1.4. Регулирование деятельности кредитных организаций в рамках международных неправительственных организаций

Роль международных неправительственных организаций в регулировании деятельности кредитных организаций, а также такой феномен, как «мягкое право», были подробно рассмотрены в предыдущих параграфах. В данном параграфе авторам представляется необходимым рассмотреть деятельность международных неправительственных организаций по созданию норм и правил, используемых при формировании правового регулирования деятельности кредитных организаций по всему миру, в том числе в ЕС, на конкретных примерах. В частности, речь пойдет о Базельском комитете по банковскому надзору, Совете по Международным стандартам финансовой отчетности и Ассоциации страховщиков депозитов.

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (англ. Committee on Banking Supervision of the Bank for International Settlements), или Базельский комитет, был основан в г. Базеле (Швейцария) в 1974 г. руководителями центральных банков стран «Большой десятки» (G10) для внедрения единых стандартов и развития международного сотрудничества в сфере банковского регулирования. Одними из основных задач Комитета являются пруденциальное регулирование деятельности банков, а также выполнение контрольной функции по проверке соблюдения ими установленных норм.

В состав Базельского комитета входят представители уполномоченных органов следующих государств: Австралии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Гонконга, Индии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Китая, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Турции, Франции, Швеции, Швейцарии, ЮАР, Южной Кореи и Японии.

Страны представлены их центральными банками, а также полномочными органами, ответственными за пруденциальный надзор за деятельностью кредитных организаций.

Нынешним председателем Базельского комитета назначен С. Ингвес — президент Банка Швеции. Постоянно действующий секретариат Базельского комитета состоит из специалистов банковского регулирования государств — членов Базельского комитета и имеет штаб-квартиру в г. Базеле.

Основными задачами Базельского комитета являются разработка новых подходов в отношении банковского надзора и поиск путей совершенствования данной сферы на международном уровне. Базельский комитет разрабатывает стандарты, директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти принципы не имеют юридически обязательной силы и не являются обязательными к выполнению по своей правовой природе, однако в большинстве случаев находят свое отражение в национальных законодательствах государств — членов Комитета.

Данные стандарты затрагивают различные аспекты банковского надзора, такие как принципы банковского надзора иностранных филиалов и внутренний контроль, особенности надзора в сфере электронных платежных систем, а также методы оценки кредитных рисков. За последние десять лет основной задачей Базельского комитета стала выработка подходов и минимальных требований к достаточности капитала кредитных организаций. Особое внимание уделяется важности управления такими банковскими рисками, как риски потери ликвидности, а также необходимости разработки принципов по оказанию помощи международным действующим банкам по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.

В состав Базельского комитета входят четыре подкомитета:

1) Группа по разработке принципов и стандартов;

2) Стратегическая группа, занимающаяся идентификацией назревающих проблем в сфере банковского надзора и разработкой новых подходов;

3) Передовая группа в сфере международного бухучета и аудита;

4) Консультативная группа, отвечающая за взаимодействие Комитета с органами банковского регулирования государств, не входящих в состав Комитета.

Первые три группы имеют в своем подчинении рабочие подгруппы, каждая из которых занимается решением конкретного вопроса. Помимо Базельской консультативной группы существуют и другие объединения, способствующие взаимодействию Комитета с финансовыми институтами государств, не являющихся его членами. Например, организация Joint Forum была основана в 1996 г. для решения вопросов банковского сектора, сектора страхования и ценных бумаг с действующим секретариатом при Базельском комитете.

Органы банковского надзора выполняют контрольные функции — проверяют соблюдение кредитными организациями установленных для них норм и применяют соответствующие санкции в случае выявления нарушений <1>.

———————————

<1> См.: Линников А.С. Указ. соч. С. 77.

 

В данном параграфе мы проанализируем основополагающие принципы надзора за деятельностью банков, стандарты бухгалтерской отчетности, разработанные международными организациями, и их влияние на регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору в сентябре 1997 г. По информации Банка России, в 1999 г. Основополагающие принципы были дополнены Методологией основополагающих принципов <1>. Указанные документы применяются в качестве стандартов оценки и самооценки эффективности национальных систем банковского надзора. Основную работу по оценке эффективности национальных систем банковского надзора проводили международные финансовые институты, а именно Международный валютный фонд и Всемирный банк, в рамках программ оценки финансового сектора.

———————————

<1> Информация Банка России от 18 апреля 2006 г. // Вестник Банка России. 2006. 26 апреля. N 24.

 

Очередная редакция Принципов была принята Базельским комитетом в октябре 2006 г. <1>. Пересмотренные Основополагающие принципы были одобрены органами банковского надзора на 17-й Международной конференции банковского надзора, состоявшейся в г. Стамбуле (Турция) 13 — 14 сентября 2012 г. Ныне действующий вариант документа опубликован в сети Интернет <2>. В результате пересмотра число основных принципов увеличилось с 25 до 29, они изложены в пяти разделах.

———————————

<1> Core Principles for Effective Banking Supervision // Basel Committe of Banking Supervision. 2006. October // http://www.bis.org/publ/bcbsl29.pdf; Core Principles Methodology. Basel Committe of Banking Supervision. 2006. October // http://www.bis.org/publ/bcbsl30.pdf.

<2> Core Principles for Effective Banking Supervision // Basel Committe of Banking Supervision. 2012. September // http://www.bis.org/publ/bcbs230.pdf.

 

Важные усовершенствования были внесены в Основополагающие принципы, в частности, в тех областях, которые необходимы для укрепления надзорной практики и управления рисками. Кроме того, были приняты во внимание некоторые ключевые тенденции, которые возникли в течение последних нескольких лет рыночных потрясений, а именно:

— необходимость повышения интенсивности надзора и адекватности ресурсов для эффективной борьбы за сохранение системно значимых банков;

— важность применения общесистемного, микропруденциального надзора за банками для оказания помощи в идентификации, анализе и принятии упреждающих мер для устранения системных рисков;

— необходимость усиления акцента на эффективном антикризисном управлении, восстановлении и принятии мер по минимизации как вероятности, так и последствий банкротства банков.

Формально подготовленные Базельским комитетом Принципы не могли иметь юридической силы. По мнению самого Базельского комитета, он не обладает никакими признаками наднационального контролирующего органа. Комитет скорее формулирует широкие надзорные стандарты и руководящие принципы, предлагая использовать лучшую практику. Базельский комитет лишь ожидает, что отдельные органы и государства будут применять их способами, которые лучше всего подходят для их собственных национальных систем <1>.

———————————

<1> History of the Basel Committee and its Membership // http://www.bis.org/bcbs/history.htm.

 

Вопрос регулирования деятельности кредитных организаций никогда не стоял в центре внимания и, пожалуй, не был столь значимым, каковым он является сегодня. Важность регулирования деятельности кредитных организаций стала еще более актуальной после того, как политические деятели оценили ущерб, который может быть нанесен мировой экономике в результате банковской несостоятельности.

Будет справедливым отметить, что предпринимается достаточно большое количество попыток для исследования проблем различных аспектов регулирования деятельности кредитных организаций. К тому же с момента начала мирового финансово-экономического кризиса в 2007 г. было сложно вести учет всех предложенных инициатив из-за их огромного количества. Все они могут быть разделены на две группы: те, которые направлены на понимание первопричин кризиса, и те, которые направлены на контроль реализации реформ по предотвращению повторения выявленных проблем.

В 1988 г. Базельским комитетом был подготовлен так называемый Базель I (Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала) <1>.

———————————

<1> International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards // Basel Committe of Banking Supervision. 1988. July // http://www.bis.org/publ/bcbs04a.pdf.

 

Положения данного документа необходимо было реализовать к концу 1992 г. Впоследствии именно эти стандарты и заложили основу принципов международного банковского регулирования более чем в 100 странах.

Базель I основывался на четырех фундаментальных принципах, актуальных и в настоящее время:

1) минимальные требования к достаточности капитала;

2) методы оценки кредитных рисков;

3) отношение собственных средств банка к активам, взвешенным в соответствии с уровнем риска;

4) взаимодействие органов банковского надзора.

Ключевое положение документа, касающееся общего требования к банкам поддерживать совокупный капитал в размере не ниже 8% от взвешенных по риску активов, только сейчас претерпевает изменения.

Вследствие ряда вносимых дополнений в Базель I Базельский комитет пересмотрел развитие рынка в сфере банковской деятельности и выявил ряд недостатков в первоначальной версии Основополагающих принципов. Пришло время совершенствовать и перерабатывать Принципы, в связи с чем необходимо:

— понимание того, что коэффициент достаточности капитала не всегда определяет финансовое состояние банка;

— формирование системы расчета капитала банка;

— внедрение новых требований к капиталу под операционный риск;

— применение внутренних проверок для оценки рисков, необходимых для формирования капитала.

В июне 2004 г. Базельский комитет уже разработал новый документ — Базель II (Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы).

Выделяют три компонента, или три части, на которые разделен Базель II и которые в свою очередь взаимозависимы и тесно связаны друг с другом:

1) минимальные требования к капиталу (заменяет Базель I, представляя расчет общих минимальных требований к капиталу банка) и возможные подходы к управлению рисками;

2) надзорный процесс (утверждает стандарты для органов банковского надзора в применении Базеля II);

3) рыночная дисциплина (дополняет предыдущие два компонента и позволяет требовать раскрытия информации от банков).

В документе представлен расчет общих минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Например, обозначены три подхода по измерению кредитного риска и три или четыре варианта для оценки операционного риска.

Как правило, банки сами могут выбирать между комплексной методологией, ориентированной на сбережение капитала, и более простыми подходами, приводящими к увеличению начислений на основной капитал при снижении операционных расходов.

Положения Базеля II были разработаны для регулирования деятельности в том числе международных банков. Тем самым разработанные принципы могут рассматриваться как международные критерии надзора. Для банка выполнение требований Базеля II означает обязательный набор правил и процедур, которым он должен следовать в своей деятельности. В первую очередь речь идет о единой централизованной системе управления рисками и о соответствующей регулярной поддержке построенных риск-моделей.

Возможность использования в оценке кредитного риска более сложных методик при определении достаточности капитала и включение в расчет размера собственных средств банка оценок по другим рискам в значительной степени зависят от готовности банковской системы, в том числе от развития систем управления рисками, внутреннего контроля в самих банках. Кроме того, второй компонент предоставляет надзорным органам право устанавливать для банков индивидуальные значения достаточности капитала, которые могут зависеть в том числе и от качества систем управления рисками и внутреннего контроля банков.

В условиях современного финансового кризиса имеет место развитие принципов Базеля II. Справедливо отметить, что критики, которые относят отдельные аспекты финансового кризиса на счет компонентов Базеля II, должным образом не учитывают тот факт, что в момент возникновения кризиса концепция Базеля II в некоторых основных юрисдикциях не применялась вовсе, а в других юрисдикциях была далека от реализации. Однако было бы также справедливым отметить, что если бы компоненты Базеля II реализовывались большим числом государств и в течение более длительного периода до начала финансового кризиса, то вряд ли соглашение смогло бы предотвратить многие аспекты кризиса по мере их возникновения.

В качестве антикризисной меры Базельский комитет предпочел развивать концепцию Базеля II, вместо того чтобы внести в нее принципиальные изменения. Было решено, что в действующей регулятивной базе Базеля II существует целый ряд недостатков, которые необходимо устранить, включая:

а) преимущественную роль капитала за счет финансовых рычагов и ликвидности;

б) неспособность руководства компаний видеть общую картину;

в) несоответствующие требования к капиталу в отношении торгового портфеля <1>;

———————————

<1> Под торговым портфелем понимается совокупность финансовых инструментов, имеющих рыночную стоимость и приобретенных кредитной организацией с целью дальнейшей перепродажи, включая инструменты типа РЕПО (п. 1.2.2 Положения Банка России от 24 сентября 1999 г. N 89-П).

 

г) недостатки в отношении подхода к секьюритизации <1>.

———————————

<1> Под секьюритизацией понимается выпуск ценных бумаг, обеспеченных пакетом ипотечных кредитов, т.е. трансформация ипотечного долга в ценные бумаги, обеспеченные ипотечным покрытием (Терминологический словарь банковских и финансовых терминов, 2011).

 

Требования к капиталу банковского торгового портфеля и секьюритизация не отражали реального уровня риска в этих областях. Так, финансовые организации оформляли сделки, многие из которых осуществлялись с неликвидными активами, как, например, теперь печально известные активы, обеспеченные долговыми обязательствами. Как только разразился кризис, компании понесли огромные убытки по своим торговым портфелям. Снижение рейтинга активов стало основной причиной убытков при постоянных переоценках по рискам.

Финансовый кризис также выявил структурные проблемы моделей экономической стоимости риска, которые применялись финансовыми организациями, — короткие периоды наблюдения в сочетании с беспрецедентно низкой волатильностью рыночных цен <1> (при ограниченных данных, которые не включали данные по резкому экономическому спаду). Также эти модели систематически недооценивали значимость событий с малой вероятностью наступления, оказывающих значимое воздействие, игнорировали важность системных рисков и наличие фактора неопределенности, смоделировать который было невозможно. Самым критичным фактором было то, что высшее руководство финансовых организаций, наиболее подверженных рискам, совершенно не хотело понимать, а во многих случаях и не смогло понять все эти проблемы. Это привело к тому, что в таких организациях стали полностью полагаться на специалистов, которые могли эффективно выявлять проблемы, имевшие принципиальное значение для стабильности соответствующих организаций. При этом большинство кредитных организаций не смогли оценить данные риски.

———————————

<1> Под волатильностью понимаются неустойчивость, нестабильность, высокая степень изменчивости рыночной конъюнктуры, спроса, цен (см.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2007. С. 495).

 

Первый пакет изменений Базеля II после финансового кризиса был принят Базельским комитетом в июле 2009 г. Он предусматривал следующие меры:

а) увеличение затрат банков на капитал в отношении секьюритизированных позиций, включая введение более высоких затрат на капитал при так называемой ресекьюритизации (например, обеспеченные долговые обязательства), а также повышение затрат на капитал при определенных инструментах ликвидности. Банки, осуществляющие инвестиции в секьюритизацию, должны проводить комплексную проверку активов, и если они не станут или не смогут это сделать, то им придется отчислить такие позиции из своего капитала;

б) ликвидация регуляторного арбитража (разница между подходами регуляторов), по которому банки, решившие включить в свои торговые портфели секьюритизированные позиции, могут избежать более высоких затрат на капитал. Вместо этого требования к капиталу по таким позициям должны определяться по банковским и торговым портфелям на основании указанных выше требований;

в) совершенствование банковских моделей, используемых для расчета затрат на капитал по несекьюритизированным позициям, зарегистрированным в торговых портфелях, путем введения нового, «усиленного» метода расчета экономической стоимости риска с учетом четко определенного периода наблюдения, относящегося к существенным убыткам. Основной принцип заключается в выявлении рисков событий с малой вероятностью наступления, оказывающих значимое воздействие, а также существенной ценовой конъюнктуры рынка в течение длительного периода времени;

г) введение добавочного риска для покрытия воздействия снижения кредитного риска (т.е. понижения рейтинга) банков, держащих долговые инструменты в торговом портфеле.

В пакете реформ Базельского комитета, принятом в июле 2009 г., рассматривались вопросы подхода к позициям торговых портфелей. Однако Комитет осознал необходимость принятия комплексных мер для укрепления регулирования, надзора и управления рисками в банковском секторе. В результате 17 декабря 2009 г. были опубликованы рекомендации Базельского комитета, озаглавленные как «Укрепление устойчивости банковского сектора». Предложения данных рекомендаций Базельского комитета предусматривают:

а) улучшение качества банковского регулятивного капитала путем:

— согласования определений основного капитала первого уровня, неосновного капитала первого уровня и капитала второго уровня;

— запрета на инновационные инструменты капитала первого и третьего уровней;

— упрощения капитала второго уровня с помощью устранения существующего различия между верхним и нижним капиталом второго уровня, а также ограничений на них;

б) согласование мер в отношении вычетов из капитала, при этом большинство вычетов должно производиться из базового капитала (т.е. основного капитала первого уровня);

в) введение новых требований по партнерскому риску по деривативам <1>, сделкам РЕПО <2> и финансированию ценных бумаг;

———————————

<1> Под деривативами понимаются производные финансовые инструменты — фьючерсы, форварды, опционы, свопы, используемые в сделках, не связанных напрямую с куплей-продажей материальных или финансовых активов. Получили широкое распространение в конце XX в. Используются для страхования рисков (хеджирования) и извлечения дополнительной, спекулятивной прибыли (см.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч. С. 495).

<2> РЕПО — операция на финансовом рынке, предусматривающая соглашение участников об обратном выкупе ценных бумаг; сделка предполагает, что одна сторона продает другой стороне пакет ценных бумаг определенного достоинства с обязательством выкупить его обратно по заранее оговоренной цене (см.: Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895).

 

г) введение доли соотношения собственных и заемных средств для банков в качестве опоры для структуры, основанной на оценке рисков;

д) создание буферов капитала в благоприятный финансовый период, которые могут быть отменены в периоды кризисов.

Процесс совершенствования банковского регулирования не стоит на месте, и сегодня речь идет уже о Базеле III.

Согласно сообщению Банка России от 29 марта 2011 г. «Об основных направлениях и сроках реализации пакета реформ Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III)» <1> 16 декабря 2010 г. на сайте Базельского комитета по банковскому надзору в сети Интернет был опубликован пакет реформ, направленных на совершенствование регулирования деятельности банков с учетом уроков кризиса: «Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности» (Базель III). Данные документы ранее были одобрены Группой управляющих центральными банками и глав надзорных органов стран — участниц Базельского комитета, а также поддержаны главами государств «Большой двадцатки» на саммите в г. Сеуле в ноябре 2010 г.

———————————

<1> Вестник Банка России. 2011. 30 марта. N 18.

 

Базель III предусматривает повышенные требования к качеству и достаточности капитала банков; введение показателя левериджа (соотношение капитала и объема активов и забалансовых обязательств, не взвешенных по рискам), специальных «буферов» капитала, позволяющих абсорбировать убытки в периоды стресса, а также двух нормативов ликвидности (показателей краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования).

В соответствии с планом поэтапного внедрения новых регулятивных подходов, опубликованным в документах Комитета «Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности», новые требования к регулятивному капиталу и нормативы ликвидности должны поэтапно внедряться в странах — членах Комитета в течение 2012 — 2018 гг. В соответствии с указанным планом предполагаются следующие направления и сроки реализации Базеля III:

1) в отношении подходов к регулятивному капиталу:

— новые требования к структуре собственных средств (капитала) (в части требований к инструментам акционерного капитала, капитала первого и второго уровней и требований о поэтапном (в течение десяти лет) списании инструментов капитала, не удовлетворяющих новым критериям) предполагается внедрять с 1 января 2013 г.;

— новые требования к достаточности акционерного капитала и капитала первого уровня планируется внедрять поэтапно в течение 2013 — 2014 гг.;

— новые требования к достаточности акционерного капитала и совокупного капитала с учетом защитного буфера (conservation buffer) — в течение 2016 — 2018 гг.;

2) в отношении введения в состав обязательных требований (нормативов) показателя левериджа:

— в течение 2013 — 2016 гг. предусмотрен «параллельный» расчет банками показателя левериджа с существующим показателем достаточности капитала. В течение данного периода будет осуществляться наблюдение за значением показателя левериджа и его компонентов, а также за изменением показателя в сравнении с существующим показателем достаточности капитала;

— с 1 января 2015 г. предполагается раскрытие банками информации по показателю левериджа;

— с 1 января 2018 г. данный показатель, порядок расчета, значение которого планируется уточнить в первой половине 2017 г. с учетом результатов периода «параллельного» расчета, предполагается включить в перечень обязательных;

3) в отношении введения новых нормативов ликвидности:

— начиная с 1 января 2012 г. предусмотрено представление банками отчетности по расчету показателя краткосрочной ликвидности (ПКЛ) и показателя чистого стабильного фондирования (ПЧСФ) на регулярной основе. Представление банками отчетности будет осуществляться в рамках периода мониторинга за значениями показателей ликвидности и их компонентов;

— с 1 января 2015 г. (ПКЛ) и с 1 января 2018 г. (ПЧСФ) новые нормативы ликвидности предполагается включить в перечень обязательных.

На встрече в сентябре 2011 г. Базельский комитет согласился начать процесс перехода к Базелю III. По мнению самого Комитета, полное, своевременное и последовательное выполнение Базеля III станет фундаментом для стабильности глобальной банковской системы в поддержании доверия на рынке <1>. Данный процесс необходим для того, чтобы обеспечить дополнительные стимулы для субъектов регулирования в их намерении реализовать стандарты в пределах согласованного времени.

———————————

<1> Progress Report on Basel III Implementation (October 2011) // http://www.bis.org/publ/bcbs203.pdf.

 

Другой международной неправительственной организацией, оказавшей существенное влияние на правовое регулирование деятельности кредитных организаций, является Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (англ. International Accounting Standards Board — IASB), который был учрежден в 2001 г. и входил в состав Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (англ. International Accounting Standards Committee — IASC). В 2010 г. КМСФО был переименован в Фонд международных стандартов финансовой отчетности (ФМСФО) (англ. International Financial Reporting Standards Foundation — IFRS Foundation).

Управление ФМСФО лежит на 22 попечителях. В компетенцию попечителей входит назначение членов СМСФО, членов советов и комитетов, а также обеспечение финансирования организации. СМСФО включает 16 постоянно действующих участников. Одобрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (англ. International Financial Reporting Standards — IFRS) и связанных с ними документов, таких как Концептуальная основа для финансовой отчетности, обнародование проектов и других дискуссионных документов относятся к функциям СМСФО. Цели Совета по Международным стандартам финансовой отчетности заключаются в следующем:

а) развивать в интересах общества единый набор стандартов финансовой отчетности высокого качества, которые будут являться осуществимыми и принятыми повсеместно. Эти стандарты должны содержать высококачественную, прозрачную и сопоставимую информацию, чтобы помочь инвесторам, участникам различных рынков капитала всего мира и другим пользователям принимать верные экономические решения;

б) способствовать использованию и строгому применению этих стандартов;

в) при достижении целей, указанных в п. «а» и «б», принимать во внимание нужды и потребности, а также размеры субъектов в различных экономических условиях;

г) способствовать и облегчать принятие МСФО через сближение национальных стандартов бухгалтерского учета и МСФО.

КМСФО следует жесткой и прозрачной процедуре одобрения и выпуска стандартов. Все встречи КМСФО, Комитета по интерпретациям МСФО и их официальных рабочих групп проводятся открыто и в основном с использованием веб-трансляции. Процедура выпуска стандартов, как правило, включает следующие этапы:

— определение и оценку вопросов, связанных с разрабатываемой темой, и рассмотрение применения концепции подготовки и представления финансовой отчетности к указанным вопросам;

— изучение национальных требований и практики в области бухгалтерского учета и обмен мнениями по вопросам учета с организациями, устанавливающими национальные стандарты;

— консультирование с консультативным советом по МСФО и попечителями ФМСФО по повестке КМСФО, а также по приоритетности рассматриваемых вопросов;

— создание рабочей группы для консультирования КМСФО по проекту;

— публикацию дискуссионного документа для получения комментариев (такой документ обычно содержит предварительные решения Комитета по некоторым положениям проекта);

— публикацию проекта стандарта, утвержденного не менее чем десятью голосами членов КМСФО, включая особые мнения членов КМСФО для получения комментариев;

— обоснование принятых в проекте стандарта решений;

— рассмотрение комментариев, полученных в период обсуждения дискуссионного документа, а также рассмотрение и обсуждение проекта стандарта на открытых встречах;

— рассмотрение целесообразности проведения публичных слушаний или тестирование проекта стандарта в реальных условиях;

— одобрение стандарта не менее чем десятью членами КМСФО;

— включение обоснования принятых решений в окончательный вариант стандарта с описанием среди прочего этапов процедуры одобрения и выпуска стандарта.

По мнению экономиста В.Ф. Палий, «применение МСФО не может быть частичным. Если стандарты применяются не полностью — это значит, что финансовая отчетность компании составляется по нормам, не соответствующим МСФО, несмотря на то что МСФО оставляют большой простор для творческого решения самых разнообразных задач, встающих перед составителями финансовой отчетности» <1>.

———————————

<1> Палий В.Ф. Комментарии к Международным стандартам финансовой отчетности. М.: Аскери, 1999. С. 10.

 

Общее число международных стандартов финансовой отчетности — 13, сюда входят следующие:

— IFRS 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (First Time Application of International Financial Reporting Standards);

— IFRS 2 «Платеж, основанный на акциях» (Share-Based Payments);

— IFRS 3 «Объединения бизнеса» (Business Combinations);

— IFRS 4 «Договоры страхования» (Insurance Contracts);

— IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations);

— IFRS 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources);

— IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (Financial Instruments: Disclosures);

— IFRS 8 «Операционные сегменты» (Operating Segments);

— IFRS 9 «Финансовые инструменты» (Financial Instruments);

— IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (Consolidated Financial Statements);

— IFRS 11 «Соглашения о совместной деятельности» (Joint Arrangements);

— IFRS 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях» (Disclosure of Interests in Other Entities);

— IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости» (Fair Value Measurement).

Кредитными организациями, например, применяются такие стандарты, как IFRS 9 (Финансовые инструменты) и IFRS 7 (Финансовые инструменты: раскрытие информации). Кроме этого существуют еще обязательные для применения толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов.

Международная ассоциация страховщиков депозитов (МАСД) (англ. International Association of Deposit Insurers — IADI) была основана 6 мая 2002 г. Она является некоммерческой организацией, учрежденной в соответствии с законодательством Швейцарии. Предшественником МАСД была Рабочая группа по страхованию вкладов, созданная Форумом финансовой стабильности (ФФС) в 2000 г. Указанная Рабочая группа в свою очередь была учреждена после публикации выводов Исследовательской группы по страхованию вкладов, образованной ФФС в 1999 г.

Совет по финансовой стабильности (ранее — Форум финансовой стабильности) поставил перед Рабочей группой задачу оценить пользу от выработки рекомендаций и затем предложить подходы, которые могут помочь законодателям при создании и совершенствовании национальных систем страхования депозитов. После того как в сентябре 2001 г. Рабочая группа представила Форуму свой заключительный отчет, были предприняты усилия, направленные на создание Ассоциации.

Целями МАСД являются распространение опыта в области страхования депозитов по всему миру, а также внесение вклада в повышение эффективности систем страхования депозитов с помощью распространения рекомендаций по их совершенствованию и развития международного сотрудничества.

МАСД ставит перед собой задачу способствовать поддержанию стабильности финансовых систем, развивая международное сотрудничество и стимулируя международные контакты между страховщиками депозитов и иными заинтересованными организациями.

Высшим органом управления МАСД является общее собрание членов, а исполнительный совет обеспечивает надлежащее функционирование МАСД. Следующие постоянные комитеты были созданы исполнительным советом с целью повышения эффективности деятельности МАСД:

— Комитет по аудиту — гарантирует достоверность публикуемой финансовой информации Ассоциации;

— Комитет по финансам и планированию — осуществляет мониторинг использования финансовых ресурсов МАСД, разрабатывает бизнес-планы и бюджеты, а также представляет отчеты о финансовом положении МАСД;

— Комитет по членству и информации — содействует достижению целей МАСД, обеспечивая расширение и поддержание членства в МАСД ее участников и организуя информационную деятельность МАСД;

— Комитет по исследованиям и руководствам — проводит исследования, разрабатывает и пропагандирует рекомендации, базовые принципы и эффективные политики, способствуя повышению эффективности систем страхования депозитов;

— Комитет по обучению и конференциям — оценивает потребности членов, оптимизирует использование ресурсов участников, а также взаимодействует с партнерами МАСД и другими заинтересованными сторонами по вопросам развития и обучения;

— Комитет по правовым вопросам — осуществляет правовую экспертизу и проводит исследования по правовым аспектам страхования депозитов.

Завершая анализ деятельности международных организаций, мы приходим к выводу об усилении роли именно международных неправительственных организаций. Это связано с большей мобильностью и меньшей степенью бюрократизированности международных неправительственных организаций. Каждое решение, принимаемое межправительственной организацией, проходит сложную процедуру согласования и зачастую теряет свою актуальность ко времени его принятия. В то же время международные неправительственные организации регулируют в первую очередь локальные вопросы и тем самым создают базу для закрепления нормативного регулирования правоотношений на глобальном уровне международными межправительственными организациями.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code