Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Комментарий к статье 219 гл.23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»

В статье 219 НК РФ идет речь о социальных налоговых вычетах.

Налогоплательщику предоставляются социальные налоговые вычеты в тех случаях, когда он несет расходы, которые связаны с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.

Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 30.12.2013 N 03-04-08/58234 разъясняется, что указанный в комментируемом подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Таким образом, правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться физические лица, оказывающие благотворительную помощь через организации, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение указанного социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.

Важно!

Обращаем внимание, что перечень субъектов, которые в праве получить социальный вычет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закреплен в этом же подпункте, данный перечень является закрытым.

Анализируя подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, официальный орган заметил, что данным положением определен конкретный перечень лиц, сумма расходов на обучение которых уменьшает у налогоплательщика налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Вместе с тем при подготовке поправок в статье 219 НК РФ вопрос о предоставлении социального налогового вычета налогоплательщикам-супругам в сумме, уплаченной за обучение супруги (супруга), может быть рассмотрен (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-208).

В письме от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193 Минфин России пояснил, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, без ограничения по форме обучения налогоплательщика, а также право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, с ограничением по форме обучения детей (очная форма).

Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

В письме Минфина России от 28.10.2013 N 03-04-05/45702 указывается, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета в сумме расходов на обучение своего ребенка только в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на самого родителя.

В письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-04-05/37885 разъясняется, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:

— договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

— копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;

— платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовой техники, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.

Как указал налоговый орган, налогоплательщик-родитель, на которого оформлен договор с учебным заведением и платежные документы, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с тем, что ребенок обучался по вечерней форме обучения (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/138475@).

В письме от 20.10.2010 N 03-04-05/5-632 Минфин России пояснил, что социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка по очно-заочной форме обучения в высшем учебном заведении, не предоставляется.

Важно!

Обращаем внимание, что право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры). Данной позиции придерживаются также официальные органы.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 01.04.2014 N 03-04-05/14375 разъясняется, что право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры).

Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение, при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

Судебная практика.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности, каким документом может быть подтвержден статус учебного заведения в целях использования социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, если курсы (по скорочтению), которые оплатило физическое лицо, не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, услуги курсов по скорочтению (код 8040052) относятся к услугам в области образования.

В информационном сообщении ФНС РФ от 12.01.2006 о порядке предоставления социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведен перечень документов, которые необходимы для получения социального налогового вычета, в него входят:

— заявление на предоставление налогового вычета;

— договор (контракт) (его копия) на обучение;

— копия лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения;

— платежные документы (копии), подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за свое обучение, за обучение детей (ребенка, подопечных), в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;

— справки о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного с него налога на доходы физических лиц.

В письме от 15.04.2010 N 03-04-05/7-203 Минфин России разъяснил, что в качестве «иного документа, который подтверждает статус учебного заведения», может быть принят устав бизнес-школы.

Кроме того, согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ следует, что НК РФ не ставит право на получение социального налогового вычета в зависимость от представления документов (их копий), подтверждающих статус образовательного учреждения.

Следовательно, налогоплательщик, не имеющий на руках таких подтверждающих документов (их копий), может не представлять их в налоговый орган.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом абзацы 1, 2, 5 и последний действуют в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Абзац 1 подпункта 3 статьи 219 НК РФ применяется только в отношении тех медицинских услуг, которые вошли в Перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201. На данное Постановление также обращают внимание официальные органы.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 22.05.2014 N 03-04-06/24283 разъясняется, что если медицинские услуги по проведению медосмотра, оказанные медицинской организацией, включены в упомянутый перечень, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за оказанные услуги, он вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.

Важно!

Необходимо обратить внимание, что право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, имеют налогоплательщики в части расходов на услуги по лечению только в медицинских организациях Российской Федерации, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15804).

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 25.09.2013 N 03-04-05/39799, посвященному вопросу предоставления социального вычета по НДФЛ по расходам на медицинское обследование ребенка-инвалида за рубежом, указывается, что поскольку обследование ребенка проведено за рубежом, то к расходам на проведение данного обследования социальный налоговый вычет не применяется.

Актуальная проблема.

На сегодняшний день часто на практике задаются вопросом о правомерности предоставления физическому лицу — налогоплательщику НДФЛ социального вычета по указанному налогу при приобретении лекарственных средств. Обратимся к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 указывается, что в случае если лекарственное средство входит в Перечень лекарственных средств, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, связанных с приобретением данного лекарственного средства.

Минфин России дополнительно уточняет, что по вопросу отнесения конкретных лекарственных средств к вышеуказанному Перечню следует обращаться в Минздрав России.

Важно!

В вышеприведенном письме имеется в виду Перечень лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-04-07/2789 рассмотрен вопрос о предоставлении работникам социального налогового вычета по НДФЛ на сумму уплаченных страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования. По данному вопросу налоговый орган дал нижеследующее разъяснение.

В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и работодателем (организацией) в пользу работников, но удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик также вправе реализовать свое право на получение указанного налогового вычета.

Следует иметь в виду, что социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов по упомянутым договорам, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно медицинских услуг, путем подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Официальная позиция.

Также в письме Минфина России от 07.08.2013 N 03-04-05/31878 указывается, что налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов по договорам добровольного медицинского страхования своих супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно услуг по лечению, путем подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Абзац 1 подпункта 4 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Как заметил Минфин России, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению (см. письмо от 13.08.2010 N 03-04-06/7-176).

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 13.08.2010 N 03-04-06/7-177, от 06.08.2010 N 03-04-06/7-168.

Например.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности о том, может ли быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу, до окончания налогового периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.1 НК РФ внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства, подтверждающую неполучение социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, негосударственный пенсионный фонд, соответственно, не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с СК РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 комментируемой статьи.

Социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ был введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 26.07.2013 N 03-04-06/29815 уточняется, что, если взносы в негосударственный пенсионный фонд удержаны из заработной платы в мае, а перечислены работодателем в негосударственный пенсионный фонд в июне отчетного налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены, то есть за июнь.

Важно!

Обращаем внимание, что социальный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в ПФР, что соответствует позиции официальных органов.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 01.07.2013 N 03-04-06/25031 разъясняется, что указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Если дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии удержаны в декабре отчетного налогового периода, а перечислены работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в январе следующего налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены.

Исходя из пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а последний абзац — в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 уточняется, что согласно пункту 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 комментируемой статьи, могут быть также предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

Актуальная проблема.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи гласит об обращении налогоплательщика НДФЛ к работодателю, но при этом не уточняет, в какой форме должно осуществляться такое обращение. В связи с этим можно предположить, что работник-налогоплательщик обращается к работодателю с целью реализации своего права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в свободной форме, например, в виде заявлении.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code