Статья 13. Личный прием граждан

Комментарий к статье 13 ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

 

  1. Комментируемая статья определяет порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления и должностными лицами.

К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным «телефонам доверия», «горячим линиям», во время прямых эфиров по радио и телевидению.

  1. Согласно первой части комментируемой статьи работниками государственных органов и органов местного самоуправления, полномочными принимать граждан, являются руководители этих органов и иные уполномоченные лица, такие как начальники отделов.

Руководители государственных органов и органов местного самоуправления и уполномоченные на то лица ведут личный прием граждан и, как правило, несут ответственность за его организацию. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления.

К способам информирования граждан о месте приема и приемных часах относятся также вывешивание в учреждении доски объявлений, использование телетекста, «бегущей строки», указание часов приема на табличке на входе в здание, в котором осуществляется прием граждан, и т.д.

В соответствии со ст. 4 Закона Пензенской области от 28 декабря 2012 г. N 2327-ЗПО «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» руководители органов и учреждений Пензенской области в целях приема граждан или представителей организаций при их личном обращении в органы и учреждения устанавливают дни и часы приема. Информация об установленных днях, часах и месте приема (графике приема) руководителями или уполномоченными лицами располагается при входе в здание или в фойе здания, где располагается орган или учреждение. Помимо этого, руководители органов и учреждений вправе при возникновении необходимости установить дополнительный день (дни) и часы личного приема вне графика приема. При необходимости может проводиться личный прием с выездом в муниципальные образования Пензенской области. Для личного приема граждан и представителей организаций в органе и учреждении должно быть выделено оборудованное помещение, а при наличии возможности — приемная. Помещения для личного приема должны иметь свободный и удобный доступ. Государственные гражданские служащие Пензенской области, муниципальные служащие, работники органов и учреждений при обращении к ним граждан или представителей организаций обязаны разъяснить им порядок обращения к руководителю или уполномоченному лицу органа и учреждения.

Подобный подход содержится и в ином региональном законодательстве.

  1. В законодательстве может быть предусмотрена возможность записи на личный прием по телефону или по электронной очереди. Так, например, записаться в электронную очередь можно на сайте органов Росреестра. Во многих случаях для посещения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в назначенное ему (как правило, рабочее) время гражданин вынужден брать отгул по месту работы. При согласовывании же с гражданином времени посещения заранее указанная проблема решается наиболее простым и доступным образом.

В некоторых субъектах РФ выезд руководителей органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области «на места» является общепринятой практикой. Так, губернатор Орловской области своим распоряжением устанавливает графики приема граждан руководителями органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области с выездом в муниципальные районы, городские округа. Информация о дне, часах, месте приема, лице, осуществляющем прием, должна быть доступной для граждан, в том числе располагаться при входе в здание или в фойе местной администрации муниципального района, городского округа. Кроме того, указанная информация доводится до сведения населения муниципального района, городского округа не менее чем за три дня до предстоящего приема в средствах массовой информации муниципального района, городского округа. По согласованию с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в такие графики приема могут включаться должностные лица указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить регламентацию в Законе Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» дополнительных гарантий по личному приему отдельных категорий граждан. Так, согласно ст. 3 этого Закона право на внеочередной личный прием имеют:

1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

2) ветераны и инвалиды боевых действий;

3) инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов;

4) беременные женщины;

5) граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет.

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления могут определять дополнительные категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием.

Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2006 г. «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» кроме указанных категорий граждан содержит также льготу для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях, а также получивших или перенесших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие аварии на атомной электростанции либо в результате ядерных испытаний; граждане, достигшие 75-летнего возраста. Кроме того, преимущество имеют граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до полутора лет, а не до трех, как в Саратовской области.

В Пензенской области перечень лиц, имеющих право на первоочередной личный прием, является еще более обширным и включает в себя, в частности: лиц, имеющих такое право в соответствии с федеральным законодательством; родителей, супругов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»; лиц, удостоенных звания «Почетный гражданин Пензенской области»; многодетных родителей (лиц, их заменяющих), воспитывающих несовершеннолетних детей; родителей (лиц, их заменяющих) ребенка-инвалида; родителей-воспитателей детских домов семейного типа, опекунов (попечителей), приемных родителей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (всего 15 «льготных» категорий согласно п. 2 ст. 5 Закона Пензенской области от 28 декабря 2012 г. N 2327-ЗПО «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области»).

Обратим внимание на некоторую разницу используемых понятий «внеочередной прием» и «первоочередной прием», которые применяются в законодательстве субъектов РФ в одинаковом смысле.

  1. Федеральный законодатель, на наш взгляд, недостаточно подробно регламентирует некоторые вопросы, связанные с работой государственных и муниципальных служащих с обращениями граждан. Региональное законодательство во многих случаях определяет даже объем рабочего времени, который должен быть уделен личному приему граждан. Следует отметить, что такой подход дисциплинирует служащих, заставляя их более эффективно выполнять свои обязанности. Проект Федерального закона «О гарантиях прав граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации» также содержал подобные нормы: руководители государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также должностные лица указанных органов и организаций, наделенные полномочиями на принятие решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, обязаны ежемесячно отводить на проведение личного приема граждан не менее восьми часов своего рабочего времени. Личный прием, согласно проекту Закона, должен был проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. При этом не менее двух часов ежемесячно личный прием граждан должен проводиться после 18 часов по местному времени.

В окончательную же редакцию комментируемого Закона подобные положения включены не были.

  1. Предъявление гражданином документа, удостоверяющего личность, обязательно. Закон не уточняет, какие именно документы требуется предъявить. Поэтому можно сделать вывод, что требуется предъявление любого документа, позволяющего достоверно установить личность обратившегося, выданного официальным учреждением и содержащего фамилию, имя, отчество обратившегося и его фотографию. К таким документам можно отнести: паспорт гражданина Российской Федерации (удостоверение личности гражданина Российской Федерации), свидетельство о рождении, удостоверение личности офицера, военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины), свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем, вид на жительство (для иностранных лиц и лиц без гражданства), удостоверение беженца в РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ, загранпаспорт гражданина РФ, паспорт моряка, военный билет офицера запаса, водительское удостоверение, иные документы, выдаваемые органами МВД.
  2. Как правило, прием граждан проводится в служебных кабинетах должностных лиц, осуществляющих прием, либо в специально отведенном помещении, которое оборудуется необходимым имуществом и оснащается средствами связи. Положение об организации работы с устными обращениями граждан в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения (утв. Приказом Минтруда РФ от 13 ноября 2002 г. N 226) содержит даже основные требования по оборудованию и оснащению техническими средствами помещений для приема граждан в территориальных органах Минтруда. Согласно ч. ч. 7.1 — 7.3 Положения в целях обеспечения нормальных условий приема граждан выделяемое в Департаменте помещение для приема граждан должно быть расположено в функционально удобном месте, с достаточным освещением, удобным входом, иметь гардеробную (вешалку).

Помещение для приема граждан рекомендуется оборудовать необходимыми информационными, организационно-техническими и другими средствами, соответствующими оборудованием и мебелью.

В их числе могут быть:

— современная оргтехника и телекоммуникационные средства (компьютер, факсимильная связь и т.п.);

— бактерицидные лампы;

— стенды со справочными материалами и графиком приема;

— функционально удобная, подвергающаяся влажной обработке мебель (в кабинетах и холлах);

— периодическая печатная продукция социальной направленности (газеты, журналы и т.п.).

Следует отметить регламентацию в Законе Орловской области от 2 ноября 2013 г. N 1554-ОЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Орловской области» требований к месту, в котором производится прием граждан. Для личного приема граждан и представителей организаций в органе, учреждении должно быть выделено оборудованное помещение (при наличии возможности — приемная). Помещения для личного приема должны иметь свободный и удобный доступ (ч. 5 ст. 6 Закона).

  1. В целях создания безопасных условий для работы специалистов структурного подразделения Департамента, в обязанности которых входит работа с обращениями граждан, в помещении для приема граждан рекомендуется организовать пост охраны (милицейский пост), а также оборудовать помещение тревожной сигнализацией.

В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения выделяемое в органе или учреждении помещение для приема граждан должно максимально соответствовать требованиям комплекса нормативных документов для обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Помещение для приема граждан рекомендуется оборудовать необходимыми информационными, организационно-техническими и другими средствами, соответствующими оборудованием и мебелью. В их числе могут быть:

— подъемники для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— пандус для инвалидов на колясках;

— гардеробная (вешалка);

— лестницы, коридоры, холлы, кабинеты с достаточным освещением;

— половые покрытия с исключением кафельных полов и порогов;

— перила (поручни) вдоль стен для опоры при ходьбе по коридорам и лестницам;

— современная оргтехника и телекоммуникационные средства (компьютер, факсимильная связь и т.п.);

— бактерицидные лампы;

— стенды со справочными материалами и графиком приема;

— функционально удобная, подвергающаяся влажной обработке мебель (в кабинетах и холлах);

— периодическая печатная продукция социальной направленности (газеты, журналы и т.п.).

Требования к местам, предназначенным для осуществления личного приема граждан, обычно устанавливаются в административных регламентах предоставления государственной услуги по организации рассмотрения обращений.

В числе таких требований могут быть, к примеру, следующие:

— вход в административное здание должен быть оборудован пандусом, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в т.ч. инвалидов-колясочников;

— помещения для личного приема и ожидания личного приема должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

— в период проведения личного приема должна действовать система охраны правопорядка и охраны здоровья («тревожная кнопка» вызова полиции, телефонная связь с экстренными службами);

— места для ожидания должны быть комфортными для заявителей и обеспечены необходимой мебелью (стол, стулья), канцелярскими принадлежностями, стендами с информационно-справочными материалами (буклеты, справочники, плакаты);

— количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей административного здания, но не может быть менее пяти;

— уполномоченные лица Министерства, ведущие личный прием, должны быть обеспечены личными идентификационными карточками или настольными табличками;

— рабочие места должностных лиц СДПиК, осуществляющих регистрацию и учет поступивших обращений, должны быть оборудованы оргтехникой, в том числе копировальной, необходимыми канцелярскими принадлежностями, удобной для работы мебелью (подробнее см. п. 5.1 Административного регламента Министерства труда и социального развития Ульяновской области предоставления государственной услуги по организации рассмотрения обращений граждан и организаций, утв. Приказом Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 2 ноября 2012 г. N 108-п).

Прием граждан проводится в порядке очередности. Для ее соблюдения отделом делопроизводства и контроля ведется список. Как правило, по желанию посетителей может производиться предварительная запись на прием.

Однако в некоторых случаях предварительная запись на прием может быть установлена в качестве обязательной. Так, гражданам необходимо предварительно записываться на личный прием к должностным лицам Совета Федерации. Запись осуществляется в приемной Совета Федерации на основании графика личного приема граждан с учетом содержания вопросов, подлежащих рассмотрению, и подведомственности разрешения поставленных вопросов.

В момент записи сотрудник приемной Совета Федерации вправе уточнить содержание вопроса, подлежащего рассмотрению, а также ознакомиться с документами, подтверждающими обоснованность просьбы гражданина. По наиболее сложным вопросам, подлежащим рассмотрению в ходе личного приема, от граждан могут предварительно приниматься письменные и электронные обращения, которые регистрируются и приобщаются к материалам, подготовленным для доклада должностному лицу Совета Федерации.

Личный прием граждан ведется в порядке очередности согласно предварительной записи. До начала личного приема граждан начальник приемной Совета Федерации или уполномоченное им лицо предоставляет должностному лицу Совета Федерации список граждан, записавшихся на личный прием, с кратким содержанием вопросов, с которыми они обратились, а также предложения о порядке разрешения поставленных вопросов (подробнее см. п. п. 2534 Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утв. распоряжением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июня 2011 г. N 189рп-СФ).

  1. Третья часть комментируемой статьи требует документального оформления даже устного обращения гражданина на личном приеме. На каждого гражданина, обратившегося для личного приема в органы государственной власти, органы местного самоуправления или к должностному лицу, заводится карточка личного приема граждан. В этой карточке отражаются сведения о личности явившегося на прием гражданина, кратко излагается суть обращения, а также ответ на обращение.

При личном обращении граждан в государственные органы лица, осуществляющие прием, помимо заполнения карточки личного приема, могут вести журнал приема граждан по типовой форме.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Орловской области от 20 апреля 1995 г. N 1-ОЗ «Об обращениях граждан» в карточке личного приема (ее форма утверждена приложением к Закону) должны отражаться следующие сведения:

— дата рассмотрения обращения;

— место рассмотрения обращения;

— лицо, осуществлявшее рассмотрение обращения (с указанием государственного органа, должности, фамилии и инициалов);

— фамилия, имя и отчество заявителя;

— место работы, должность заявителя;

— адрес места жительства (пребывания) заявителя;

— краткое содержание обращения, позволяющее установить суть обращения;

— подпись лица, осуществившего рассмотрение обращения;

— указание на лицо, ответственное за исполнение;

— результат рассмотрения обращения;

— подпись лица, ответственного за исполнение.

В карточке могут быть отражены и другие сведения.

Ответ на устное обращение, сделанное при личном приеме гражданина, может быть дан в устной или письменной форме. В устной форме ответ дается в случае, если факты и обстоятельства, изложенные гражданином, являются очевидными (то есть зримыми, общеизвестными, не оспариваемыми), не требуют дополнительной проверки и сам гражданин не возражает против устного ответа. Следует отметить, что если гражданин впоследствии намеревается защищать свои права и законные интересы в суде, то ему желательно все-таки получить письменный ответ. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в Докладе о своей деятельности еще в 2003 году отметил, что анализ жалоб свидетельствует, что нарушением права граждан на обращение является отказ сотрудников соответствующих служб органов власти записать их на личный прием к должностному лицу, получение людьми отписок, необоснованных ответов либо вообще отказов в предоставлении письменного ответа, который можно было бы затем обжаловать <77>. Проблема остается актуальной и в настоящее время.

———————————

<77> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 2004. 29 августа. N 159, 160.

 

В своем письме от 24 марта 2008 г. N 01/2555-8-32 Роспотребнадзор по поводу применения ч. 3 комментируемой статьи дал своим территориальным органам следующие разъяснения: «Устное обращение гражданина в контексте положений Закона N 59-ФЗ (в отличие от иных устных консультаций граждан) может быть положено в основу проведения мероприятия по контролю или явиться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования. Такая форма обращений граждан подлежит соответствующему статистическому учету (графа 4 таблицы 5 формы отраслевого статистического наблюдения N 1-07 «Сведения о деятельности территориальных органов Роспотребнадзора») и не может подменяться иными устными консультациями граждан, в том числе по каналам связи, проводимыми как в процессе текущей работы территориальных органов Роспотребнадзора, так и по «горячим линиям».

Рассмотрение органами Роспотребнадзора обращений граждан на нарушения их прав как потребителей начинается с установления факта наличия потребительских правоотношений как таковых с учетом положений преамбулы Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае если события, описанные в обращении гражданина, не свидетельствуют о наличии потребительских правоотношений, то заявителю направляется сообщение об этом, за исключением случаев, когда обращение подлежит направлению на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона.

Таким образом, положения ст. 13 берутся за основу и толкуются органами исполнительной власти с учетом рода и специфики их деятельности.

  1. В ходе личного приема гражданина в государственном органе, органе местного самоуправления или должностным лицом он также может передать уполномоченному лицу свое письменное обращение. Такое обращение подлежит приему, регистрации и рассмотрению в установленном законом порядке.
  2. Аналогично письменному обращению при записи на личный прием гражданин также может заблуждаться в компетенции должностного лица. В таком случае гражданину обязательно должна быть разъяснена сфера ведения органа, в который он обратился, и указаны государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в подведомственности которых находится разрешение вопросов, изложенных в обращении. Гражданину также должен быть разъяснен порядок обращения в надлежащий орган: конкретное уполномоченное лицо, к которому необходимо обратиться на личный прием, форма обращения, какие документы желательно иметь при себе, место и время приема в указанном органе или у должностного лица.
  3. Аналогично рассмотрению письменных обращений во время личного приема гражданина в государственном органе, органе местного самоуправления или должностным лицом может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения обращения, в связи с неоднократными обращениями в данный орган или к данному должностному лицу с одними и теми же вопросами, если на них уже ранее давался ответ по существу.
  4. Зачастую гражданин, пришедший на прием, может находиться в нетрезвом состоянии, бурно проявлять свои негативные эмоции или попытаться оказать на приеме физическое воздействие на работника государственного или муниципального органа, должностное лицо. В связи с этим следует отметить потенциальный положительный эффект закрепления в комментируемом Федеральном законе нормы, аналогичной нормам частей 35, 36 Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утверждена распоряжением Председателя Федерального Собрания Российской Федерации от 1 ноября 2006 г. N 461рп-СФ). Согласно указанным нормам граждане, находящиеся в нетрезвом состоянии, на личный прием граждан не допускаются.

В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван сотрудник милиции. Информация о поведении гражданина отражается в карточке личного приема гражданина (регистрационной карточке), оформляемой работниками приемной Совета Федерации по итогам личного приема гражданина.

  1. Во многих государственных органах и органах местного самоуправления действуют ведомственные нормативные акты, определяющие порядок личного приема граждан должностными лицами этих органов.

Например, в Федеральной налоговой службе личный прием граждан регламентируется Положением об организации личного приема граждан в центральном аппарате Федеральной налоговой службы (утв. Приказом ФНС от 2 октября 2008 г. N ММ-3-4/444@). В Положении можно положительно отметить ряд норм. Кроме принципа объективности, отмеченного в комментируемом Законе, Положение обязывает должностных лиц, осуществляющих прием граждан, принимать все необходимые меры для оперативного и полного разрешения поставленных вопросов, корректно и внимательно относиться к гражданам, обратившимся на личный прием. Кроме того, установлена ответственность должностного лица, осуществляющего прием граждан, за качество ответов по существу поставленных вопросов и предоставляемые разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения ФНС России.

Более подробно, чем в комментируемом Законе, закреплены действия при положительном разрешении вопроса. При положительном решении вопроса должны быть приняты конкретные меры по его реализации, даны соответствующие поручения структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России или территориальным налоговым органам.

Подробно рассмотрен вопрос доведения до сведения граждан порядка осуществления личного приема. Информация о порядке личного приема граждан (место приема, условия приема, необходимые документы, контактный телефон/факс) размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, а также в административном здании ФНС России.

Первоначальный прием граждан ведется в приемной ФНС России работником Административного управления. Работник приемной дает устную консультацию обратившемуся гражданину, при необходимости используя установленные программные продукты и справочные правовые системы. В случаях, когда поставленные гражданином вопросы не могут быть решены работником приемной, дальнейшая работа с заявителем проводится с привлечением работника структурного подразделения центрального аппарата ФНС России, в компетенцию которого входит рассматриваемый вопрос. Кроме того, гражданину может быть рекомендована запись на личный прием к руководителю (заместителю руководителя), в случае, если он не удовлетворен данными работником приемной разъяснениями.

При осуществлении предварительной записи на прием к руководителю (заместителю руководителя) содержание устного обращения вместе с другими сведениями о гражданине заносится в карточку личного приема гражданина в системе электронного документооборота (БД «Обращения граждан»).

Сведения о произведенной предварительной записи на личный прием со всеми сопутствующими материалами и документами незамедлительно направляются в секретариат руководителя или заместителя руководителя для определения даты проведения личного приема.

Руководители и их заместители проводят личный прием граждан в своих служебных кабинетах. При этом Положением предусмотрена возможность руководителей (заместителей) делегировать свои полномочия иным должностным лицам. Руководитель и заместители руководителя при ознакомлении с информацией о произведенной предварительной записи к ним на личный прием, представленной Административным управлением, вправе делегировать (в письменной форме) полномочия по приему граждан должностным лицам (не ниже начальника отдела) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, в компетенцию которых входят рассматриваемые вопросы.

Следует также отметить подробную разработку в ч. 5 Положения вопросов анализа и обобщения результатов личного приема граждан.

  1. В письме ГТК России от 16 января 2004 г. N 01-06/1502 «О работе с обращениями граждан» (ныне утратил силу) была поставлена цель — совершенствование организации личного приема граждан как в министерствах и ведомствах, так и в территориальных органах и подведомственных организациях; личное участие в приеме населения руководителей федеральных органов исполнительной власти, введение в территориальных органах и подведомственных организациях гибкого графика приема граждан с учетом их занятости в рабочее время. Для достижения этой цели было указано на необходимость с учетом наметившейся тенденции к снижению количества посетителей приемных федеральных органов исполнительной власти обеспечить иногородним гражданам возможность личного приема и рассмотрения их просьб ответственными специалистами в день обращения; завершить работу по созданию приемных граждан в центральных аппаратах министерств и ведомств; расширять сеть общественных приемных в территориальных органах и подведомственных организациях, вводить практику приема населения в вечерние часы и выходные дни.

Подробно рассмотрены вопросы личного приема граждан и в Приказе от 27 июня 2006 г. N 625 «О порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате, территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и находящихся в ее ведении организаций». В Приказе разработан график записи на прием к руководству. В центральном аппарате Службы предварительную запись на прием к руководителю Службы и его заместителям должны осуществлять работники соответствующих приемных, а к руководителям управлений — работники, ответственные за ведение делопроизводства в соответствующих управлениях, ежедневно с 9.00 до 17.30 (кроме выходных и праздничных дней), в пятницу и предпраздничные дни с 9.00 до 16.00 с необходимой дальнейшей проработкой конкретного вопроса. При записи на прием должна заполняться в одном экземпляре учетная карточка приема граждан, в которую затем вносятся сведения, предусмотренные приложением к Приказу, и гражданину назначается время приема.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code