Акты о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1

Вопрос: Продаем производственное оборудование оптом. Среди покупателей есть организации бюджетной сферы. Они требуют, чтобы помимо товарной накладной мы оформляли еще и акты о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1. Мы подозреваем, что не обязаны это делать, но спорить и терять клиентов тоже не хочется. Возникают ли какие-то риски в связи с тем, что вместо одного документа мы составляем два?

 

Ответ: Ответ на ваш вопрос зависит от того, какие формы первичных документов утверждены в учетной политике вашей организации, а также от условий договора поставки.

Сначала поясним, почему бюджетные организации настаивают на том, чтобы поставщики оборудования составляли акт по форме N ОС-1.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В настоящее время бюджетные организации при ведении бухгалтерского учета руководствуются следующими документами:

— Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н);

— Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н);

— Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Все эти нормативные акты предусматривают, что при приобретении основных средств, не являющихся зданиями и сооружениями, основанием для их принятия к бухгалтерскому учету является форма 0306001 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Она же — унифицированная форма N ОС-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее — Постановление N 7).

В Указаниях по применению формы N ОС-1 (они также утверждены Постановлением N 7) сказано, что она применяется при приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) между организациями для включения в состав основных средств у организации-получателя или выбытия из состава основных средств у организации сдатчика. Причем она должна составляться как минимум в двух экземплярах и утверждаться руководителями обеих организаций.

Кроме того, из Указаний следует, что разд. 1 «Сведения о состоянии объекта на дату передачи» формы N ОС-1 заполняется на основании данных передающей стороны, которые имеют информационный характер, для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд разд. 1 не заполняется. При этом разд. 2 «Сведения об объекте на дату принятия к бухгалтерскому учету» заполняется получателем только в одном (своем) экземпляре.

Таким образом, из Постановления N 7 следует, что данные передающей стороны могут отсутствовать в акте только в двух случаях: если имущество приобретено в розницу и если оно изготовлено самой бюджетной организацией. Именно поэтому предприятия бюджетной сферы и требуют, чтобы оптовая компания, поставляющая оборудование, составляла и заполняла форму N ОС-1.

При этом не учитывается, что для поставщиков продаваемое оборудование является не основным средством, а товаром, а потому они не должны составлять форму N ОС-1 при отгрузке его покупателю независимо от того, является он коммерческой или бюджетной организацией. Более того, только директор компании-поставщика может решать, каким документом будет оформляться операция по поставке товара. Ведь в коммерческой компании формы первичных учетных документов определяет исключительно ее руководитель (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Итак, если в учетной политике вашей компании сказано, что в случае отгрузки товара по договору поставки составляется товарная накладная, то никакой другой документ вы оформлять и передавать покупателю не должны.

Теперь разберемся, имеет ли право ваша компания составить помимо накладной еще и акт N ОС-1, если спорить с покупателем не в ваших интересах.

В ст. 9 Закона N 402-ФЗ сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении этого факта хозяйственной жизни либо непосредственно после его окончания.

В данном Законе нет запрета на то, чтобы по одному факту хозяйственной жизни компания составляла более одного документа. А это значит, что в договоре с контрагентом либо в учетной политике вы вправе предусмотреть, что при отгрузке оборудования бюджетной организации составляется два документа: товарная накладная и акт по форме N ОС-1.

При этом имеет смысл сделать оговорку: основанием для отражения операции по отгрузке оборудования в бухгалтерском и налоговом учете является товарная накладная, а акт носит справочный характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code