3.3. Имплементация законодательства Европейского союза о кредитных организациях в Италии

Вследствие всемирного экономического кризиса, особенно в 2009 и первой четверти 2010 г., Банк Италии усиливал свое стремление к сотрудничеству на международном уровне с целью сохранения финансовой стабильности и определения основных принципов реализации мер безопасности для банковской системы страны. Наряду с планом действий для достижения финансовой стабильности, разработанным лидерами «Большой двадцатки» в 2009 г., и связанными с ним мероприятиями Банк Италии расширил границы своих полномочий, чтобы включить в свой состав рынки и финансовые инструменты, важные для системы, изменил свою внутреннюю структуру и полномочия контроля.

В случае, описанном выше, Банк Италии достаточно оптимистично оценил потенциальное влияние применения новых стандартов, возникших в ходе международного сотрудничества, благодаря тому, что уже на данный момент банковская система Италии может считаться структурой, в основе которой лежит всесторонне регулирующая система.

Принципы, контролирующие деятельность кредитных организаций, изложены в законодательных декретах N 385 от 1 сентября 1993 г. (итальянский Закон о банках) <1> и N 58 от 24 февраля 1998 г. (итальянский Финансовый закон) <2>. Нормы, обеспечивающие выполнение данных принципов, изначально устанавливаются Банком Италии, в частности, через Директиву N 229 от 21 апреля 1999 г. — Надзорные инструкции для банков (Надзорные инструкции) <3>. Нормы также могут устанавливаться Министерством экономики и Межведомственным комитетом по кредитам и сбережениям (CICR), в совокупности именуемыми надзорными органами. Банк Италии контролирует общие интересы кредитно-денежных и банковских рынков.

———————————

<1> Decreto Legislativo 1 Settembre 1993, n. 385 «Testo Unico delle Leggi in Materia Bancaria e Creditizia. Versione Aggiornata al Decreto Legislativo 19 Settembre 2012, n. 169» // http://www.bancaditalia.it/vigilanza/normativa/norm_naz/TUB_ottobre_2012.pdf.

<2> Decreto Legislativo 24 Febbraio 1998, n. 58 «Testo Unico delle Disposizioni in Materia di Intermediazione Finanziaria, ai Sensi Degli Articoli 8 e 21 della Legge 6 Febbraio 1996, n. 52» // http://www.dt.tesoro.it/export/sites/sitodt/modules/documenti_it/regolamentazione_bancaria_finanziaria/normativa/051.pdf..

<3> Istruzioni di Vigilanza per le Banche. Circolare n. 229 del Aprile 1999 // http://www.bancaditalia.it/vigilanza/normativa/norm_bi/circ-reg/istrvig/istr_vig_99_12a.pdf.

 

Законы о банковском деле и финансовых рынках, так же как и инструкции, устанавливаемые органами надзора, определяют операции по ссудам, принятию вкладов, мерам по обеспечению безопасности и иностранным операциям. В то время как принятие вкладов является исключительно банковским видом деятельности, меры по обеспечению безопасности и операции по ссудам могут быть организованы и другими финансовыми посредниками.

Как указывалось ранее, в соответствии с законодательством ЕС банки стран ЕС могут организовывать банковскую деятельность путем образования филиала или на международной основе при условии, что они осуществляют свою деятельность по взаимному одобрению и получили надлежащие полномочия в надзорном органе своей страны. Аналогичные правила действуют в Италии. Банки стран, не вошедших в ЕС, могут производить операции в Италии как путем образования своих филиалов, так и без этого, но обязательно должны быть наделены надлежащими полномочиями компетентными надзорными органами. Те же принципы применимы и к итальянским банкам, если они намереваются начинать деятельность в других странах ЕС.

Так же как в других надзорных областях, полномочия органов экономического надзора Банка Италии достаточно широки и оказывают значительное влияние. Такой надзорный режим используется для более интенсивной борьбы с последствиями финансового кризиса, чем во многих других странах.

В соответствии с положениями, сформулированными в Директиве Банка Италии N 263 от 27 декабря 2006 г. — Пруденциальные надзорные инструкции для банков (Пруденциальные надзорные инструкции) <1>, процесс пруденциального регулирования имеет две фазы. На начальной стадии каждый банк осуществляет внутреннюю проверку с целью выявления степени соответствия нормам внутренних процедур оценки общей достаточности капитала, а затем Банк Италии дает свою оценку надзорному процессу внутреннего пересмотра, осуществленного банком.

———————————

<1> Circolare n. 263 — Nuove Disposizioni di Vigilanza Prudenziale per le Banche // http://www.bancaditalia.it/vigilanza/normativa/norm_bi/circ-reg/vigprud/Circolare_263_2006.pdf.

 

Каждый банк обязан подготавливать ежегодный отчет, в котором помимо прочего должны быть отражены общие характеристики достаточности капитала, такие как подверженность банка финансовым рискам и калькуляция соответствующего управляющего капитала, включая меры по собственной оценке и усовершенствованию, которые банк планирует осуществить (если таковые имеются).

После осуществления оценки органом внутреннего контроля банка и одобрения компетентными корпоративными органами этот отчет должен быть отправлен в Банк Италии для оценки профиля риска каждого банка.

После проведения данного анализа Банк Италии может обязать банки принять некоторые меры по улучшению организации и повышению капитала с целью обеспечения соответствия данного банка пруденциальным регулятивным принципам.

Итальянские банки могут выбрать одну из трех структур управления:

1) традиционная система, подразумевающая заседания акционеров и совета директоров;

2) дуалистическая система, которая предполагает наличие отдельно существующей системы управления и контроля;

3) монистическая система, при которой надзорный комитет назначается из членов совета директоров.

Дуалистическая и монистическая системы являются новыми для итальянского корпоративного права, и на данный момент только несколько крупных итальянских банков стали использовать дуалистическую структуру. Традиционная система остается наиболее популярной структурой управления.

В соответствии с инструкциями Банка Италии каждый банк может выбрать наиболее подходящий тип управленческой структуры, принимая во внимание характеристику собственной деятельности и особенности бизнеса. В любом случае эти рекомендации показывают важность идентификации органов, ответственных за три главные пруденциальные функции:

1) стратегический контроль, имеющий отношение к идентификации целей банка, и контроль над процессом их достижения;

2) менеджмент, затрагивающий практическое управление банком, задачей которого является достижение целей, обозначенных органом стратегического контроля;

3) внутренний контроль, осуществляющий надзор за деятельностью администрации и адекватностью организационной и бухгалтерской систем банка.

Таким образом, итальянское законодательство полностью совпадает с основными принципами Базеля II, трансформированного в право ЕС, и сейчас пересматривается.

Относительно финансовых требований стоит отметить, что нормативный капитал итальянских банков должен быть равен по меньшей мере минимальному уставному капиталу, необходимому для авторизации, чтобы банк мог осуществлять свою деятельность (что приравнивается к 6,3 млн. евро, за исключением кооперативных банков, для которых минимальный капитал составляет 2 млн. евро). Расчет минимального капитала для итальянских банков начинается с подсчета акционерного капитала, а затем также принимаются во внимание другие элементы первого уровня, такие как резервы, капитальные инструменты и операционный доход.

Это соответствует новым рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, усиливающим важность не только количества, но и качества компонентов капитала первого уровня. Под этим понимается необходимость вычесть бесспорно негативные компоненты, такие как, помимо прочего, собственные доли, издержки на выполнение операций, нематериальные активы и изменение стоимости кредита.

Капитал второго уровня составляет большое количество позитивных элементов более низкого ранга (таких, как оценочные резервы, гибридные инструменты и доходы от прироста капитала, из которых должны быть вычтены капитальные убытки и ряд негативных пруденциальных нормативных элементов капитала второго уровня), характеризующихся высоким уровнем нестабильности и не так сильно связанных с кредитными рисками банка, как элементы капитала первого уровня.

Так или иначе, банки должны поддерживать капитал на уровне по крайней мере 8% от суммы рисков, однако каждая рисковая позиция должна рассчитываться на основе бухгалтерской оценки подверженности финансовому риску, принимая во внимание любую гарантию или средство защиты (если таковые присутствуют), которые могут служить инструментом смягчения риска.

Нормы, регулирующие ведение бизнеса итальянскими банками, основываются на итальянском Законе о банках и базируются на принципе здравого и разумного менеджмента. Считается, что банки придерживаются данного принципа, если им удается: 1) сдерживать типичные риски, связанные с их деятельностью (кредитные риски, рыночные риски, риски ликвидности, операционные и правовые риски); 2) соблюдать условия ликвидности и рисков, обозначенные в договоре; 3) гарантировать продолжительность оказания услуг, обещанную клиенту; 4) осуществлять свою деятельность разумно и эффективно.

После банкротства Lehman Brothers и последующего кризиса рынка как органы надзора, так и члены законодательных органов ЕС потребовали, чтобы банковский сектор имел более прозрачную и строгую систему менеджмента. В итоге законодательные органы Италии издали новые правила, целью которых являлось гарантирование высшей степени прозрачности в предоставлении банковских услуг и в отношениях с клиентами, в корпоративном управлении банком, а также в политике вознаграждений для директоров и менеджеров банков, являющихся членами итальянской фондовой биржи.

Нарушение правил, регулирующих ведение бизнеса или гарантирующих здравый и разумный менеджмент, может повлечь за собой привлечение к гражданской и административной ответственности как банков, так и индивидов, совершающих такие правонарушения. Гражданская ответственность регулируется Гражданским кодексом Италии и может классифицироваться по общим принципам как договорная, недоговорная и преддоговорная ответственность. Договорная ответственность, как правило, возникает, когда банк не соблюдает обязательства, обозначенные в договорах, заключенных с клиентами, или недолжным образом исполняет обязательства, определенные после ввода в действие Директивы о рынках финансовых инструментов. Недоговорная ответственность в большинстве случаев имеет отношение к ответственности, описанной в ст. 2049 Гражданского кодекса Италии <1>, в соответствии с которой работодатели и руководители могут считаться ответственными за ущерб, причиненный их работниками и агентами во время исполнения своих служебных обязанностей. В банковском секторе Италии этот тип ответственности часто встречается в случае деловых связей между банками и их брокерами и имеет отношение к деятельности, осуществляемой в дальнейшем от имени банка. При оценке ответственности банка за действия его сотрудников особую важность имеют положения, установленные Законодательным актом N 231 от 8 июня 2001 г. <2>, имеющие отношение к ответственности компании. Согласно ст. 5 указанного документа к ответственности за правонарушения привлекаются лица, которые являются представителями, директорами или менеджерами компании или одного из ее подразделений, а также физические лица, де-факто осуществляющие управление организацией.

———————————

<1> II Codice Civile Italiano // http://www.rcscuola.it/disciplina/ccivile.pdf.

<2> Decreto Legislativo 8 Giugno 2001, n. 231 «Disciplina della Responsabilita’ Amministrativa delle Persone Giuridiche, delle Societa’ e delle Associazioni Anche Prive di Personalita’ Giuridica, a Norma Dell’articolo 11 della Legge 29 Settembre 2000, n. 300» // http://www.parlamento.it/parlam/leggi/deleghe/01231dl.htm.

 

Правила, касающиеся уголовной ответственности, установлены как в итальянском Законе о банках, так и в Уголовном кодексе Италии и главным образом охватывают любую банковскую и финансовую деятельность, осуществляемую без лицензии.

В Законе о банках также изложены инструкции об ответственности директоров, менеджеров и сотрудников банков, которые нарушают определенные положения, касающиеся среди прочего требований соблюдения чести и репутации компании, а также нормативных требований, издаваемых Банком Италии.

Несмотря на то что система санкций очень подробна и охватывает различные случаи в деталях, бытует мнение, что на банки санкции налагаются зачастую неадекватно и неэффективно. Главные причины этого могут заключаться в медлительности работы механизма правосудия <1>. Следствием воздействия данных факторов стало то, что наказания за преступления происходят в виде незначительных взысканий и почти никогда не ведут к лишению свободы индивидов, считающихся ответственными за происшедшее.

———————————

<1> В 2009 г. Италия заняла 156-е место по степени медлительности работы механизма правосудия, по этой же причине Европейский суд по правам человека выносил решения в отношении правительства Италии более 276 раз.

 

Дисциплина, имеющая отношение к конфиденциальности банковской деятельности, не имеет нормативного обоснования в итальянском Законе о банках, но, как правило, идентифицируется как общее обязательство по конфиденциальности, которым банки связаны в отношении счетов и состояний своих клиентов. В целом этот принцип является принятым, но нивелируется под влиянием законодательных приказов и (или) запросов со стороны органов правосудия, финансовых управлений или контролеров.

Процесс приобретения акций и долей итальянских банков был существенно пересмотрен вследствие роста инвестиций иностранных банков в итальянский рынок и принятия Директивы 2007/44/ЕС.

В результате принцип «обособленности банковского сектора» <1>, изложенный в ст. 19 (6) и (7) итальянского Закона о банках, был аннулирован ст. 14 Законодательного акта N 185 от 29 ноября 2008 г. <2>, который частично включал в себя указанную Директиву. Этот принцип являлся одной из основ банковской системы Италии и был направлен на предотвращение возможного вмешательства промышленного сектора в банковский.

———————————

<1> Статья 19 (6) и (7) итальянского Закона о банках, на сегодняшний день отмененная, ранее звучала так:

«Лица, которые посредством дочерних или иных компаний ведут существенную деятельность, отличную от банковской или финансовой, не могут получить разрешение на приобретение долей, если актив портфеля имеющих право голоса лиц превышает 15% или если приобретение доли может отразиться на контроле банка. Исходя из этого Банк Италии должен точно определять релевантные права голоса и другие права.

Банк Италии вправе отказать в авторизации или аннулировать ее, несмотря на заключенные договоры, которые могут повлечь за собой сосредоточение права назначать или увольнять основной состав директоров или членов надзорного совета банка в руках лиц, указанных в п. 6, что может подвергнуть риску осуществление здравого и разумного менеджмента».

<2> Decreto-legge 29 Novembre 2008, n. 185 «Misure Urgenti per il Sostegno a Famiglie, Lavoro, Occupazione e Impresa e per Ridisegnare in Funzione Anti-crisi il Quadro Strategico Nazionale» // http://www.parlamento.it/parlam/leggi/decreti/08185d.htm.

 

Введение в действие Директивы 2007/44/ЕС завершилось изданием Законодательного акта N 21 от 27 января 2010 г. (далее — Акт 2010) <1>, который кроме прочего увеличил минимальные требования для авторизации. Согласно ст. 19 Акта 2010 процесс авторизации, сводящийся к прямому или косвенному приобретению контрольного пакета акций или значительной доли в итальянских банках, подлежит предварительному одобрению со стороны Банка Италии. Одобрение Банка Италии необходимо для приобретения любых долей, наделяющих потенциального акционера частью голосов или долевым капиталом банка, равным хотя бы 10, 20, 30, 40 или 50%.

———————————

<1> Decreto Legislativo 27 gennaio 2010, n. 21 «Attuazione della Direttiva 2007/44/CE, che Modificale Direttive 92/49/CEE, 2002/83/CE, 2004/39/CE, 2005/68/CE e 2006/48/CE per Quanta Riguarda le Regole Procedurali e i Criteri per la Valutazione Prudenziale di Acquisizione e Incrementi di Partecipazione nel Settore Finanziario» // http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:decreto.legislativo:2010;021.

 

От потенциального акционера требуется направить ходатайство на авторизацию в Банк Италии, в нем необходимо указать стратегию, которая будет применяться для приобретения контрольного пакета и установления стабильности группы потенциального акционера, для того чтобы гарантировать полное соответствие требованиям надзора.

Исполняя требования Базеля II, надзорные власти сфокусировались на подходе, целью которого является обеспечение соответствия управляющих и надзорных структур потребности в стабильности кредитных институтов.

С практической точки зрения новые надзорные требования уделяют большое внимание установлению границ обязанностей менеджмента и надзорных органов банков, а также создают более строгий отбор для состава органов в отношении профессионализма, квалификации и независимости его членов. В частности, банки обязаны использовать более точный подход к передаче полномочий, а также уделять особое внимание вовлечению в ежедневный процесс управления банками членов правления. Кроме того, обязательный внутренний контроль организационной структуры каждого банка и банковской группы требуется в ходе подачи плана по корпоративному управлению в Банк Италии.

Всесторонняя реформа корпоративного управления банками и банковскими группами также повлекла за собой ужесточение правил компенсации. Более того, как и другие органы государственной власти, Банк Италии выделил практику компенсации в финансовых организациях как один из многих факторов, послуживших причиной финансового кризиса.

На данный момент требования итальянских властей отражают критерии, используемые в международной практике для эффективного управления вознаграждениями. Тем не менее в итальянской системе управления кредитными организациями важная роль отведена совету акционеров, от которого требуется принимать решения по вознаграждениям.

В конце 2009 г. был достигнут прогресс в пересмотре основных элементов Базеля II на международном уровне и были определены конкретные цели для их осуществления на национальном уровне.

Банк Италии оценивает потенциальные последствия применения новых мер на итальянских банках относительно оптимистично, особенно в отношении изменений требований к капиталу в связи с введением ограничений на размер капитала первого уровня и определения соотношения собственных и заемных средств банка.

В результате анализа итальянского законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций, мы приходим к выводу о том, что поверхностное отношение руководства кредитных организаций к исполнению законодательства о кредитных организациях, вызванное отсутствием правовых механизмов привлечения к ответственности виновных в совершении правонарушений в финансовой сфере лиц, негативно отразилось на экономической ситуации в Италии. По нашему мнению, только последовательное применение предложений, выработанных на международном уровне, может исправить ситуацию и вывести республику из финансового кризиса.

Согласно совместному заявлению председателя Европейского совета Х. Ван Ромпея и бывшего премьер-министра Италии М. Монти, сделанному в г. Брюсселе 28 февраля 2013 г., на сегодняшний день структурные реформы, проводимые в Италии, помогли возродить доверие рынков и международный авторитет страны. Продолжение реформ позволит значительно увеличить потенциал роста итальянской экономики. Италия также предпринимает усилия для постановки государственных финансов на более прочную основу, которая необходима для полноценного развития <1>.

———————————

<1> http://www.governo.it/Presidente/Comunicati/dettaglio.asp?d=70504

 

Глава Европейской комиссии Ж.М. Баррозу на совместной с бывшим главой правительства Италии Э. Летта пресс-конференции в г. Брюсселе 2 мая 2013 г. заявил: «Премьер-министр Летта и я согласны с тем, что руководство и страны Европейского союза должны принять срочные меры для восстановления экономического роста и увеличения занятости. Мы также убеждены, что длительного роста и конкурентоспособности можно достичь, основываясь на здоровых государственных финансах» <1>.

———————————

<1> http://ru.euronews.com/2013/05/02/italian-pm-letta-calls-for-growth-policy-in-brus-sels/

 

Такие оптимистичные прогнозы руководителей влиятельнейших институтов ЕС относительно перспектив развития экономики Италии основаны на анализе деятельности уполномоченных органов государства — члена ЕС, направленной на совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций в республике.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code