовно-процессуальными и криминалистическими особенностями производства процессуальных действий, необходимых при производстве расследования данной категории преступлений.

Анализ законодательства показывает, что большинство государств, устанавливая объем прав и обязанностей иностранных граждан прибывающих на его территорию, включает в соответствующие нормативные акты положения, гласящие, что нормы международных договоров, устанавливающие иные правила чем предусмотренные национальным законодательством, имеют преимущественную силу, либо прямо указывают, что права и обязанности иностранных граждан определяются и международными договорами.

В частности в ч. 3 ст. 1 УПК РФ конкретно указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.

С учетом многообразия общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется на основе международных договоров России с другими странами, в соответствии с Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в ней.

Все категории иностранных граждан обладают тем или иным объемом прав, свобод и обязанностей, находятся в определенной правовой связи с государством пребывания. Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев на территории страны пребывания составляет их правовой статус, который включает в себя также правоспособность и гарантии, обеспечивающие реализацию представленных им прав и свобод.

В принципе, иностранные граждане на территории России пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Так, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». В то же время правовое положение иностранных граждан в определенных отношениях отличается от правового положения российских граждан.

Практика показывает, что иностранные граждане, находясь в России и участвуя в уголовном процессе, могут обладать правом на выполнение самых различных функций: выступать в качестве потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Но в каком бы процессуальном статусе ни оказывался иностранный гражданин, факт его участия в уголовном процессе придает предварительному расследованию характерные особенности не только собственно уголовно-процессуального, но и уголовно-правового и криминалистического характера.

Поэтому следователи, расследуя уголовные дела о преступлениях с участием иностранных граждан, встречаются с рядом дополнительных трудностей, которые обусловлены: особенностями правового статуса иностранных граждан в России, спецификой социально-психологических свойств личности, криминалистическими особенностями преступлений, которые совершаются в отношении их и их имущества.

Важным фактором при производстве расследования преступлений, с участием иностранных граждан, является знание практическими работниками правоохранительных органов правового статуса иностранных граждан как обстоятельства, характеризующего один из основных элементов криминалистической характеристики таких преступлений.

Всех иностранных граждан, пребывающих на территории России, можно условно разделить на определенные группы. В юридической литературе неоднократно предпринималась попытка классифицировать иностранных граждан в зависимости от степени юридической подчиненности государству пребывания, по отношению к гражданству той или иной страны, цели и времени пребывания иностранных граждан в России.

Обобщение результатов исследований по данному вопросу, а также законодательной базы позволяет предложить основания классификации иностранных граждан по следующим критериям.

По длительности пребывания иностранных граждан в России:

постоянно проживающие в России и имеющие вид на жительство;

длительно находящиеся в стране (студенты, аспиранты, представители различных фирм, журналисты, лица дипломатического корпуса);

кратковременно пребывающие в России (туристы, члены экипажей судов, спортсмены, артисты, рабочие).

По цели пребывания в России:

прибывшие по служебным делам или межправительственным соглашениям;

прибывшие для решения общественных, политических, экономических, торговых, научно-технических и иных подобных задач;

прибывшие по личным (частным) делам (по приглашениям родственников, знакомых, студенты, рабочие);

следующие транзитом.

По характеру принадлежности к одному или нескольким государствам, региону, континенту (азиаты, американцы, африканцы, европейцы).

По степени подчиненности юрисдикции России:

иностранные граждане, подчиненные юрисдикции России в полном объеме наравне с гражданами России (студенты, специалисты, туристы, рабочие, журналисты);

иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

Особое значение имеет правовой статус иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. Дипломатический иммунитет как институт уголовно-процессуального права относится к числу институтов, смежных с одноименным институтом международного права. У последнего он заимствует ряд правовых норм для регулирования уголовно-процессуальных отношений, вследствие чего уголовно-процессуальный институт дипломатического иммунитета приобретает черты смешанного института.

Под дипломатическим представителем, согласно ст.ст. 7 и 21 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., следует понимать главу дипломатического представительства или лицо, его заменяющее, либо, соответственно, главу консульского представительства.

Понятие «дипломатические представители» в уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается. Поэтому для определения этого понятия и связанных с ним правил используются нормы международных правовых актов:

Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., иногда именуемой «кодекс посольского права» (ст. 3, 14, 19, 22, 24, 27, 29-31, 37-40, 43-45);

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.

В частности, согласно ныне действующей Венской конвенции о дипломатических сношениях, к числу дипломатических представителей, именуемых в ней «дипломатические агенты», отнесены:

глава дипломатического представительства;

члены дипломатического персонала, имеющие соответствующий дипломатический ранг (ст. 1).

Главы дипломатического представительства согласно Конвенции подразделяются на три класса:

класс послов и других глав представительств эквивалентного ранга;

класс посланников;

класс поверенных в делах (ст. 14).

Кроме того, Венская конвенция о дипломатических сношениях распространяет дипломатические иммунитеты и привилегии на членов семьи главы дипломатического представительства, а также членов семьи иных лиц дипломатического персонала, которые в силу ст. 37 Конвенции пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатического агента. В том числе личной неприкосновенностью, неприкосновенностью занимаемых ими жилых помещений, неприкосновенностью их бумаг, корреспонденции, имущества, иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции, а также свидетельским иммунитетом.

Указанные привилегии и иммунитеты распространяются лишь на тех членов семьи, которые проживают вместе с дипломатическим представителем на территории зарубежного государства и не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры и временные дипломатические курьеры.

Согласно положениям ст. 27 Конвенции «дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания, а также аккредитующего государства. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме». Очевидно, что иммунитеты дипломатических курьеров носят ярко выраженный функциональный характер и при исполнении функциональных обязанностей являются абсолютными, не подлежащими ограничению или лишению. Временные дипломатические курьеры пользуются теми же иммунитетами, но прекращаются они в момент доставки такими курьерами порученной дипломатической почты по назначению.

Члены обслуживающего персонала дипломатического представительства пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями функционального характера при условии, если они не являются гражданами страны пребывания или постоянно не проживают в этой стране (п. 3 ст. 37 Конвенции).

Среди органов внешних сношений, наряду с дипломатическими представительствами и их персоналом, особым статусом обладают и другие зарубежные и внутригосударственные органы и должностные лица, пользующиеся международной защитой.

Понятие «лицо, пользующееся международной защитой» раскрывается в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.

В соответствии со ст. 1 Конвенции под лицом, имеющим указанный статус, подразумеваются:

глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

На основании указанных нормативных актов можно выделить три уровня иммунитета иностранных граждан:

Полный иммунитет от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции страны пребывания, которым обладают:

сотрудники дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), дипломатический персонал представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и секретари-архивисты), а также проживающие с ними члены семей, если они не являются гражданами России;

члены персонала дипломатических представительств иностранных государств в других странах, проезжающих транзитом через территорию России, члены их семей и сопровождающие их лица;

члены делегаций иностранных государств: главы государств, правительств, министры, члены парламентских и правительственных делегаций, приехавшие для участия в межгосударственных переговорах, конференциях, совещаниях и с другими официальными поручениями;

представители иностранных государств, следующие через территорию нашей страны, а также члены их семей, сопровождающие их во время поездки;

сотрудники международных организаций.

Дипломатический иммунитет включает неприкосновенность и защиту личности, служебного и жилого помещений, средств передвижения, а также неподсудность лиц дипломатического состава суду страны пребывания. Они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, а также не обязаны давать показания в качестве свидетелей.

Производство процессуальных действий в отношении лиц, обладающих иммунитетом, возможно только по их просьбе или с их согласия. Так, испрашивая согласие на допрос или иное следственное действие с участием лица, обладающего иммунитетом, в запросе необходимо отразить: по какому делу, в какое время и где это лицо согласно принять участие в следственном действии. Копии запросов и ответов нужно приобщить к уголовному делу. В случае устного согласия, необходимо приобщить к материалам справку о результатах беседы и характере полученного при этом согласия.

В консульских конвенциях, заключенных между РФ и зарубежными государствами, указано, что в случаях, когда это возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или в квартире должностного лица посольства либо сотрудника консульства. Факт наличия дипломатической неприкосновенности, если не предъявлены соответствующие документы, устанавливается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ).

Правовой статус различных категорий иностранных граждан должен быть подтвержден документально. Принадлежность к числу лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, удостоверяется документами, выдаваемыми Протокольным отделом МИД РФ.

Дипломатические или консульские карточки имеются у весьма ограниченного круга иностранных граждан — глав и членов правительств, дипломатов, консулов, членов парламента и других дипломатических лиц зарубежных государств, а также их супругов и детей.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции в силу многосторонних международных конвенций, обладают:

административно-технический персонал представительств и члены их семей, обслуживающий персонал;

административно-технический персонал делегаций иностранных государств, прибывших на территорию России для участия в переговорах, конференциях или с другими официальными поручениями;

сотрудники делегаций, следующие транзитом, а также члены их семей;

члены консульских представительств иностранных государств;

дипломатические курьеры.

Данная категория лиц пользуется иммунитетом в случаях, связанных с выполнением ими служебных обязанностей. Они пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть заключены под стражу, кроме случаев преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции, установленным государством пребывания на основе двухсторонних соглашений, обладают:

сотрудники консульств (водители, дворники и другой обслуживающий персонал);

обслуживающий персонал международных межправительственных организаций, находящихся в России.

На основе двухсторонних соглашений может быть установлен и полный иммунитет в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, вызванных в соответствии с Договором об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

При наличии соответствующего договора, данные лица не могут быть подвержены преследованиям или аресту ни за уголовно наказуемые деяния, составляющие предмет разбирательства по делу, в связи с которыми лицо прибыло в Россию, ни за другие уголовно наказуемые деяния, совершенные до пересечения границы запрашивающего государства. Но иммунитет в отношении этих лиц прекращает свое действие после того, когда необходимость пребывания этого лица на территории запрашивающего государства отпадает.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code