3.4. Влияние международно-правового регулирования и права Европейского союза на российское законодательство о кредитных организациях

Россия активно участвует в международных делах. В пользу этого говорит тот факт, что наша страна является участником международных договоров, международных межправительственных и международных неправительственных организаций.

Россия является участником Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/25 от 15 ноября 2000 г., которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ <1> являются составной частью ее правовой системы.

———————————

<1> Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.

 

Также Россия с 2003 г. входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и представлена там Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1>, в который регулярно вносятся изменения с учетом Рекомендаций ФАТФ и изменения практики их применения.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418.

 

Также был принят Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <1>. В целях реализации Рекомендаций ФАТФ в Российской Федерации был издан ряд подзаконных актов, таких как:

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

 

— Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1>;

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5302.

 

— Постановление Правительства РФ от 26 марта 2003 г. N 173 «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» (с изм. от 24 октября 2005 г., 31 декабря 2010 г.) <1>;

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1243.

 

— Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3901.

 

Российская Федерация, как и любая другая страна — участница ФАТФ, обязана незамедлительно реагировать на изменение Рекомендаций и доводить их содержание до сведения заинтересованных лиц.

Так, в письме Министерства финансов РФ от 1 марта 2012 г. N 07-06-10/261 «О новой редакции сорока Рекомендаций ФАТФ» тезисно сообщается, что Рекомендации ФАТФ среди прочего предусматривают:

1) новые международные стандарты по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате налоговых правонарушений, а также доходов от коррупционной деятельности;

2) усиление требований к прозрачности совершаемых клиентами финансовых организаций операций, идентификации их активов и установлению структуры реального владения юридическими лицами;

3) ужесточение требований в отношении идентификации клиентов финансовых организаций;

4) установление обязательности применения риск-ориентированного подхода при отслеживании операций клиентов финансовыми организациями.

Как отмечает Л.Г. Ефимова, «банковская система, как любая другая социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы. Таким властным центром, организующим основные процессы управления, всегда являлся Центральный банк РФ» <1>.

———————————

<1> Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М.: Статут, 2010. С. 27.

 

Банк России также оперативно реагирует на изменения международного стандарта по ПОД/ФТ/ФРОМУ. В настоящее время уже издано и применяется Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1>, которое учитывает последнюю редакцию Рекомендаций ФАТФ в части, касающейся управления рисками. Таким образом, Российская Федерация демонстрирует надлежащее исполнение международно-правовых обязательств, а также поддерживает применение международных стандартов в сфере регулирования деятельности финансовых организаций.

———————————

<1> Вестник Банка России. 2012. 18 апреля. N 20.

 

Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013 и 2014 гг. <1> Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.

———————————

<1> Одобрено Советом директоров Банка России 28 октября 2011 г. (Вестник Банка России. 2011. 24 ноября. N 65).

 

Россия является членом Базельского комитета по банковскому надзору и активно внедряет в банковское законодательство его разработки. Например, как указано в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013 и 2014 гг., в сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012 — 2014 гг. продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированных, содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике. Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества планируется осуществлять по следующим направлениям:

— идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;

— реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

— осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;

— развитие надзора на консолидированной основе;

— развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.

Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ для внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору, включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

В рамках реализации положений Базеля II в 2012 — 2014 гг. будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами Базельского комитета (Базель III), принятыми в 2010 г. и поддержанными главами государств «Большой двадцатки» на саммите в г. Сеуле в ноябре 2010 г., будет проведена работа по:

— внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

— установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

— введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее одного года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

В период 2013 — 2014 гг. определяются подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2012 — 2014 гг. предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных Базельским комитетом совместно с Советом по финансовой стабильности в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую Базельским комитетом и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

Согласно сообщению Банка России от 29 марта 2011 г. «Об основных направлениях и сроках реализации пакета реформ Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III)» <1> Российская Федерация как участник «Большой двадцатки» и Базельского комитета должна обеспечить своевременную и надлежащую реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. В этой связи Банк России информирует о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора в соответствии с указанными выше сроками поэтапного внедрения. Соответствующие положения предусмотрены проектом Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., подготовленным Правительством РФ и Банком России.

———————————

<1> Вестник Банка России. 2011. 30 марта. N 18.

 

Одним из последних важнейших документов, принятых Банком России, является Положение от 28 декабря 2012 г. N 395-П «О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» <1>. Данным Положением установлена методика определения величины и оценки достаточности капитала кредитных организаций с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора (Базель III).

———————————

<1> Вестник Банка России. 2013. 27 февраля. N 11.

 

Собственные средства кредитной организации формируются из сумм основного капитала и дополнительного капитала. Также закреплены составляющие, из которых складывается каждый из них.

Определение субординированного кредита (депозита, займа) дополнено условием его конвертации в обыкновенные акции в критичных случаях (если достаточность базового капитала окажется ниже 2% и (или) осуществляются меры по предупреждению банкротства). Субординированные займы, привлеченные до 1 марта 2013 г. (вне зависимости от наличия условия о конвертации), будут поэтапно (10% ежегодно) исключаться из расчета собственного капитала начиная с 1 апреля 2013 г. В таком же порядке исключаются привилегированные акции и эмиссионный доход от них. Субординированные инструменты, не содержащие условия конвертации в критичных случаях, размещенные после 1 марта 2013 г., не принимаются в расчет собственных средств. Исключить из капитала стабилизационные субординированные кредиты можно лишь с 1 января 2018 г. Положением определено, как в расчет величины собственных средств включить сумму показателей, уменьшающих базовый, добавочный, дополнительный капиталы, а также сумму основного и дополнительного капиталов.

Действия Банка России в данном направлении полностью поддерживаются высшим политическим руководством страны. Так, В.В. Путин сообщил, что «российская банковская система уже давно стала частью глобального финансового рынка, и чтобы повышать ее конкурентоспособность, необходимо переходить на общепринятые международные стандарты — прежде всего в части банковского надзора и регулирования» <1>.

———————————

<1> Прайм-ТАСС. 2011. 18 марта.

 

Практическое воплощение идей сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации в банковской сфере выразилось, в частности, в проекте «Обучение персонала Банка России. Этап III» (под ред. М. Олсена) <1>.

———————————

<1> Банковский надзор: европейский опыт и российская практика // http://www.ecb.int/press/pr/date/2005/html/bankingsupervisioneurussia2005ru.pdf.

 

Практика регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС влияет на формирование правового регулирования деятельности кредитных организации в России.

Указанное пособие раскрывает такие важные аспекты деятельности кредитных организаций, как:

— банковские риски;

— ПОД/ФТ;

— банковский надзор.

Кроме того, в нем изложены основные нормативные акты ЕС, регулирующие указанные правоотношения.

Россия также является последователем применения Международных стандартов финансовой отчетности. Впервые Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики была утверждена Постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. N 3708-1 <1>. Относительно недавно было принято Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» <2>, согласно которому решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов РФ по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком РФ на основе заключения экспертного органа.

———————————

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2620.

<2> СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1385.

 

Обращаясь к Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 г. и период 2013 — 2014 гг. <1>, можно увидеть, что повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими МСФО является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» <2>, в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

———————————

<1> Вестник Банка России. 2011. 24 ноября. N 65.

<2> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

 

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», созданная в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» <1>, является членом Международной ассоциации страховщиков депозитов.

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

 

Учитывая, что ЕС накопил значительный опыт применения международных норм и международных стандартов, Российская Федерация сотрудничает с ЕС и в этой сфере с целью применения данного опыта в российских условиях.

Для этого в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Согласно ст. 72 СПС стороны сотрудничают с целью создания и развития необходимых рамок для секторов банковских, страховых и других финансовых услуг в России, адаптированных к потребностям рыночной экономики. Это сотрудничество сосредоточивается на:

— совершенствовании стандартов бухгалтерского учета и отчетности, приспособленных для нужд рыночной экономики и совместимых со стандартами, принятыми странами-членами;

— структурной перестройке банковской, страховой и финансовой систем;

— совершенствовании систем контроля и регулирования деятельности секторов банковских, страховых и финансовых услуг;

— развитии сопоставимых систем аудита;

— обмене информацией о соответствующих законодательных актах, действующих или находящихся в процессе подготовки;

— создании современной инфраструктуры коммерческих и частных банков.

«Дорожная карта» <1> по общему экономическому пространству предусматривает достижение следующих целей: обеспечение стабильности финансовой системы, поддержка консолидации здорового финансового сектора и эффективная система защиты потребителей финансовых услуг посредством совершенствования законодательной базы, эффективного надзора и правоприменения в соответствии с самыми высокими международными стандартами и нормами, применяемыми к поставщикам финансовых услуг.

———————————

<1> Документ был принят в Москве 10 мая 2005 г., официально опубликован не был (http://archive.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/1940_type72067_87994.shtml).

 

При этом данным документом предусматривается осуществление следующих действий, направленных на достижение поставленных целей:

— развитие сотрудничества, например, путем установления диалога в сфере регулирования, в целях усиления эффективности системы пруденциального регулирования и независимого надзора в соответствии с самыми высокими международными стандартами и нормами, применяемыми к поставщикам финансовых услуг;

— проведение консультаций для совместного определения областей и секторов, где гармонизация законодательства, регулирующего деятельность поставщиков финансовых услуг, целесообразна и возможна;

— сотрудничество в разработке, где это необходимо, и осуществление адекватного законодательства о компаниях, применяемого к поставщикам финансовых услуг, бухгалтерских и управленческих норм.

Говоря о восприятии опыта ЕС в регулировании новых видов деятельности, необходимо отметить такое новое для российской науки и практики явление, как так называемая платежная система.

В этой связи безусловный интерес представляет Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2007/64/ЕС от 13 ноября 2007 г. «О платежных услугах на внутреннем рынке и о внесении изменений в Директивы 97/7/ЕС, 2002/65/ЕС, 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и об отмене Директивы 97/5/ЕС».

Согласно ст. 4 Директивы 2007/64/ЕС термин «платежная система» означает систему перевода денежных средств на основе стандартизированных договоренностей и общих правил в части обработки, клиринга и (или) осуществления платежных трансакций. При этом термин «денежный перевод» означает платежную услугу, предполагающую получение денежных средств от плательщика, при которой от имени плательщика или получателя платежа не открывается никаких платежных счетов, единственно с целью перевода соответствующей суммы получателю платежа либо другому представителю платежных услуг, действующему по поручению получателя платежа, и (или) при которой такие денежные средства получаются по поручению получателя платежа и передаются последнему.

В приложении к Директиве 2007/64/ЕС перечислены следующие платежные услуги:

  1. Услуги, позволяющие осуществлять размещение наличных денежных средств на платежном счете, а также любые операции, требующиеся для управления платежным счетом.
  2. Услуги, обеспечивающие снятие наличных денежных средств с платежного счета, а также все операции, необходимые для работы с платежным счетом.
  3. Исполнение платежных трансакций, включая трансферты денежных средств на платежный счет с участием представителя платежных услуг пользователя или иного представителя платежных услуг:

— исполнение прямого дебета, включая разовые прямые дебеты;

— исполнение платежных трансакций с использованием платежной карты или иного аналогичного устройства;

— исполнение кредитных трансфертов, включая постоянные поручения.

  1. Исполнение платежных трансакций, в которых денежные средства покрываются кредитной линией для пользователя платежных услуг:

— исполнение прямых дебетов, включая разовые прямые дебеты;

— исполнение платежных трансакций с использованием платежной карты или иного аналогичного устройства;

— исполнение кредитных трансфертов, включая постоянные поручения.

  1. Выдача и (или) приобретение инструментов платежа.
  2. Денежный перевод.
  3. Исполнение платежных трансакций, при которых согласие плательщика на исполнение платежной трансакции осуществляется посредством любого телекоммуникационного, цифрового или IT-устройства и платеж осуществляется на телекоммуникационного оператора, оператора цифровой или IT-системы либо сетевого оператора, выступающих исключительно в качестве посредников между пользователем платежных услуг и поставщиком товаров и услуг.

Статьей 1 Директивы 2007/64/ЕС предусмотрено, что она устанавливает правила, в соответствии с которыми государства — члены ЕС обязаны разграничить следующие шесть категорий представителей платежных услуг:

1) кредитные учреждения в контексте содержания ст. 4(1)(a) Директивы 2006/48/ЕС;

2) учреждения, использующие электронные деньги в контексте значения ст. 1(3)(a) Директивы 2000/46/ЕС;

3) почтовые отделения, принимающие плату за коммунальные услуги, наделенные по условиям национального законодательства правом предоставления платежных услуг;

4) платежные организации в контексте содержания настоящей Директивы;

5) Европейский центральный банк и национальные центральные банки в тех случаях, когда они выступают не в качестве денежно-кредитных органов или иных государственных органов;

6) государства — члены ЕС и их региональные или местные властные органы в случае, когда они выступают не в качестве государственных органов.

В середине 2011 г. в Российской Федерации было введено нормативное регулирование такого вида деятельности. Был принят Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» <1> (далее — Закон о НПС). Согласно ст. 12 указанного Закона операторами по переводу денежных средств являются:

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

 

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (в том числе небанковская кредитная организация);

3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Однако анализ российского законодательства показывает, что указанный перечень не является исчерпывающим. Например, в него могут входить платежные агенты в силу положений Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изм. от 28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г.) <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

 

Также законодатель не обошел вниманием традиционного оператора на этом рынке — Почту России. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» <1> почтовая связь — это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

———————————

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.

 

Интересным представляется мнение экономистов относительно экономических аспектов появления в России национальной платежной системы. Так, некоторые из них считают, что «вопрос об особой роли платежной системы в экономике, ее значении для устойчивого развития долгое время даже не ставился. Между тем платежная система оказывает влияние на многие стороны экономической жизни: на стабильность финансовых рынков, на систему рефинансирования, на работу трансмиссионных механизмов и т.п. Эффективность платежной системы во многом определяет такой важный макроэкономический показатель, как скорость оборота денег» <1>.

———————————

<1> Национальная платежная система России: проблемы и перспективы развития / Под ред. Н.А. Савинской, Г.Н. Белоглазовой. СПб.: ФИНЭК, 2011. С. 4.

 

Важным является то, что надзорным органом, который контролирует указанную деятельность, является Банк России, имеющий для этого соответствующие опыт и компетенцию. Согласно п. 2 ст. 31 Закона о НПС надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, требований настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Вышепроведенный анализ Закона о НПС и Директивы 2007/64/ЕС позволяет сделать вывод о том, что разработка российского Закона велась с учетом европейского опыта.

Однако специалисты в области расчетов, говоря о подходах к определению платежных услуг, отмечают, что «Закон о НПС закрепляет за каждым из субъектов определенный вид услуги, что объясняет логику установленного Законом о внесении изменений в Законе N 103-ФЗ запрета для кредитных организаций выступать в качестве операторов по приему платежей и платежных субагентов. Директива о платежных услугах использует универсальный подход, при котором каждый из субъектов получает возможность оказания любой из услуг, включенных в перечень. При этом деятельность платежных организаций (неполный аналог операторов по приему платежей в Законе N 103-ФЗ) лицензируется и подлежит надзору» <1>.

———————————

<1> Шамраев А.В. Правовое регулирование платежных услуг: сравнительный анализ подходов российского и европейского права // Деньги и кредит. 2011. Октябрь.

 

По нашему мнению, правовая конструкция, отраженная действующим российским законодательством, отвечает современным требованиям жизни. В особенности это выражается в необходимости осуществления лицензирования операторов по переводу денежных средств. Однако запрет для кредитных организаций выступать в качестве операторов по приему платежей и платежных субагентов в рамках национальной платежной системы является дискриминирующим по сравнению с аналогичными законодательными положениями в ЕС. Внесение в указанный Закон изменений, устраняющих дискриминацию в отношении кредитных организаций, благотворно повлияло бы на развитие рынка банковских услуг.

Директива 94/19/ЕС предусматривает, что государства — члены ЕС обеспечивают страхование всей совокупности вкладов каждого из вкладчиков на сумму не менее чем 100 тыс. евро. В целях стабильности финансовой системы Российской Федерации государство может инициировать законодательное закрепление увеличения суммы страхования вкладов наравне с европейским уровнем. Напомним, что в настоящее время, согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100-процентной суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб.

Указанные предложения по совершенствованию российского законодательства, основанные на опыте ЕС, могут быть с успехом использованы российским законодателем.

Говоря о роли России на постсоветском пространстве, нелишним будет упомянуть об интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС).

Президент РФ В.В. Путин, говоря об опыте Европейского союза, сообщил: «Мы видим их и сильные, и слабые стороны. И в этом наше очевидное преимущество, позволяющее избежать ошибок, не допустить воспроизводства разного рода бюрократических навесов» <1>. Потенциал экономики Российской Федерации делает ее центром притяжения для других государств — членов ЕврАзЭС, в том числе при формировании правовых основ единого рынка банковских услуг. Результатом такого взаимодействия стало принятие Основ банковского законодательства ЕврАзЭС <2> — основополагающего нормативного правового акта сообщества, устанавливающего единые для государств — членов ЕврАзЭС основные начала правового регулирования банковской деятельности, принципы и механизмы функционирования банковских систем, определяющего статус центрального (национального) банка, порядок создания и деятельности банков, небанковских кредитных организаций, осуществления ими банковских операций и иной деятельности. Целями разработки данного документа являются:

———————————

<1> Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. N 183(28444). С. 5.

<2> Документ опубликован не был. Концепция одобрена Постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС от 6 апреля 2010 г. N 8.

 

— содействие экономической интеграции государств — членов ЕврАзЭС путем сближения их банковских систем;

— создание правовых условий для унификации и гармонизации банковских законодательств государств — членов ЕврАзЭС;

— обеспечение функционирования банковских систем государств — членов ЕврАзЭС на основе единых принципов.

Целью принятия данного документа является унификация законодательств государств — членов ЕврАзЭС в банковской сфере. Важность развития интеграционных процессов трудно переоценить. Согласно имеющимся планам на базе ЕврАзЭС до 2015 г. планируется создание Евразийского экономического союза.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code