МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание:

Глава 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

1.1. Эволюция правового регулирования деятельности кредитных организаций в Европейском союзе

1.2. Международные организации как субъекты правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе

1.3. Регулирование деятельности кредитных организаций в рамках международных межправительственных организаций

1.4. Регулирование деятельности кредитных организаций в рамках международных неправительственных организаций

Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

2.1. Система законодательства Европейского союза, регулирующего деятельность кредитных организаций

2.2. Трансформация актов международных межправительственных организаций в законодательство Европейского союза о кредитных организациях

2.3. Трансформация актов международных неправительственных организаций в законодательство Европейского союза о кредитных организациях

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА О КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ГОСУДАРСТВАХ — ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Имплементация законодательства Европейского союза о кредитных организациях в Великобритании

3.2. Имплементация законодательства Европейского союза о кредитных организациях в Германии

3.3. Имплементация законодательства Европейского союза о кредитных организациях в Италии

3.4. Влияние международно-правового регулирования и права Европейского союза на российское законодательство о кредитных организациях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

А.С. ЛИННИКОВ, Л.К. КАРПОВ

Линников Александр Сергеевич — известный юрист и общественный деятель, кандидат юридических наук, адвокат, Председатель Совета Коллегии адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг». Исследованием вопросов правового регулирования банковской деятельности в России и ЕС и изучением международно-правовых стандартов регулирования банковской деятельности А.С. Линников занимается с 1995 г. На его счету более двух десятков научных статей и монографий по вопросам международного, европейского и российского права, среди которых фундаментальное учебное пособие кафедры права ЕС МГЮА им. О.Е. Кутафина «Право Европейского союза», выдержавшее несколько переизданий. Некоторые труды Александра Линникова изданы за рубежом на иностранных языках.

С 2000 г. А.С. Линников возглавляет юридическую фирму «ЛИД Консалтинг» (www.leadcons.ru). Его профессиональная деятельность сосредоточена главным образом на вопросах банковского и финансового права, масштабных сделках М&А, сложных уголовных делах экономической направленности и работе по подготовке и обоснованию законодательных инициатив. Адвокат Линников консультирует и представляет некоторые из ведущих банковских и финансовых групп России и мира. Под руководством А.С. Линникова юридическая фирма «ЛИД Консалтинг» стала лауреатом высшей награды российского банковского сообщества — Национальной банковской премии 2007 г. за лучший правовой консалтинг в банковской сфере и безупречный профессионализм.

 

Карпов Леонид Константинович — адвокат Коллегии адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг», кандидат юридических наук. В научных кругах Л.К. Карпов известен как автор множества научных статей и монографий по вопросам международно-правового регулирования деятельности финансовых организаций на русском и иностранных языках, а также как один из авторов фундаментального научного труда кафедры права ЕС МГЮА им. О.Е. Кутафина «Право Европейского союза».

Адвокат Карпов является лидером банковской практики юридической фирмы «ЛИД Консалтинг». Его практическая деятельность тесно связана с вопросами правового регулирования банковской деятельности. Л.К. Карпов — признанный эксперт в сфере банковского и финансового права, а также уникальный специалист в области применения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Новая книга А.С. Линникова и Л.К. Карпова «Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности» представляет большой интерес для ученых и юристов-практиков. В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматриваются наиболее актуальные и важные с научной и практической точек зрения вопросы международно-правового регулирования деятельности кредитных организаций.

Международное право и нормы, формирующиеся в рамках межгосударственных интеграционных объединений, находятся в процессе постоянного развития и совершенствования. При этом динамика развития правоотношений в экономической, финансовой сфере, а также в области гражданского оборота особенно высока. Вызовы, которые современный мир бросает национальным регуляторам в области экономики и финансов и международным организациям, требуют быстрой реакции на скоротечные и непрогнозируемые изменения рыночных условий, срочного регулирования вновь возникающих отношений, а также модернизации существующей нормативно-правовой базы в сфере регулирования финансовой, в особенности банковской, деятельности.

Практика последних лет показывает, что все возрастающее значение имеют акты в области регулирования деятельности финансовых организаций, принимаемые международными межправительственными и неправительственными организациями. Именно эти субъекты международного права способны оперативно реагировать на изменения глобальной обстановки и формировать основу для последующего законодательного закрепления новых правил поведения участников рынка в измененных условиях. В настоящей работе исследованы основные особенности деятельности международных организаций в области банковского регулирования, а также проведен анализ их влияния на формирование банковского законодательства некоторых государств.

Особое внимание авторы уделяют анализу наиболее сложных и относительно малоисследованных российской наукой документов — актов, принятых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Базельским комитетом по банковскому надзору, Советом по Международным стандартам финансовой отчетности и иными международными организациями общей и специальной компетенции.

Отдельного внимания заслуживает проведенное авторами исследование феномена «мягкого права» применительно к регулированию деятельности финансовых организаций. Это явление, присущее в первую очередь международному праву, по мнению авторов, не только оказывает значительное влияние на процессы унификации и гармонизации национальных законодательств государств — членов Европейского союза, но и в последнее время затрагивает регулирование конкретных правоотношений, диктуя новые правила поведения непосредственно субъектам финансовых правоотношений — национальным регуляторам, юридическим и физическим лицам.

Помимо подробного исследования новейших актов институтов и органов Европейского союза, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций, в работе приводятся конкретные примеры имплементации законодательства ЕС о кредитных организациях в отдельных государствах — членах ЕС, таких как Великобритания, Германия и Италия.

Особое внимание в настоящем исследовании уделено влиянию международно-правового регулирования банковской деятельности и права Европейского союза на российское законодательство о кредитных организациях, поскольку Россия активно участвует в международных делах, являясь, в частности, участником Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/25 от 15 ноября 2000 г. Также с 2003 г. Россия входит в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и представлена там Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Собранный и проанализированный авторами обширный материал, несомненно, будет крайне полезен для изучения опыта европейских стран в сфере регулирования финансовых отношений и банковской деятельности. Выводы, сформулированные авторами, могут и должны быть использованы в практической деятельности законодателями, органами банковского и финансового надзора, а также сотрудниками банковских структур в целях повышения эффективности финансовой системы России.

Настоящая работа может быть использована студентами, аспирантами и преподавателями юридических вузов и факультетов при изучении и преподавании ряда учебных курсов, таких как «Право Европейского союза (европейское право)», «Международное публичное право», «Международное частное право», «Финансовое право» и «Банковское право».

 

С.Ю. Кашкин,

заведующий кафедрой права Европейского союза Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Жана Монне (ЕС)

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

Современный этап развития человечества характеризуется усилением тенденций глобализации и углублением региональных интеграционных процессов. Подобные процессы можно наблюдать во всех сферах человеческой деятельности. Не являются исключением и международно-правовые нормы и законодательство, регулирующие деятельность финансовых организаций. В этой связи углубленные исследования в области банковского права Европейского союза, возникшего и существующего на стыке международного права и национального права государств Европы, представляют особый интерес для отечественной юридической науки и имеют существенное практическое значение для совершенствования правового регулирования деятельности кредитных организаций в России.

Система международного права и система права Европейского союза находятся в процессе непрерывного развития и совершенствования. Оставляя в стороне сомнительную внешнеполитическую риторику некоторых руководителей Европейского союза и лидеров отдельных европейских государств, нельзя не отметить, что в области регулирования экономических и финансовых отношений ЕС достиг значительных практических успехов. В рамках эволюции законодательства Европейского союза формируются новые идеи и правовые концепции, в том числе в сфере регулирования деятельности кредитных организаций. Важно отметить, что решения институтов и органов ЕС по вопросам регулирования финансовых отношений и банковского надзора проходят немедленную практическую апробацию, позволяющую быстро оценить практический эффект и последствия принятых решений. Разумеется, такие решения не всегда являются в полной мере обоснованными и последовательными. Так, очередной всплеск банковского кризиса, поразивший государства ЕС в 2013 г., является наглядной иллюстрацией несовершенства политики, проводимой властями Европы в отношении регулирования деятельности кредитных организаций. Нельзя не отметить, что одними из причин кризисных явлений в европейской банковской системе являются несовершенства в правовом регулировании деятельности кредитных организаций и, как следствие, недостатки в практике банковского надзора. К сожалению, в условиях глобализации и взаимного проникновения экономических и финансовых систем государств мира кризисные явления в европейском банковском секторе не могут не затрагивать как мировую банковскую систему в целом, так и банковские системы отдельных государств, в частности Российской Федерации.

Важность и практическая значимость нового научного исследования известных юристов-практиков А.С. Линникова и Л.К. Карпова «Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности» обусловлены существованием тесных экономических связей между Россией и странами Европы. Президент РФ В.В. Путин 18 марта 2014 г. в обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества справедливо отметил: «После исчезновения биполярной системы на планете не стало больше стабильности. Ключевые и международные институты не укрепляются, а часто, к сожалению, деградируют» <1>. В такой напряженной международной обстановке изучение практики правового регулирования стратегически важных отраслей экономики, в особенности финансового и банковского сектора, сложившейся в крупнейших межгосударственных объединениях мира, и в частности в Европейском союзе, является необходимым условием для поиска эффективных средств борьбы с глобальными вызовами, встающими перед экономической и финансовой системой России.

———————————

<1> Обращение Президента РФ от 18 марта 2014 г. // http://www.kremlin.ru/news/20603.

 

По нашему мнению, обширный аналитический материал, накопленный авторами, глубокий анализ большого количества российских и зарубежных доктринальных и нормативных источников, а также впечатляющие научно-практические результаты исследования, проведенного яркими представителями научной школы кафедры права Европейского союза МГЮА им. О.Е. Кутафина А.С. Линниковым и Л.К. Карповым, несомненно, будут востребованы в процессе дальнейшего совершенствования отечественного законодательства о банках и банковской деятельности и улучшения практики надзора за деятельностью кредитных организаций в России.

Работа А.С. Линникова и Л.К. Карпова приобретает особую актуальность на фоне последних событий в политической и экономической жизни России. Полноценная и эффективная интеграция новых субъектов Российской Федерации — Крыма и Севастополя в экономическую жизнь нашей страны немыслима без знания и применения опыта общемировых и, в частности, европейских интеграционных процессов в сфере регулирования финансовых отношений и банковской деятельности, а также имплементации современных международных стандартов регулирования банковской деятельности.

 

Н.А. Журавлев,

заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам, член Национального финансового совета

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Экономические и финансовые связи в современном мире носят межгосударственный, а зачастую и общемировой характер. При этом успешное ведение бизнеса в любом государстве невозможно без знания и правильного применения международных норм и стандартов. Такие нормы и стандарты находят отражение в законодательстве всех государств, входящих в мировую экономическую систему. Разумеется, не является исключением и Россия.

Особое место в системе норм международного права занимают акты, регулирующие финансовые отношения и банковскую деятельность, направленные на обеспечение стабильности и финансовой безопасности как отдельных банков и финансово-банковских групп, так и национальных банковских систем, а также мировой финансово-банковской системы в целом. Стабильность и финансовая безопасность отдельных участников рынка являются залогом устойчивого функционирования общемировой системы финансовых отношений. Соответственно, нормы национального банковского законодательства должны учитывать глобальные тенденции регулирования банковской деятельности и международный опыт. Российская Федерация успешно и своевременно реципирует самые современные международные стандарты и правила регулирования банковской деятельности, которые находят отражение в нормах банковского законодательства и нормативных актах Банка России. Следует особо отметить важную социальную миссию банковского законодательства России, которая заключается в защите прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.

Российские банки с участием иностранного капитала, обеспечивая в процессе деятельности соблюдение российского законодательства и нормативных актов Банка России, одновременно стремятся к внедрению лучшего из мировой практики и позитивного опыта зарубежных стран в области банковской деятельности. Для успешного использования современных подходов к ведению бизнеса и новых бизнес-моделей требуются знание и глубокое понимание международных норм и стандартов регулирования банковской деятельности.

Книга А.С. Линникова и Л.К. Карпова «Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности» является ценным и необходимым пособием для ученых и практиков. На сегодняшний день это наиболее полное и подробное исследование мировой практики банковского регулирования, вышедшее из-под пера российских авторов. Нет никакого сомнения в том, что книга будет востребована самым широким кругом читателей — банкирами, сотрудниками органов банковского надзора, учеными и студентами.

Следует особо отметить то обстоятельство, что авторы работы — видные ученые и адвокаты-практики не только рассмотрели особенности деятельности международных организаций в области регулирования финансовой сферы, но и исследовали актуальные тенденции развития и дальнейшей эволюции международных стандартов регулирования банковской деятельности.

Особую ценность как с научной, так и с практической точки зрения представляет проведенное авторами исследование влияния международно-правового регулирования и норм права Европейского союза на российское законодательство о банках и банковской деятельности.

 

А.В. Колошенко, Президент ЗАО «Тойота Банк»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическое развитие невозможно без современного регулирования, эффективного противодействия использованию финансовой системы в преступных целях, внятных критериев оценки деятельности финансовых организаций, разумной оценки всевозможных рисков. Однако в отечественной правовой доктрине международное законодательство, в частности право Европейского союза (далее также — ЕС) о кредитных организациях, изучено не в полном объеме, не все актуальные проблемы проанализированы в достаточной мере.

Отсюда возникает необходимость проведения комплексного исследования влияния международных межправительственных и международных неправительственных организаций на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС, анализа его происхождения и этапов развития.

Изучение причин и способов формирования правовых норм, регулирующих деятельность кредитных организаций в ЕС, осуществляется в по-настоящему серьезных масштабах. В первую очередь это связано с тем, что исследование законодательства Европейского союза необходимо для совершенствования отечественного регулирования деятельности финансовых организаций. Положительный опыт может быть имплементирован в законодательство Российской Федерации, в то время как анализ ошибочных решений, принимаемых государствами — членами ЕС, позволяет избежать подобных промахов и возможных кризисов без существенных потерь.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций призвано обеспечить экономическую стабильность государств, устойчивость банковской системы, гарантировать сохранность вкладов, защиту прав инвесторов.

Не нужно забывать и о том, что кредитные организации также являются налогоплательщиками. Налог на прибыль юридических лиц установлен во всех государствах — членах ЕС и является одним из наиболее важных бюджетных источников <1>.

———————————

<1> См.: Толстопятенко Т.П. Европейское налоговое право: сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2001. С. 144.

 

Кроме того, ввиду существующих экономических связей между Россией и Европейским союзом правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС оказывает влияние на развитие российского законодательства в данной сфере. При этом опыт правового регулирования деятельности кредитных организаций должен учитываться в процессе совершенствования российского законодательства, но не как безусловный ориентир или пример для подражания, а как «опытный образец», заслуживающий дальнейшего улучшения. Главная задача состоит в том, чтобы принять лучшее из мировой практики и отторгнуть неудачные решения, не повторяя ошибок Европейского союза в области регулирования в том числе банковской деятельности.

Анализируемый авторами опыт ЕС в регулировании деятельности кредитных организаций может быть использован Евразийским экономическим союзом.

Целью настоящего исследования является комплексное и системное изучение основных аспектов правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС, поскольку экономика и финансовая система России сталкиваются с глобальными вызовами, с которыми невозможно справиться, не изучая теорию и стратегию противника. Ввиду поставленной цели в книге исследованы:

— историко-правовые аспекты развития регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС;

— международные нормы и акты международных организаций в свете их воздействия на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС;

— основополагающие акты международных организаций с учетом новейших изменений в законодательстве ЕС.

Основное внимание в работе уделено изучению деятельности следующих международных организаций:

— Организация Объединенных Наций;

— Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

— Базельский комитет по банковскому надзору;

— Совет по Международным стандартам финансовой отчетности;

— Международная ассоциация страховщиков депозитов.

Предметом исследования являются законодательства государств — членов ЕС, а также процесс их приведения к общеевропейским стандартам, что продемонстрировано на примере актов отдельных государств — членов ЕС, регулирующих деятельность кредитных организаций.

Особый акцент в работе сделан на анализе развития нормативного регулирования деятельности кредитных организаций и его влияния на рынок финансовых услуг ЕС.

Изучение влияния правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС на российское законодательство в этой сфере также стало важнейшей частью настоящего исследования.

Перечень нормативных актов, которые были изучены при подготовке работы, содержит международные договоры, в том числе конвенции ООН, учредительные акты ЕС, включая Договор о Европейском союзе (далее — Договор о ЕС) и Договор о функционировании Европейского союза (далее — Договор о функционировании ЕС или ДФЕС) <1>, акты институтов ЕС, посвященные деятельности кредитных организаций, и национальные законодательства государств — членов ЕС. Также была изучена судебная практика Суда Европейского союза.

———————————

<1> Consolidated Versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. 26 October 2012. C 326.

 

Достижения ЕС в сфере регулирования деятельности кредитных организаций, а также законопроекты по данным вопросам представляют интерес для отечественной правовой науки и практики. Использование опыта ЕС, в том числе и негативного, поможет совершенствованию отечественного законодательства в различных отраслях права.

В.В. Путин в своей статье отмечал: «В свое время европейцам потребовалось 40 лет, чтобы пройти путь от Европейского объединения угля и стали до полноценного Евросоюза. Становление Таможенного союза и ЕЭП идет гораздо динамичнее, поскольку учитывает опыт ЕС и других региональных объединений. Еще в 2003 г. Россия и ЕС договорились о формировании общего экономического пространства, координации правил экономической деятельности без создания наднациональных структур. В развитие этой идеи мы предложили европейцам вместе подумать о создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока, о зоне свободной торговли и даже более продвинутых формах интеграции» <1>.

———————————

<1> Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября.

 

В настоящей работе даны подробная классификация источников правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС, классификация международно признанных норм и стандартов, регулирующих деятельность кредитных организаций. В ходе исследования было использовано новейшее законодательство ЕС, регулирующее деятельность кредитных организаций.

Детальному анализу подвергнуты акты международных межправительственных и международных неправительственных организаций, изучено их влияние на законодательство Европейского союза.

В работе также исследованы как измененные в связи с вступлением в силу Лиссабонского договора 2007 г. (далее — Лиссабонский договор) <1> Договор о ЕС и Договор о функционировании ЕС, так и учредительные документы ЕС в предыдущих редакциях.

———————————

<1> Treaty of Lisbon Amending the Treaty on European Union and the Treaty Establishing the European Community, Signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. 17 December 2007. C 306.

 

Формирование законодательства ЕС о кредитных организациях в значительной степени зависит от деятельности международных межправительственных и международных неправительственных организаций. Среди организаций, разрабатывающих соответствующие международные акты, особую роль играют Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Базельский комитет по банковскому надзору, Совет по Международным стандартам финансовой отчетности и др. Влияние международных неправительственных организаций на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС является более существенным, нежели влияние, оказываемое международными межправительственными организациями. Усиление роли первых связано с тем, что последние не всегда успевают за стремительным развитием событий в финансовом мире, они зачастую не способны приспособиться к быстро меняющимся экономическим и политическим реалиям. Правовое регулирование в сфере финансов всегда являлось прерогативой суверенных государств, которые оказались не готовы быстро адаптировать традиционные международно-правовые механизмы для своевременного решения глобальных финансовых задач. Механизмы, предлагаемые международными неправительственными организациями, зачастую оказывались более эффективными ввиду возможности их оперативного применения без формализованных процедур согласования и ратификации. В этом процессе государства имеют удобную для себя свободу выбора методов, форм и механизмов применения таких норм.

Практическая значимость исследования подразумевает использование выводов, изложенных в настоящей работе, для совершенствования законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о валютном контроле и валютном регулировании, о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также для формирования законодательства в рамках региональных интеграционных организаций, формирующихся на постсоветском пространстве.

Указанные выводы могут приниматься во внимание как руководителями кредитных организаций в процессе формирования внутренних документов, так и в иных практических целях, в том числе участниками соответствующей нормотворческой деятельности или правоприменительной практики.

Кроме того, положения настоящего исследования могут быть использованы в юридических вузах и на юридических факультетах при преподавании учебных курсов и спецкурсов права ЕС (европейского права), а также при подготовке учебных пособий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code