Действия трудовой инспекции по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ

Вопрос: При проверке ООО инспекцией по труду установлено, что 20% работников были направлены в отпуска без сохранения заработной платы сроком на один месяц. В заявлениях о предоставлении таких отпусков в качестве причины указывалось тяжелое финансовое положение предприятия. По мнению трудовой инспекции, предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы по причине тяжелого финансового положения организации является неправомерным и нарушает требования ст. 128 ТК РФ. В связи с этим инспекция по труду наложила на работодателя-юрлицо административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в сумме 30 тыс. руб. и одновременно на руководителя — в сумме 4 тыс. руб. Правомерны ли действия работников инспекции по труду?

 

Ответ: Действия трудовой инспекции по привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и организации-работодателя, и руководителя правомерны, так как работодатель должен был выполнить свою обязанность по предоставлению компенсации работникам предприятия, вынужденным прекратить работу не по их вине, а не требовать от работников воспользоваться их правом на получение отпуска без сохранения заработной платы.

 

Обоснование: Статьей 128 Трудового кодекса РФ установлено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), — до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Временная приостановка работ по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера признается простоем, время которого должно быть оплачено в соответствующем размере (ст. 157 ТК РФ).

Кроме того, ст. 165 ТК РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций, а именно:

помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с получением образования;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

На наш взгляд, перечень случаев, приведенный в ст. 234 ТК РФ, не является закрытым, хотя существует и другая позиция (см., например, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.08.2012 по делу N 33-4172/2012).

Статьей 356 ТК РФ определены основные полномочия федеральной инспекции труда. В частности, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, работники трудовой инспекции наделены полномочиями по составлению протокола об административном нарушении в сфере трудового законодательства.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Из приведенных норм следует, что действия трудовой инспекции правомерны, так как работодатель должен был выполнить свою обязанность по предоставлению компенсации работникам предприятия, вынужденным прекратить работу не по их вине, а не требовать от работников воспользоваться их правом на получение отпуска без сохранения заработной платы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code