1.3. Регулирование деятельности кредитных организаций в рамках международных межправительственных организаций

В рамках своей компетенции международные организации принимают решения, регулирующие те или иные правоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Решение международной организации можно определить как согласованное волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений зависит от многих факторов: положений учредительного акта, состава органа, расстановки политических сил внутри его. Он начинается с проявления инициативы, исходящей, как правило, от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Обычно инициатор предлагает изучение определенной проблемы, но в ряде случаев он может вынести на обсуждение и готовый проект будущего решения. Далее каждый проект решения проходит процедуру обсуждения и принятия (голосования).

Однако не все принятые решения международных организаций содержат нормоустановительные положения. Решения являются обязательными для государств-членов, если обязательность таких решений предусмотрена учредительным актом организации. Кроме того, для вступления в силу регламентов некоторых организаций предусмотрена необходимость их последующего принятия государствами (ратификация, одобрение и т.п.). Однако, даже несмотря на отсутствие юридически обязательных норм, решения могут получить статус обязательных как в обычной, так и в договорной практике государств <1>.

———————————

<1> Международное право: Учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Вылегжанина. С. 342 — 346.

 

Для того чтобы определить роль международных межправительственных организаций в регулировании банковской деятельности в ЕС, кратко рассмотрим правовой статус международных организаций, оказывающих наиболее существенное влияние в данной области, в частности Организации Объединенных Наций и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Организация Объединенных Наций (ООН) является международной межправительственной организацией, на которую возложена миссия по поддержанию мира на Земле. Принятие Устава ООН определило роль международных организаций в современном мире посредством придания обязательной силы принципам международного правопорядка.

Однако со временем даже такие совершенные международные структуры, как ООН, нуждаются в реформировании. Речь идет об экономическом и политическом влиянии на одни государства в угоду интересам других государств, о сложности процедуры принятия решений и невозможности оперативно реагировать на возникновение новых угроз.

Так, Д.А. Медведев на встрече с членами Совета Безопасности РФ заявил, что «Россия будет и в дальнейшем выступать против легитимизации через Совет Безопасности ООН односторонних санкций для смещения различных режимов. ООН создавалась не для этого» <1>.

———————————

<1> Российская газета. N 5602. 2011. 10 октября.

 

Организация Объединенных Наций способна к восприятию справедливой критики и готова к самосовершенствованию для сохранения своего авторитета и места в системе международных отношений. В том числе для этого в 2000 г. была принята Декларация тысячелетия ООН <1>.

———————————

<1> Декларация тысячелетия ООН (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г.) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.

 

В разделе «Укрепление Организации Объединенных Наций» обозначены основные задачи ООН:

— борьба за развитие всех народов мира;

— борьба с нищетой, невежеством и болезнями;

— борьба с несправедливостью;

— борьба с насилием, террором и преступностью;

— борьба с деградацией и разрушением нашего общего дома.

Из анализа этих задач видно, что ООН определяет для себя приоритеты, отдавая предпочтение социально-экономическим вопросам, борьбе с терроризмом и устойчивому развитию.

В этой связи необходимо опровергнуть мнение М.В. Карагаловой и Е.Н. Егоровой, согласно которому «любое государство или наднациональное объединение типа ЕС для проведения своей внутренней и внешней политики нуждается в прочной социальной базе, которая служила бы опорой и поддержкой его деятельности» <1>.

———————————

<1> Карагалова М.В., Егорова Е.Н. Социальное изменение европейской интеграции. М.: Аксиом, 2010. С. 25.

 

Функционирование ООН осуществляется с помощью следующих ее органов: Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), Совета по опеке, Международного суда и др.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов Организации (ст. 9 Устава ООН). В Генеральную Ассамблею направляются ежегодные доклады из других органов (ст. 15 Устава ООН), по которым даются заключения. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея уполномочена принимать и исключать членов, приостанавливать их права (ст. 4 — 6 Устава ООН), избирать непостоянных членов (абз. 1 ст. 23 Устава ООН), а также членов Международного суда (ст. 8, 10 Статута Международного суда ООН).

Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности ООН на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности (ст. 11 Устава ООН).

Ассамблея может рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами (ст. 14 Устава ООН).

Совет Безопасности ООН — важнейший политический орган ООН. Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее члены возлагают на Совет Безопасности основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данной ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава ООН). Совет Безопасности состоит из 15 членов, каждый из которых имеет одного представителя (ст. 23 Устава ООН). Российская Федерация наряду с Китаем, Великобританией, США и Францией является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Особую роль Совета Безопасности подчеркивает ст. 25 Устава ООН, которая обязывает всех членов ООН подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Важным замечанием в данном случае является позиция немецкого ученого профессора Э. Кляйна, согласно которой «в отличие от ЕС ООН не является наднациональной организацией, правовые акты которой могут применяться непосредственно государственными правоприменительными органами» <1>.

———————————

<1> Klein E. Op. cit. P. 428.

 

Организация Объединенных Наций следит за тем, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с данными принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности (п. 6 ст. 2 Устава ООН).

Важное место в системе органов ООН занимает Экономический и Социальный Совет. Задачи и полномочия ЭКОСОС направлены на координацию сотрудничества. Устав ООН (абз. 1 и 2 ст. 62) наделяет его компетенцией исследования и выработки рекомендаций во всех сферах международного экономического и социального сотрудничества.

Далее рассмотрим конкретные конвенции ООН, повлиявшие на развитие правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС.

В этой связи необходимо отметить, что на сегодняшний день в мире действуют 17 международных организаций, основанием для функционирования которых являются учредительные документы. Согласно ст. 1 и 55 Устава ООН эти организации выполняют определенные задачи и связаны с ООН договором (ст. 57, 63 Устава ООН). К их числу относятся такие международные организации, как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Одним из основных документов, оказавших существенное влияние на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС и во всем мире, является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/25 от 15 ноября 2000 г. <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

 

Согласно ст. 6 указанной Конвенции («Криминализация отмывания доходов от преступлений») каждое государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства такие нормотворческие и иные меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

1) а) конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;

б) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

2) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы:

а) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

б) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дачу советов при его совершении.

Также Конвенцией установлено, что:

а) каждое государство-участник стремится применять положения Конвенции к самому широкому кругу основных правонарушений;

б) каждое государство-участник включает в число основных правонарушений все серьезные преступления, как они определены в ст. 2 Конвенции, и преступления, признанные таковыми ст. 5, 8 и 23 Конвенции. В случае когда законодательство государства-участника содержит перечень конкретных основных правонарушений, в него включается как минимум всеобъемлющий круг преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных групп;

в) для целей подп. «б» основные правонарушения включают преступления, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции соответствующего государства-участника. Однако преступления, совершенные за пределами юрисдикции какого-либо государства-участника, представляют собой основные правонарушения только при условии, что соответствующее деяние является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству государства, в котором оно совершено, и было бы уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству государства-участника, в котором осуществляется или применяется настоящая статья, если бы оно было совершено в нем;

г) каждое государство-участник представляет Генеральному секретарю ООН тексты своих законов, обеспечивающих осуществление положений настоящей статьи, а также тексты любых последующих изменений к таким законам или их описание.

Отдельные ученые отмечают, что до принятия данной Конвенции во многих правовых системах отсутствовало понятие «легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности», а также отсутствовали критерии, по которым можно было распознать этот вид преступной деятельности <1>.

———————————

<1> См.: Кернер Х.-Х., Дох Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996. С. 37 — 38.

 

Как правило, финансовый рынок используется для отмывания доходов, полученных преступным путем, посредством трехфазной процедуры:

1) трансформация полученных преступным путем денежных средств в законные инструменты финансового рынка;

2) имущество с целью запутывания следов перемещается до тех пор, пока становится невозможным отследить его происхождение;

3) процесс отмывания денежных средств завершается их интеграцией в инструментарий финансового рынка, с помощью которого имуществу приписывается законное происхождение <1>.

———————————

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография П. Нобеля «Швейцарское финансовое право и международные стандарты» включена в информационный банк согласно публикации — Инфотропик Медиа, 2012 (2-е русскоязычное издание), (пер. с нем.).

 

<1> См.: Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 974 — 975.

 

Отмывание денежных средств фактически является преступлением, совершаемым с целью сокрытия совершения другого преступления, в результате которого был получен доход. Оба вида преступлений, являясь самостоятельными по своей сути, наносят невосполнимый урон экономике и общественным интересам.

В целях борьбы с отмыванием денежных средств ст. 7 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности предусмотрены конкретные меры борьбы с этим явлением. В частности, каждое государство-участник:

а) устанавливает всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений, а также в надлежащих случаях других органов, являющихся особо уязвимыми с точки зрения отмывания денежных средств, в пределах своей компетенции в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств, причем такой режим основывается на требованиях в отношении идентификации личности клиента, ведения отчетности и предоставления информации о подозрительных сделках;

б) без ущерба для ст. 18 и 27 Конвенции обеспечивает, чтобы административные, регулирующие, правоохранительные, судебные и другие органы, ведущие борьбу с отмыванием денежных средств (в том числе когда это соответствует внутреннему законодательству), были способны осуществлять сотрудничество и обмен информацией на национальном и международном уровне на условиях, устанавливаемых внутренним законодательством страны, и в этих целях рассматривает вопрос об учреждении подразделения по финансовой оперативной информации, которое будет действовать в качестве национального центра для сбора, анализа и распространения информации, касающейся возможных случаев отмывания денежных средств.

Государства-участники рассматривают вопрос о применении практически возможных мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации, и не создают каких-либо препятствий для перемещения законного капитала. Такие меры могут включать требование о том, чтобы физические лица и коммерческие организации сообщали о трансграничных переводах значительных объемов наличных денежных средств и передаче соответствующих оборотных инструментов.

При установлении внутреннего режима регулирования и надзора, согласно положениям указанной статьи и без ущерба для любой другой статьи Конвенции, государствам-участникам предлагается руководствоваться соответствующими инициативами региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, направленными против отмывания денежных средств.

Государства-участники стремятся к развитию и поощрению глобального, регионального, субрегионального и двустороннего сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также органами финансового регулирования в целях борьбы с отмыванием денежных средств.

Конвенцией также урегулирован порядок осуществления международного сотрудничества в целях конфискации (ст. 13), предусмотрена возможность проведения совместных расследований (ст. 19), утверждены меры, направленные на предупреждение транснациональной организованной преступности (ст. 31).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. является специальной, но не первой конвенцией ООН, положившей начало борьбе с отмыванием (легализацией) преступных доходов. Первым международным договором, закрепившим международные обязательства, направленные на борьбу с данным видом преступной деятельности, являлась Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая на проходившей в г. Вене конференции 19 декабря 1988 г. <1>.

———————————

<1> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. Ст. 133.

 

Согласно ст. 3 упомянутой Конвенции каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем чтобы признать уголовными преступлениями, согласно своему законодательству, следующие действия, когда они совершаются преднамеренно:

1) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 г., этой Конвенции с поправками или Конвенции 1971 г.;

2) а) конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. 1 настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

б) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. 1 настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

3) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы — приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. 1 настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях.

Необходимо отметить, что Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (г. Страсбург, 8 ноября 1990 г.), принятая после Конвенции ООН 1988 г., содержит аналогичные положения.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу о том, как именно вышеуказанные Конвенции ООН повлияли на развитие правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС.

Значительное место в системе законодательства ЕС о деятельности кредитных организаций занимают нормативные акты о борьбе с так называемым отмыванием денег и финансированием терроризма. Первым документом такого рода на наднациональном уровне стала упомянутая ранее Директива Совета ЕС 91/308/ЕЭС от 10 июня 1991 г. «О предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания денег», которая как раз и была принята с учетом положений Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., а также Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Директива 91/308/ЕЭС стала поистине революционной, поскольку впервые установила на общеевропейском уровне определение понятия «отмывание денег»: это умышленные действия лица в отношении имущества, добытого преступным путем. При этом был обозначен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сформулированы признаки подозрительных операций, закреплены правила контроля за такими операциями (сбор информации о клиентах кредитных организаций, передача такой информации компетентным органам государств), установлены требования к руководителям и сотрудникам организаций, осуществляющих банковские операции.

После принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. в ЕС была принята Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2001/97/ЕС от 4 декабря 2001 г. «О внесении поправок в Директиву Совета ЕС 91/308/ЕЭС «О предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания денег» <1>. Был расширен круг лиц, подпадающих под действие контрольных процедур, и установлена обязанность кредитных организаций взаимодействовать с компетентными органами государств — членов ЕС. На сегодняшний день основным документом в данной сфере является Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма», заменившая собой Директиву 2001 г. по борьбе с отмыванием денег.

———————————

<1> Directive 2001/97/EC of the European Parliament and of the Council of 4 December 2001 Amending Council Directive 91/308/EEC on Prevention of the Use of the Financial System for the Purpose of Money Laundering // Official Journal of the European Union. 28 December 2001. L 344/76.

 

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) <1> также является международной межправительственной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ или ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также осуществляет оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются пересмотру.

———————————

<1> Такой перевод названия организации и аббревиатура на русском языке закреплены в ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859).

 

В настоящее время Группа состоит из 36 членов, а именно из 34 стран и двух международных организаций.

Рекомендации ФАТФ включают в себя основные положения, которым предлагается следовать государствам в ходе борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма <1>. В 1990 г. были приняты первые рекомендации в ответ на растущий вызов распространения наркотических средств и легализации денежных средств, добытых при совершении преступлений, связанных с их незаконным оборотом.

———————————

<1> The FATF Recommendations // http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recommendationspublishedoctober2004.html.

 

В 1996 г. 40 рекомендаций впервые были пересмотрены в целях уточнения способов и методов, применяемых для отмывания денег.

В октябре 2001 г. были разработаны специальные рекомендации, целью которых являлась борьба с финансированием терроризма.

В октябре 2004 г. была принята еще одна — девятая специальная Рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами <1>.

———————————

<1> IX Special Recommendations // http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/ixspecialrecommendations.html.

 

В феврале 2012 г. ФАТФ пересмотрела ранее изданные Рекомендации <1>. Теперь Рекомендации ФАТФ применяются в борьбе с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма, финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также в борьбе с коррупцией и налоговыми преступлениями. Рекомендациями ФАТФ предусматривается необходимость мониторинга национальных систем и оценки их соответствия требованиям ФАТФ.

———————————

<1> FATF Recommendations 2012 // http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/documents/internationalstandardsoncombatingmoneylaunderingandthefinancingofterrorismproliferation-thefatfrecommendations.html.

 

С момента своего создания ФАТФ стала основным органом по принятию и осуществлению мер, направленных на противодействие использованию финансовой системы в противоправных целях. При выполнении этих мероприятий ФАТФ сотрудничает с другими международными организациями, участвующими в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Всего в мире существует несколько региональных организаций, подобных ФАТФ, это:

— Asia Pacific Group (APG) — Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ) <1>;

———————————

<1> http://www.apgml.org/

 

— Caribbean Financial Action Task Force (CFATF) — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Карибского бассейна (КФАТФ) <1>;

———————————

<1> http://www.cfatf-gafic.org/

 

— Eurasian Group (FAG) — Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) <1>;

———————————

<1> http://www.eurasiangroup.org/

 

— Eastern and Southern Africa Anti-Money Laundering Group (ESAAMLG) — Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ) <1>;

———————————

<1> http://www.esaamlg.org/

 

— Moneyval — Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ) <1>;

———————————

<1> http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/moneyval/

 

— Grupo de Action Financiera de Sudamerica (GAFISUD) — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД) <1>;

———————————

<1> http://www.gafisud.info/

 

— Inter Governmental Action Group against Money Laundering in West Africa (GIABA) — Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА) <1>;

———————————

<1> http://www.giaba.org/

 

— Middle East and North Africa Financial Action Task Force (MENAFATF) — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ) <1>.

———————————

<1> http://www.menafatf.org/

 

Указанные организации также являются ассоциированными членами ФАТФ.

Отдельно необходимо выделить Группу «Эгмонт» <1> — организацию, объединяющую подразделения финансовой разведки (ПФР) 120 государств. В 1995 г. представители ряда государственных ведомств и международных организаций встретились во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселе и постановили учредить неофициальную группу, цель которой должна заключаться в содействии развитию международного сотрудничества.

———————————

<1> http://www.egmontgroup.org/

 

Теперь данная группа, известная как Группа «Эгмонт», проводит регулярные встречи для поиска путей сотрудничества, особенно в области обмена информацией, обучения и обмена опытом. Основная задача Группы «Эгмонт» заключается в обеспечении площадки для взаимодействия ПФР по всему миру в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и содействия в осуществлении национальных программ в данной области. Эта поддержка включает в себя:

— расширение и систематизацию международного сотрудничества в области взаимного обмена информацией;

— повышение эффективности ПФР посредством обучения и развития персонала, помощи в организации обмена кадрами для повышения квалификации сотрудников ПФР;

— содействие развитию более совершенной и безопасной связи между ПФР за счет применения технологий, таких как защитная сеть «Эгмонт» (ESW);

— содействие улучшению координации и поддержки со стороны оперативных подразделений членов ПФР;

— содействие оперативной автономии ПФР.

Кратко необходимо упомянуть Вольфсбергскую группу и разработанные ею Вольфсбергские принципы — принципы политики по оценке возникновения в деятельности финансовых организаций риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. 11 ведущих банков мира — Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan инициировали разработку и 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы) <1>.

———————————

<1> По сведениям, изложенным в письме Банка России от 8 апреля 2003 г. N 53-Т «О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы», список банков, входящих в Вольфсбергскую группу, выглядит следующим образом: ABN AMRO N.V., Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd., Barclays Bank, Citigroup, Credit Suisse Group, Deutsche Bank AG, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Private Bank, Santander Central Hispano, Societe Generale, UBS AG (Вестник Банка России. 2003. 16 апреля. N 20).

 

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

Полагаем, что Вольфсбергские принципы имеют большое значение. Оно заключается в том, что данные принципы разработаны кредитными организациями, т.е. непосредственно правоприменителями законодательства о борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, несущими ответственность за его исполнение. Их практика работы с клиентами и опыт взаимодействия с надзорными органами имеют решающее значение <1>.

———————————

<1> См.: Карпов Л.К. Указ. соч.

 

Однако ведущая роль в формировании общепризнанных принципов и стандартов в данной области принадлежит ФАТФ. ФАТФ не имеет определенного срока деятельности. Группа периодически пересматривает свою миссию. ФАТФ была создана «Большой семеркой» (G7) на саммите, который состоялся в г. Париже в 1989 г., в ответ на растущую озабоченность по проблеме отмывания денег.

В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1617 (2005) <1>, принятой 29 июля 2005 г., Рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН. Так, согласно п. 7 данного документа Совет Безопасности настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в Рекомендациях ФАТФ.

———————————

<1> Резолюция Совета Безопасности ООН 1617 (2005) // http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1617(2005).

 

В борьбе с отмыванием преступно нажитых доходов ЕС также ориентируется на Рекомендации ФАТФ. В частности, Рекомендациями предписывается проведение надлежащей проверки клиентов. Согласно десятой Рекомендации ФАТФ (ранее — пятая Рекомендация) финансовые организации обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов при:

— установлении деловых отношений;

— совершении разовых операций (сделок) на сумму, превышающую установленное пороговое значение (15 тыс. долл. США (евро));

— наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма;

— наличии у финансовой организации сомнений в достоверности или достаточности полученных ранее данных о личности клиента.

При этом десятой Рекомендацией ФАТФ предусмотрены следующие меры, которые необходимо принимать:

— идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

— определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;

— понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

— проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для того чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.

Финансовые организации обязаны применять каждую из мер надлежащей проверки, но им следует выбирать степень применения этих мер с помощью риск-ориентированного подхода. Финансовые организации должны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами. Устанавливается возможность завершить проверку клиентов в разумно сжатые сроки после установления деловых отношений в том случае, если риски отмывания доходов и финансирования терроризма практически сведены к минимуму и если это крайне важно для бесперебойного осуществления нормальной деятельности.

Рекомендации ФАТФ признаны Советом по финансовой стабильности (СФС) одним из 12 ключевых международных стандартов, разработанных для устойчивого функционирования финансовой системы.

Организованная преступность в свою очередь изыскивает все новые и новые способы легализации преступно нажитых доходов. Действующая редакция Рекомендаций ФАТФ состоит из 40 рекомендаций, объединенных в семь разделов, каждый из которых посвящен самостоятельному направлению противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Так, в раздел «A» входят следующие Рекомендации, отражающие политику по ПОД/ФТ/ФРОМУ и координации:

  1. Оценка рисков и применение подхода, основанного на их оценке.
  2. Национальное сотрудничество и координация.

В разделе «B» уделяется внимание непосредственно борьбе с отмыванием преступных доходов и конфискации:

  1. Правонарушение в виде отмывания преступных доходов.
  2. Конфискация и обеспечительные меры.

Раздел «C» раскрывает основные аспекты финансирования терроризма:

  1. Правонарушение в виде финансирования терроризма.
  2. Целенаправленные финансовые санкции в отношении терроризма и финансирования терроризма.
  3. Целенаправленные финансовые санкции в отношении распространения оружия массового уничтожения.
  4. Бесприбыльные организации.

Раздел «D» посвящен предупредительным мерам:

  1. Законодательство о сохранении секретности со стороны финансовых учреждений.
  2. Меры по надлежащей проверке клиентов.
  3. Ведение документации.
  4. Политически влиятельные лица.
  5. Обслуживание корреспондентских счетов.
  6. Услуги по переводу денег или ценностей.
  7. Новые технологии.
  8. Банковские переводы.
  9. Доверие к третьим лицам.
  10. Система внутреннего контроля, иностранные отделения и филиалы.
  11. Страны с высокой степенью риска.
  12. Предоставление отчета о подозрительных операциях.
  13. Разглашение секретной информации и конфиденциальность.
  14. Уполномоченные нефинансовые компании и профессии: надлежащая проверка клиентов.
  15. Уполномоченные нефинансовые компании и предприниматели: иные меры.

В разделе «E» освещаются вопросы прозрачности и бенефициарного владения юридическими лицами и образованиями:

  1. Прозрачность и бенефициарное владение юридическими лицами.
  2. Прозрачность и бенефициарное владение юридическими образованиями (трастами).

Раздел «F» посвящен правам и обязанностям компетентных органов, регулированию и контролю за иными институционными мерами:

  1. Регулирование и контроль над финансовыми учреждениями.
  2. Полномочия контролеров.
  3. Регулирование и контроль над уполномоченными нефинансовыми компаниями и профессиями.
  4. Подразделения финансовой разведки.
  5. Ответственность учреждений, осуществляющих правоохранительные меры, и следственных органов.
  6. Права учреждений, осуществляющих правоохранительные меры, и следственных органов.
  7. Агенты по перевозке наличности.
  8. Статистика.
  9. Руководство и обратная связь.
  10. Санкции.

Раздел «G» описывает международное сотрудничество в области ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  1. Международные акты.
  2. Взаимная правовая помощь.
  3. Взаимная правовая помощь: замораживание и конфискация.
  4. Экстрадиция.
  5. Иные варианты международного сотрудничества.

Особый интерес вызывает мнение практикующих работников кредитных организаций относительно положений обновленного текста Рекомендаций ФАТФ. С точки зрения М.В. Каратаева, анализ обновленной версии международных стандартов финансового мониторинга позволяет выделить следующие ключевые точки повышения эффективности процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, применяемого российскими банками:

  1. Подотчетность высшему руководству (кредитной организации).
  2. Комплексность корпоративных систем внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
  3. Применение риск-ориентированного подхода (к ПОД/ФТ/ФРОМУ) <1>.

———————————

<1> См.: Каратаев М.В. Императивы трансформации международных стандартов финансового мониторинга // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 2.

 

Безусловно, указанные направления ПОД/ФТ/ФРОМУ являются важными в свете необходимости применения Рекомендаций ФАТФ. Однако следует отметить, что применение так называемого риск-ориентированного подхода не является новым явлением. В предыдущей редакции Рекомендаций ФАТФ финансовым организациям предоставлялась возможность применять меры по надлежащей проверке клиентов в определенных масштабах в зависимости от риска, обусловленного типом клиента, характером деловых отношений или видом сделки (пятая Рекомендация в предыдущей редакции). Развитие данного принципа привело к тому, что риск-ориентированный подход будет применяться ко всем мерам ПОД/ФТ/ФРОМУ, и не только финансовыми организациями, но и государствами.

Согласно первой Рекомендации ФАТФ государствам необходимо выявлять, оценивать и осознавать риски отмывания преступных доходов и финансирования терроризма для страны, а также принимать определенные меры, в том числе уполномочивать какой-либо орган власти или определять механизм согласования действий по оценке рисков и использования средств с целью эффективного снижения рисков.

С учетом такой оценки государствам необходимо применять подход, основанный на оценке рисков, для того чтобы меры, принимаемые для предотвращения или уменьшения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, соответствовали выявленным рискам.

Такой подход будет являться необходимой основой для эффективного распределения средств в системе ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также для претворения в жизнь мер, основанных на оценке риска, в полном соответствии с Рекомендациями ФАТФ. В случае если государства выявляют более высокую степень рисков, им необходимо гарантировать то, что их режим ПОД/ФТ/ФРОМУ в достаточной мере занимается отслеживанием таких рисков. В случае если государствами определяется низкая степень рисков, то при определенных условиях они могут принять решение о применении упрощенных мер по некоторым рекомендациям ФАТФ.

Новеллы, отвечающие вызовам времени, состоят в расширении списка преступлений, на борьбу с которыми направлены требования ФАТФ, а также в уточнении перечня преступлений, совершение которых приводит к отмыванию денег.

Седьмая Рекомендация ФАТФ отражает вопросы целенаправленных финансовых санкций в отношении распространения оружия массового уничтожения. Согласно этой рекомендации государствам необходимо ввести целенаправленные финансовые санкции с целью исполнения резолюций, принятых Советом Безопасности ООН, имеющих отношение к предотвращению, уменьшению и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования.

Такие резолюции требуют от государств незамедлительно замораживать средства или иные активы с целью гарантирования того, что никакие средства или иные активы не будут находиться в распоряжении прямо или косвенно или использоваться в интересах какого-либо лица или организации, указанных или обозначенных по полномочию Совета Безопасности ООН в соответствии с гл. VII Устава ООН.

В 12-й Рекомендации уделяется повышенное внимание публичным должностным лицам в целях борьбы с отмыванием коррупционных доходов. Как ни странно, перечень мер ПОД/ФТ/ФРОМУ, применяемых к таким лицам, не расширился, однако список данных лиц уточнен. Финансовым организациям необходимо принимать соответствующие меры для определения того, является ли клиент или выгодоприобретающий собственник отечественным либо иностранным публичным должностным лицом или лицом, уполномоченным на выполнение основной задачи международной организацией. Требования касательно таких лиц также применимы к членам их семей и их деловым партнерам. Необходимо отметить, что ранее к публичным должностным лицам относились только иностранные должностные лица, а требования к данным лицам не применялись к членам их семей.

Другим новшеством является включение в состав так называемых предикатных преступлений, используемых для отмывания денег от налоговых преступлений.

В результате анализа новой редакции Рекомендаций ФАТФ можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленные новшества являются скорее техническими, нежели определяющими. По нашему мнению, перечень преступлений, с помощью которых осуществляется отмывание денежных средств, так же как и перечень особо опасных преступлений, совершение которых финансируется злоумышленниками посредством финансовой системы, может уточняться и расширяться. Главное — ФАТФ следует сложившимся устоям в регулировании деятельности по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а сами Рекомендации окончательно сформулированы, как следует из названия документа, в качестве международного стандарта, одобренного более чем 180 странами.

Таким образом, можно заключить, что деятельность международных межправительственных организаций по созданию норм, регулирующих деятельность кредитных организаций, ведется достаточно давно и успешно.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code