2.2. Трансформация актов международных межправительственных организаций в законодательство Европейского союза о кредитных организациях

Влияние деятельности ООН и ФАТФ на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в Европейском союзе заключается в том, что Рекомендации ФАТФ, разработанные с учетом конвенций ООН, трансформируются в наднациональное законодательство ЕС. Так, Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма» отражает в себе рекомендации, выработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Например, согласно ст. 6 Директивы 2005/60/ЕС государства-члены должны запретить кредитным и финансовым учреждениям открывать анонимные счета или анонимные банковские расчетные книжки (десятая Рекомендация ФАТФ в действующей редакции 2012 г.) <1>. Это означает, что государства — члены ЕС должны во всех случаях требовать должной проверки владельцев и бенефициаров существующих анонимных счетов или анонимных сберегательных книжек до того, как такие счета и книжки будут использованы.

———————————

<1> Ранее пятая Рекомендация ФАТФ.

 

В соответствии со ст. 20 Директивы 2005/60/ЕС государства-члены должны требовать от учреждений и лиц, круг которых устанавливается данной Директивой, обращать особое внимание на виды деятельности, которые могут быть связаны с отмыванием денег или финансированием терроризма, и, в частности, на комплексные или необычно крупные сделки, а также на необычную динамику операций, которые не имеют явной экономической или видимой законной цели (11-я Рекомендация ФАТФ в предыдущей редакции 1996 г.) <1>.

———————————

<1> Действующая редакция 11-й Рекомендации незначительно видоизменена, большее внимание в ней уделено хранению документов, касающихся сложных и крупных сделок.

 

В рамках Директивы 2005/60/ЕС были отражены изменения Рекомендаций ФАТФ. Статья 1 Директивы 2005/60/ЕС относит к отмыванию денег следующие действия, совершаемые умышленно:

— обмен и перевод средств лицом, которое заведомо сознавало, что эти средства происходят из нелегальной деятельности или преступления, с целью сокрытия преступной природы доходов или содействие любым лицам, причастным к данной нелегальной деятельности, во избежание законных последствий преступных действий;

— сокрытие истинного происхождения, источника, местонахождения, диспозиции, движения, прав или собственника средств лицом, которое заведомо сознавало, что данные средства получены в результате участия в незаконной деятельности или совершения какого-либо преступления;

— приобретение, хранение и использование средств лицом, которое заведомо сознавало при получении этих средств, что они получены незаконным путем или в результате преступления;

— участие, объединение лиц для участия либо попыток участия в упомянутых ранее действиях, а также оказание помощи и содействия, подстрекательство и консультирование при участии в упомянутых действиях.

В соответствии со ст. 2 Директивы 2005/60/ЕС она применяется в отношении:

1) кредитных организаций;

2) финансовых организаций;

3) юридических и физических лиц, осуществляющих определенную профессиональную деятельность:

а) аудиторов, внешних экспертов и налоговых советников;

б) нотариусов и иных независимых профессиональных юристов, если они представляют клиента и его интересы при проведении любой финансовой операции и сделки с недвижимостью или оказывают помощь при планировании совершения таких сделок, как:

— покупка или продажа недвижимости или бизнес-предприятия;

— управление средствами, ценными бумагами и другими активами клиента;

— открытие сберегательных счетов, счетов ценных бумаг и управление ими;

— организация вкладов для создания предприятий и управления ими;

— создание трастов, компаний и подобных структур и управление ими;

в) компаний, оказывающих услуги по созданию и юридическому сопровождению компаний и трастов, не включенных в п. «а» или «б»;

г) агентств недвижимости;

д) других физических и юридических лиц, осуществляющих торговлю товарами, если сумма покупки составляет 15 тыс. евро и более и оплачивается наличными или безналичным расчетом, осуществляемым единой банковской операцией или несколькими связанными между собой операциями;

е) казино.

Этот список также сформирован под воздействием Рекомендаций ФАТФ, поскольку необходимость распространения Рекомендаций на указанных лиц предусмотрена десятой, 12 и 24-й Рекомендациями ФАТФ в предыдущей редакции.

Директива 2005/60/ЕС называет конкретные меры, направленные на предотвращение использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Так, согласно ст. 7 Директивы 2005/60/ЕС лица и организации, подпадающие под действие Директивы, должны применять процедуру должной проверки клиентов (дью дилидженс) в следующих случаях:

а) при установлении деловых отношений;

б) при осуществлении операций с суммами в 15 тыс. евро и более, независимо от того, проводятся они одной операцией или несколькими взаимосвязанными операциями;

в) при подозрении в отмывании денег и финансировании терроризма, независимо от ограничений правил, исключений и иммунитета;

г) при сомнениях в достоверности и адекватности идентифицирующих данных, полученных ранее от клиента.

Проведение именно такого набора действий при проверке клиентов было предписано пятой Рекомендацией ФАТФ в предыдущей редакции.

Директивой 2005/60/ЕС также предусмотрено проведение упрощенного и усиленного контроля в зависимости от того, к какой группе риска относится операция.

Каждое государство — член ЕС должно учредить подразделения финансовой разведки (ПФР) для эффективной борьбы против отмывания денег и финансирования терроризма. ПФР должны быть центральными национальными подразделениями, ответственными за сбор и, где необходимо, анализ и распространение среди компетентных органов информации, раскрытие информации, которая касается потенциальных попыток отмывания денег и финансирования терроризма или требуется национальным законодательным или исполнительным органам. ПФР должны быть обеспечены соответствующими ресурсами для выполнения своих функций. Важность деятельности ПФР и их взаимодействия между собой была предписана 26-й Рекомендацией ФАТФ в предыдущей редакции. В новой редакции Рекомендаций устанавливается прямое указание на необходимость создания ПФР как центра для сбора и анализа сообщений о подозрительных операциях (29-я Рекомендация ФАТФ).

Также установлено правило, согласно которому организации и лица, подпадающие под действие Директивы 2005/60/ЕС, а также сотрудники и руководители данных организаций не должны ставить клиента и других лиц в известность о том, что его данные будут переданы компетентным органам в связи с подозрением в попытках отмывания денег и финансирования терроризма для проведения расследования.

Запрет информирования клиентов о мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ продиктован требованиями, установленными 14-й Рекомендацией ФАТФ в предыдущей редакции.

По нашему мнению, законодательное закрепление необходимости учреждения государствами — членами ЕС ПФР имеет большое значение. Наличие специального органа по надзору за осуществлением операций клиентами кредитных организаций значительно упрощает ПОД/ФТ/ФРОМУ. В результате правоприменительной деятельности кредитными организациями формируется огромный массив информации об операциях, подлежащих контролю. Ее сбор, обобщение и анализ являются основными задачами ПФР.

Из сравнительного анализа Рекомендаций ФАТФ и Директивы 2005/60/ЕС можно сделать вывод о том, что Рекомендации ФАТФ оказали существенное влияние на наднациональное законодательство ЕС о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Такое воздействие является вполне логичным и обоснованным, поскольку оно представляет собой проявление распространения так называемой лучшей практики в данной сфере. Более того, основой правового развития этих норм являются международные акты ООН, о которых говорилось ранее. Следовательно, существуют неопровержимые доказательства того, что деятельность международных межправительственных организаций оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование законодательства ЕС о кредитных организациях.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code