Глава 43. Производство предварительного следствия по уголовным делам, по которым применяется особый порядок производства

§ 1. Общие положения производства предварительного следствия по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ

В отношении отдельных категорий выборных и должностных лиц применяется особый порядок производства по уголовным делам, который закреплен в гл. 52 УПК РФ. Данный процессуальный порядок характеризуется некоторыми особенностями, так как в уголовно-процессуальные правоотношения вступает субъект, обладающий специальным правовым статусом и дополнительными гарантиями от незаконного вмешательства в его профессиональную деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 447 УПК РФ особый порядок производства по уголовным делам применяется в отношении следующих категорий лиц:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статус депутата Государственной Думы регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.05.2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть представлены выборными органами, образуемыми в соответствии с федеральным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, а также другими органами, образуемыми в соответствии с уставами муниципальных образований.

Положения гл. 52 УПК РФ распространяются только на лиц, входящих в перечисленные органы, которые приобретают соответствующий статус в результате выборов. К их числу относятся: депутаты (входящие в представительный орган местного самоуправления), избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; глава муниципального образования, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; иные выборные должностные лица или должностные лица иного выборного органа местного самоуправления, должность и порядок избрания которых определены уставом муниципального образования, избранные непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. В отношении остальных лиц, участвующих в местном самоуправлении, применяется обычный порядок уголовного судопроизводства.

2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия.

Согласно п. 54 ст. 5 УПК РФ судьей является должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом независимо от того, определяется их правовое положение федеральными законами или законами субъектов РФ.

Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении уголовного дела судом.

Арбитражными заседателями являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК РФ процессуальный порядок, предусмотренный гл.  52 УПК РФ, распространяется лишь на тех заседателей, которые непосредственно участвуют в осуществлении правосудия.

3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ.

Председателем Счетной палаты РФ является должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью Счетной палаты РФ и организующее ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты РФ, назначенное на эту должность Государственной Думой сроком на 6 лет.

Заместитель Председателя Счетной палаты РФ — это должностное лицо, выполняющее должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты РФ, исполняющее в отсутствие Председателя Счетной палаты РФ его функции, назначенное на эту должность Государственной Думой сроком на 6 лет.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты РФ, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.

4) Уполномоченного по правам человека в РФ.

Уполномоченный по правам человека в РФ — это лицо, имеющее гражданство РФ, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты и назначенное на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Уполномоченный по правам человека в РФ считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ.

Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, является лицо, прекратившее исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Кандидат в Президенты РФ — это лицо, которое зарегистрировано Центральной избирательной комиссией РФ кандидатом на должность Президента РФ. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов.

В случае, если Центральная избирательная комиссия РФ назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией РФ даты повторного голосования. При этом зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.

6) прокурора.

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ в понятие «прокурор» входят: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. №2202-1 «О  прокуратуре Российской Федерации».

6.1) Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ является Первый заместитель Генерального прокурора РФ.

6.2) руководителя следственного органа.

В соответствии с п. 38.1 ст. 5 УПК РФ под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

7) следователя.

Согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

8) адвоката.

Адвокатом является лицо, получившее в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплены временные рамки, в течение которых в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, применяются нормы, определяющие особенности производства по уголовному делу. Представляется, что эти особенности производства зависят от того, находилось ли лицо на момент совершения преступления в соответствующем правовом статусе (например, являлось депутатом, судьей).

Учитывая положения нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ и процессуальный статус, установленный УПК РФ, можно предположить, что нормы, определяющие особенности производства по уголовному делу в отношении указанных лиц, применяются в течение всего времени пребывания этих лиц в соответствующем правовом статусе. Вместе с тем, если лицо, находившееся в данном статусе, прекратит исполнение полномочий (за исключением Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий), то в отношении такого лица особенности производства по уголовному делу, предусмотренные гл. 52 УПК РФ, применяться не будут.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code