Статья 214.3. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги

Комментарий к статье 214.3 гл.23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»

Статья 214.3 НК РФ регулирует порядок исчисления налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 281-ФЗ) глава 23 НК РФ была дополнена статьей 214.3 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 281-ФЗ статья 214.3 НК РФ вступила в силу с 01.01.2011 года.

Важно!

Обращаем внимание, что в иных случаях налоговая база по сделкам купли-продажи ценных бумаг, самостоятельно осуществляемым физическими лицами, будет определяться без учета положений статьи 214.3 НК РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Пункт 2 статьи 214.3 НК РФ регулирует порядок определения даты первой и второй частей РЕПО в целях комментируемой статьи. Также комментируемой пункт устанавливает, что следует понимать под ненадлежащим исполнением второй части РЕПО.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-04-06/4-127 разъясняется, что в случае исполнения обязательств по поставке ценных бумаг и по их оплате по второй части РЕПО в разные даты (до наступления срока исполнения второй части операции РЕПО) датой исполнения второй части РЕПО признается наиболее поздняя из дат исполнения обязательств по оплате или поставке ценных бумаг.

Также пункт 2 статьи 214.3 НК РФ устанавливает, что правила комментируемой статьи применяются к операциям РЕПО налогоплательщика НДФЛ, совершенным за его счет:

— комиссионерами;

— поверенными;

— агентами;

— доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

Пункт 4 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которая существенно отличается от предыдущей.

Пункт 4 статьи 214.3 НК РФ устанавливает, что для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО признается:

во-первых, доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, — если такая разница является отрицательной;

во-вторых, расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, — если такая разница является положительной.

Более того, последний абзац комментируемого пункта утратил силу с 1 января 2012 года. Ранее данный абзац устанавливал, что указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — для расходов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов — для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-05/24304, исходя из анализа пункта 4 статьи 214.3 НК РФ, указывается, что суммы превышения расходов признаются убытком налогоплательщика по операциям РЕПО, который принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами (в том числе по операциям, совершаемым в рамках договора на брокерское обслуживание), обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Последний абзац пункта 5 также утратил силу с 1 января 2012 года.

Пункт 6 статьи 214.3 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО. В данном случае налоговая база определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.

Пункт 6 комментируемой статьи также действует в редакции Закона N 330-ФЗ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 19.08.2013 N 03-04-06/33796, исходя из анализа пункта 6 комментируемой статьи, указывается, что убытки по операциям РЕПО могут быть в установленном порядке учтены при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами по окончании налогового периода.

Пункт 7 статьи 214.3 НК РФ устанавливает порядок учета с целью определения налоговой базы по НДФЛ процентного (купонного) дохода. Такой доход учитывается при расчете налоговой базы продавца по первой части РЕПО с учетом положений статьи 214.1 НК РФ и не учитывается при определении налоговой базы по процентному (купонному) доходу по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО, у покупателя по первой части РЕПО.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 06.06.2012 N 03-04-05/4-692, разъясняется, что в целях налогообложения дивидендов, получаемых физическим лицом — продавцом по первой части РЕПО, право на получение которых возникло у покупателя по первой части РЕПО в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО и которые включаются в доходы продавца по первой части РЕПО, применяются соответствующие налоговые ставки, установленные для налогообложения дивидендов статьи 224 НК РФ.

В пункты 9 и 10 комментируемой статьи не вносились изменения с момента введения статьи 214.3 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-04-06/4-127 дается анализ пункта 10 статьи 214.3 НК РФ. Минфин указал, что из анализа указанной нормы следует, что фактически исполнить обязательства по второй части РЕПО должны оба участника сделки РЕПО, при этом обязательства участников такой сделки прекращаются при их полном исполнении.

Таким образом, в случае исполнения обязательств по поставке ценных бумаг и по их оплате по второй части РЕПО в разные даты (до наступления срока исполнения второй части операции РЕПО) датой исполнения второй части РЕПО признается наиболее поздняя из дат исполнения обязательств по оплате или поставке ценных бумаг.

Пункт 11 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Пункт 11 статьи 214.3 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по НДФЛ в случае ненадлежащего исполнения второй части РЕПО. В такой ситуации законодатель установил, что может применяться установленная договором РЕПО процедура урегулирования взаимных требований.

Пункт 13 комментируемой статьи также действует в редакции Закона N 330-ФЗ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 10.08.2012 N 03-04-06/4-233 из совокупного толкования положений пунктов 12 и 13 комментируемой статьи сделан вывод, что доходы (расходы) при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются при определении отдельной налоговой базы по данным операциям и не могут включаться в налоговую базу по операциям с ценными бумагами, предусмотренную в статье 214.1 НК РФ.

Пункт 14 статьи 214.3 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Данный пункт устанавливает особенности определения налоговой базы по НДФЛ в отношении операций, связанных с открытием короткой позиции.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 10.08.2012 N 03-04-06/4-233 из анализа положений пункта 14 статьи 214.3 НК РФ сделан следующий вывод.

Применение порядка, установленного статьей 214.1 НК РФ, означает, что при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 14 статьи 214.3 НК РФ используются те же правила, что и установленные в статье 214.1 НК РФ, с учетом их применения на дату закрытия короткой позиции.

Таким образом, доходы (расходы) при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются при определении отдельной налоговой базы по данным операциям и не могут включаться налоговую базу по операциям с ценными бумагами, предусмотренную в статье 214.1 НК РФ.

Обращаем внимание на то, что пункт 15 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code