2.3. Трансформация актов международных неправительственных организаций в законодательство Европейского союза о кредитных организациях

Трансформация норм международных неправительственных организаций в законодательство ЕС о кредитных организациях предметно может быть проиллюстрирована на примере деятельности Совета по Международным стандартам финансовой отчетности.

В целях реализации Стратегии подготовки финансовой отчетности, утвержденной Европейской комиссией в июне 2000 г., был принят Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС N 1606/2002 от 19 июля 2002 г. «О применении международных стандартов финансовой отчетности» <1>, в соответствии с которым все компании стран ЕС, зарегистрированные на биржах (всего около 8 тыс. компаний), должны были соблюдать требования Международных стандартов финансовой отчетности при подготовке консолидированной финансовой отчетности начиная с 2005 г. Сейчас требования о применении МСФО распространяются на 28 стран ЕС и три страны Европейской экономической зоны. МСФО также применяются большинством крупных компаний Швейцарии, которая не является членом ЕС.

———————————

<1> Regulation (EC) No 1606/2002 of the European Parliament and of the Council of 19 July 2002 on the Application of International Accounting Standards // Official Journal of the European Communities. 11 September 2002. L 243/1.

 

Государства — члены ЕС могут распространять требование о применении МСФО на компании, ценные бумаги которых не обращаются на бирже, и на отдельную отчетность. Почти все страны ЕС разрешают некоторым или всем непубличным компаниям использовать МСФО для подготовки консолидированной отчетности и большинство стран ЕС — для подготовки отдельных элементов, входящих в состав консолидированной отчетности.

Процедура утверждения МСФО для использования в ЕС выглядит следующим образом. Согласно ст. 1 указанного документа он имеет своей целью внедрение и использование Международных стандартов бухгалтерского учета совместно с целью согласования финансовой информации, представляемой компаниями, круг которых определен в ст. 4 Регламента N 1606/2002, для обеспечения высокой степени прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности и, следовательно, эффективного функционирования сообщества внутреннего рынка. При этом в соответствии со ст. 3 названного Регламента МСФО должны быть по отдельности одобрены для использования в ЕС. Суть данного Регламента сводится к тому, что ежегодная консолидированная отчетность компаний, чья деятельность регулируется законодательством государства-члена, должна готовиться в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета.

Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2006/43/ЕС от 17 мая 2006 г. «Об обязательном аудите годовой и консолидированной бухгалтерской отчетности, о внесении изменений в Директивы Совета ЕС 78/660/ЕЭС и 83/349/ЕЭС и об отмене Директивы Совета ЕС 84/253/ЕЭС» <1> утвердила применение Международных стандартов аудита в странах ЕС и обязала государства-участников создать органы по надзору за аудиторской деятельностью. Таким образом, МСФО были трансформированы в наднациональное законодательство ЕС посредством применения установленной процедуры.

———————————

<1> Directive 2006/43/EC of the European Parliament and of the Council of 17 May 2006 on Statutory Audits of Annual Accounts and Consolidated Accounts, Amending Council Directives 78/660/EEC and 83/349/EEC and Repealing Council Directive 84/253/EEC // Official Journal of the European Union. 9 June 2006. L 157/87.

 

Другим примером нормативного закрепления на уровне ЕС общих принципов, разработанных уже Базельским комитетом по банковскому надзору, является Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2006/48/ЕС. Так, согласно ст. 6 указанной Директивы государства-члены должны требовать от кредитных организаций получения лицензии до начала своей деятельности, а в соответствии со ст. 9 данной Директивы к кредитной организации предъявляются требования об установлении минимального размера собственных средств или уставного капитала. Эти требования первоначально были закреплены в Основополагающих принципах эффективного банковского надзора (соответственно во втором и шестом принципах).

Принятие Базеля II повлияло на необходимость ревизии Директивы 2000/12/ЕС, результатом чего стала разработка Директивы 2006/48/ЕС.

Европейская комиссия 20 июля 2011 г. опубликовала ряд законодательных предложений по регулированию, которые были предназначены для реализации Базеля III и замены существующих требований к капиталу (Директивы 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС). Этот пакет реформ известен как CRD IV <1>.

———————————

<1> С текстом проектов документов можно ознакомиться в сети Интернет: http://europa.eu.

 

Надлежащее ведение деятельности кредитными организациями является обязательным условием их нормального функционирования. Полагаем, что приведение учета к единому образцу оказывает благотворное влияние на деятельность кредитных организаций. В первую очередь это сказывается на возможности применения единого подхода к анализу результатов финансовой деятельности как надзорными органами, так и инвесторами и клиентами кредитных организаций. Это особенно важно для вкладчиков банков в свете событий, имевших место на Кипре весной 2013 г.

Уполномоченные органы ЕС несут ответственность за надлежащее применение правил, относящихся к финансовому сектору, с целью сохранения финансовой стабильности и обеспечения надежности европейской финансовой системы в целом, а также надежной защиты потребителей финансовых услуг. Европейская комиссия должна передавать все предложенные стандарты регулирования для утверждения Европейскому Парламенту и Совету ЕС. Уполномоченные органы также вправе отменять национальные решения, которые не соответствуют положениям наднационального законодательства ЕС.

К сожалению, в результате всевозможных кризисов наиболее незащищенными оказываются не виновники их возникновения — банки и международные корпорации, а физические лица. История, в том числе нашей страны, показывает, что не всегда хранение денег в кредитных организациях являлось гарантией их возврата. Сегодня ситуация кардинально изменилась, в частности, благодаря применению в России законодательства о страховании вкладов. Нестабильность банковской системы побуждает вкладчиков досрочно отзывать свои вклады, что негативно влияет на финансовое состояние конкретного банка и банковской системы в целом. Во избежание таких ситуаций и с целью повышения доверия к банковской системе был разработан и применяется международный стандарт страхования вкладов.

Международная ассоциация страховщиков депозитов 18 июня 2009 г. опубликовала Основные принципы эффективных систем страхования депозитов <1>.

———————————

<1> С полным текстом документа можно ознакомиться в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs156.pdf.

 

Указанные Принципы, впоследствии принятые Советом по финансовой стабильности в качестве международного стандарта, обязательного для применения, в корне отличаются от трех ранее рассмотренных актов. Дело в том, что в отличие от рассмотренных актов международных организаций, повлиявших на формирование нормативного регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС, Основные принципы эффективных систем страхования депозитов были сформированы под воздействием законодательства ЕС.

Восьмым принципом МАСД предусмотрено, что членство в системе страхования депозитов должно быть обязательным для всех финансовых институтов, привлекающих депозиты от лиц, которые признаются наиболее нуждающимися в защите (например, розничные вкладчики и предприятия малого бизнеса), во избежание попадания в систему только слабых институтов. Ранее данный принцип был сформулирован в ст. 3 Директивы 94/19/ЕС, согласно п. 1 которой каждое государство-член обеспечивает на своей территории одну или несколько систем гарантирования депозитов. При этом согласно п. 2 указанной статьи если кредитная организация не выполняет обязательства, возложенные на нее в качестве члена системы гарантирования депозитов, то компетентные органы должны быть уведомлены об этом и в сотрудничестве с системой гарантирования депозитов должны принять все соответствующие меры, включая введение санкций.

Девятый принцип МАСД предписывает, что страховое покрытие должно в достаточной мере защищать подавляющее большинство вкладчиков для того, чтобы обеспечивалось достижение поставленных перед системой целей государственной политики, и его размер и охват должны быть совместимы с другими характеристиками системы страхования депозитов. Статья 7 Директивы 94/19/ЕС предусматривала фиксированную сумму страхового покрытия, при этом государствам — членам ЕС предоставлялось право устанавливать более высокий порог страхового покрытия.

12-й принцип МАСД посвящен вопросам информированности населения. Для эффективной работы системы страхования очень важно, чтобы население постоянно информировалось о выгодах и ограничениях системы страхования депозитов. Однако такой принцип был сформулирован ранее в ст. 9 Директивы 94/19/ЕС, согласно которой государства — члены ЕС должны обеспечить условия для того, чтобы кредитные организации предоставляли вкладчикам информацию, необходимую для идентификации и гарантирования депозитов.

Справедливости ради необходимо отметить, что система страхования банковских депозитов впервые появилась в США в связи с экономическим кризисом — Великой депрессией. Согласно Закону Гласса — Стигалла (англ. Glass-Steagall Act) (Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933 г.) <1> гарантировалось страхование банковских депозитов в сумме до 5 тыс. долл. США. До недавнего времени стандартное страховое возмещение в США составляло 100 тыс. долл. Однако в 2008 г. оно было временно, до 31 декабря 2013 г., повышено до 250 тыс. долл. США <2>.

———————————

<1> http://fraser.stlouisfed.org/docs/historical/ny%20circulars/1933_01248.pdf

<2> См. таблицу-приложение N 2 к докладу Совета по финансовой стабильности, подготовленного в июне 2010 г. сотрудниками Международной ассоциации страховщиков депозитов и Международного валютного фонда по результатам обновления информации о применении временных мер по страхованию вкладов.

 

Важно отметить, что на европейском уровне идея страхования вкладов впервые была закреплена в Рекомендациях Европейской комиссии 87/63/ЕЭС от 22 декабря 1986 г. «О введении схем гарантирования депозитов» <1>, содержащих программы по защите вкладов. Однако действия государств-членов, предпринятые в соответствии с этими Рекомендациями, не принесли должного результата.

———————————

<1> Commission Recommendation 87/63/EEC of 22 December 1986 Concerning the Introduction of Deposit-guarantee Schemes in the Community // Official Journal of the European Communities. 4 February 1987. L 33/16.

 

Впоследствии была принята Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. «О программах по защите банковских вкладов», которая была посвящена вопросам защиты и гарантий вкладов (депозитов) и приравненных к ним средств, находящихся на счетах юридических и физических лиц в коммерческих банках. При этом на банки была возложена обязанность по формированию резервов под обеспечение вкладов.

Возвращаясь к документу, опубликованному Международной ассоциацией страховщиков депозитов в 2009 г., необходимо отметить, что 18 основополагающих принципов эффективных систем страхования депозитов, перечисленных в нем, разделены на десять групп: Постановка целей (первый и второй принципы); Мандаты и полномочия (третий и четвертый принципы); Корпоративное управление (пятый принцип); Отношения с другими участниками системы финансовой безопасности и вопросы трансграничного характера (шестой и седьмой принципы); Членство и страховое покрытие (восьмой, девятый и десятый принципы); Финансирование (11-й принцип); Информированность населения (12-й принцип); Отдельные правовые вопросы (13-й и 14-й принципы); Урегулирование несостоятельности (15-й и 16-й принципы); Выплата возмещения по депозитам и возмещение затрат страховщика депозитов (17-й и 18-й принципы).

На примере основных наднациональных нормативных актов ЕС, регулирующих деятельность кредитных организаций, можно сделать вывод о том, что акты международных организаций трансформируются в право ЕС, будь то непосредственное обязание участников финансового рынка соблюдать определенные стандарты либо дословное копирование в них рекомендаций, разработанных различными объединениями и организациями. Вышеуказанное свидетельствует о том, что современное нормативное регулирование финансовой деятельности в Европейском союзе не только формируется исходя из чисто европейских инициатив и тенденций, а в определенной степени является отражением актов международных организаций, которые оказывают на него существенное влияние. Кроме того, можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях международные организации при подготовке таких норм, рекомендаций и общих принципов учитывают и применяют опыт ЕС в данной сфере.

В заключение считаем необходимым сообщить, что деятельность всех указанных международных организаций по созданию норм, рекомендаций и основных принципов одобрена Советом по финансовой стабильности, а разработанным ими актам присвоен статус так называемых международных стандартов. Стандарты по 12 направлениям финансовой политики были избраны СФС в качестве основных и приоритетных для всеобщего применения с учетом специфики конкретного государства.

СФС был создан «Большой двадцаткой» в апреле 2009 г. Совет является правопреемником Форума финансовой стабильности для координации на международном уровне работы национальных финансовых властей и международных органов по установлению стандартов, а также для разработки и содействия осуществлению эффективного регулирования, надзора и иной финансовой политики. Совет объединяет национальные органы, ответственные за финансовую стабильность в значительных международных финансовых центрах, международные финансовые институты, отраслевые международные группы, регулирующие, надзорные органы и комитеты экспертов центральных банков <1>. Россия также является членом СФС, в котором она представлена Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, а также Федеральной службой по финансовым рынкам.

———————————

<1> http://www.financialstabilityboard.org/about/overview.htm

 

Перед СФС были поставлены масштабные задачи, такие как:

— совершенствование международной финансовой системы;

— создание базы для международных регуляторных и надзорных функций;

— обеспечение мировой финансовой стабильности. Уставом СФС за ним закреплены следующие функции:

— выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности;

— выявление кризисов при их зарождении;

— обеспечение обмена данными между государственными органами;

— разработка принципов по организации и созданию корпораций, осуществляющих контроль за деятельностью финансовых организаций;

— международное сотрудничество;

— решение других вопросов, касающихся мировой финансовой стабильности в рамках Устава СФС.

СФС состоит из Пленарной группы Совета, Исполнительного комитета, Председателя Совета и Секретариата. Пленарная группа Совета является органом СФС, занимающимся поиском и принятием решений. В ее состав входят уполномоченные представители государств-членов, представители и эксперты центральных банков, Банка международных расчетов, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка.

Административное руководство осуществляется Исполнительным комитетом, в обязанности которого входит осуществление контроля за выполнением поручений СФС, информирование членов Совета. Во главе СФС стоит председатель, в настоящее время им является глава Банка Англии М. Карни.

Описываемые ключевые стандарты изменяются по мере их международного одобрения, они широко приняты как представляющие минимальные требования так называемой лучшей практики (best practice) <1>.

———————————

<1> http://www.financialstabilityboard.org/cos/key_standards.htm

 

При определении списка ключевых стандартов для устойчивости финансовых систем СФС применил следующие критерии:

— актуальность и значение для стабильной, надежной и эффективно функционирующей финансовой системы;

— универсальность их применимости путем использования в областях, которые важны почти во всех странах;

— гибкость в реализации с целью возможности применения с учетом достаточно общих положений и различных обстоятельств каждой страны;

— широкая поддержка, а именно международное признание, стандартов органом в надлежащей области в ходе консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами. Чтобы соответствовать данному критерию, стандартам желательно пройти «процесс консультаций» с общественностью, а также быть одобренными международными финансовыми институтами (МФИ), такими как Международный валютный фонд и Всемирный банк;

— обязательность применения национальными органами власти или третьими лицами, такими как МФИ.

После финансовых катаклизмов конца 1990-х гг. международным сообществом обсуждались и были выработаны предложения по реформированию мировой финансовой системы, целью которых являлось уменьшение или предотвращение будущих кризисов. В конечном счете одной из идей, получивших наибольшую поддержку, стало принятие и выполнение всемирно признанных стандартов и кодексов так называемой лучшей практики в экономических и финансовых сферах, в которых излагались положения, широко распространенные в качестве методов или руководящих принципов в определенных областях. Предполагалось, что страны, следующие этим стандартам, усилят свои финансовые системы посредством устойчивого регулирования и надзора, большей прозрачности и более эффективных рынков, а также уменьшат риск финансового бедствия.

Указанные стандарты были обобщены на Форуме финансовой стабильности в 1999 г. в качестве ответа на возникшую необходимость. Следует отметить, что перечень основных стандартов периодически пересматривался и обновлялся СФС в свете развития международной политики.

На сегодняшний день перечень является закрытым и состоит из 12 стандартов, разделенных на три области:

1) макроэкономическая политика и прозрачность данных финансовых документов;

2) институциональная и рыночная инфраструктура;

3) финансовое регулирование и надзор.

Таким образом, действие стандартов распространяется на все основные элементы финансовой системы. Далее приведем перечень самих стандартов, а также названия международных межправительственных и международных неправительственных организаций:

1) Международный стандарт прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике — разработан МВФ;

2) Международный стандарт прозрачности в фискальной политике — разработан МВФ;

3) Международный стандарт распространения (раскрытия) информации — разработан МВФ;

4) Международный стандарт банковского надзора — разработан Базельским комитетом по банковскому надзору;

5) Международный стандарт надзора за рынком ценных бумаг — разработан Международной организацией комиссий по ценным бумагам;

6) Международный стандарт страхового надзора — разработан Международной ассоциацией страхового надзора;

7) Международный стандарт страхования вкладов — разработан совместно Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов;

8) Международный стандарт несостоятельности и защиты прав кредиторов — разработан Всемирным банком;

9) Международный стандарт корпоративного управления — разработан Организацией экономического сотрудничества и развития;

10) Международные стандарты финансовой отчетности и аудита — разработаны соответственно Советом по Международным стандартам финансовой отчетности и Комитетом по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации;

11) Международные платежные стандарты клиринга и расчетов — разработаны Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной организацией комиссий по ценным бумагам;

12) Международный стандарт по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма — разработан ФАТФ.

Вышеуказанные стандарты являются обязательными для применения органами и субъектами, входящими в СФС. При этом СФС наделен полномочиями по контролю за применением указанных международных стандартов.

К.О. Заварыкина, В.Н. Зуев, П.В. Кучерявый в работе «Совет по финансовой стабильности — новый международный институт внедрения «мягкого» регулирования в условиях «жесткого» кризиса» приходят к выводу о том, что основы выстраиваемой системы международного сотрудничества для целей обеспечения глобальной финансовой стабильности с интеллектуальным центром в виде СФС были подкреплены принятием главами стран «Большой двадцатки» в ходе Питтсбургского саммита 25 сентября 2009 г. обязательства придерживаться вырабатываемых под эгидой СФС международных финансовых стандартов <1>.

———————————

<1> Вестник международных организаций. 2010. N 2(28).

 

Детально рассмотреть каждый из международных стандартов в рамках данного исследования не представляется возможным. В связи с этим мы выделили и изучили основные из них. Особое внимание было уделено рассмотрению конкретных стандартов по причине того, что в результате финансовых и экономических кризисов последнего времени их применение и изменение вызывают повышенный интерес со стороны профессионального сообщества. Кроме того, в отличие от иных международных стандартов, разработанных для устойчивого функционирования финансовой системы, вышеуказанные стандарты непосредственно касаются деятельности кредитных организаций. К ним относятся:

— Международный стандарт банковского надзора;

— Международный стандарт финансовой отчетности и аудита;

— Международный стандарт по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;

— Международный стандарт страхования вкладов.

Тем не менее с помощью всех перечисленных выше Международных стандартов планируется преодолевать глобальные финансовые и экономические кризисы, а следовательно, осуществлять глобальное регулирование.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в современном мире в целом и в ЕС в частности приобретает глобальный характер. Это означает, что указанное регулирование является не только и не столько результатом правотворчества институтов ЕС, но результатом внешнего воздействия на правовую систему ЕС. Под глобальным финансовым регулированием понимается процесс воздействия международных норм на общественные отношения в сфере финансов во всемирном масштабе, выраженный в изменении соответствующего законодательства отдельных государств либо региональных и интеграционных образований под их воздействием вне зависимости от наличия юридически обязывающего международного договора. Это комплексное финансово-экономическое и правовое явление как составная часть глобализации в области финансов включает в себя разработку алгоритмов, процедур и принципов взаимодействия государств, финансовых организаций и общества.

Сегодня не имеет смысла отрицать существование глобального регулирования как одного из проявлений глобализации. В свою очередь глобализация представляет собой всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему. Глобальная система торговли, финансов и производства связывает воедино благополучие и судьбы как отдельных людей, так и их объединений любого масштаба <1>.

———————————

<1> См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. С. 1.

 

В рамках правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС большое значение приобретают нормы международного права. Международный стандарт устойчивого функционирования финансовой системы — это совокупность правил поведения профессиональных участников рынка финансовых услуг, необходимых для применения государствами при создании на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих нормативных актов в области регулирования финансовой деятельности. Указанные правила отвечают современным вызовам, а их применение призвано обеспечить сближение и гармонизацию такого нормативного регулирования в разных странах, а также оперативное исполнение государствами взятых на себя обязательств по борьбе с глобальным финансовым кризисом.

Разработанные международными межправительственными и международными неправительственными организациями принципы, рекомендации и нормы и их трансформация в право ЕС помогают Европейскому союзу достичь целей устойчивого развития.

Подводя итог анализа трансформации международно-правового регулирования деятельности кредитных организаций в законодательство ЕС, можно сделать вывод о том, что Европейским союзом реализуется компетенция по регулированию деятельности кредитных организаций. При этом полномочия ЕС в этой сфере относятся к совместной с государствами — членами ЕС компетенции, поскольку п. 2 ст. 58 ДФЕС предусмотрено, что либерализация банковских и страховых услуг, которые связаны с перемещениями капиталов, должна проводиться согласованно с процессом либерализации передвижения капиталов. Указанная норма расположена в разд. IV ч. 3 «Свободное передвижение лиц, капиталов и услуг» ДФЕС, а согласно п. 2 ст. 4 ДФЕС совместная компетенция ЕС и государств — членов ЕС распространяется в том числе на внутренний рынок. Таким образом, деятельность кредитных организаций находится под специальным режимом свободы оказания услуг на внутреннем рынке ЕС.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code