Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

Комментарий к статье 8 ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

 

  1. Комментируемая статья раскрывает порядок приема письменного обращения граждан. Прием обращения — этап, предшествующий его рассмотрению. Этот этап состоит из нескольких обязательных и факультативных (необязательных) стадий: направление обращения; его регистрация (обязательные стадии); перенаправление обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов; рассылка копий обращения иным органам и должностным лицам (факультативные стадии).

К сожалению, в комментируемой статье не указано, имеются в виду календарные дни или рабочие при назначении сроков для совершения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами определенных действий. Думается, раз такое указание отсутствует, то в соответствии с общими правилами гражданского законодательства об исчислении сроков стоит принимать во внимание календарную продолжительность срока. Однако компетентные органы и должностные лица толкуют обычно данную неопределенность закона в свою пользу и при определении сроков учитывают только рабочие дни.

  1. Первая часть комментируемой статьи определяет, что при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу между гражданином и адресатом не должно быть никаких посредников, классификаторов и распределителей обращений, какой-либо процедуры цензуры или допуска. Гражданин должен направлять свое обращение непосредственно компетентному должностному лицу или в компетентный орган, то есть желательно, чтобы гражданин имел хотя бы приблизительное представление о том, какой орган или должностное лицо полномочны, решать поставленные им вопросы. Для этого необходимо, чтобы граждане имели основы правовых знаний или обращались к квалифицированным адвокатам или иным юристам за советом в юридические консультации, адвокатские фирмы или кабинеты.

Следует учитывать, что хотя жалоба или иной вид обращения и адресуется на имя руководителя государственного органа, органа местного самоуправления или конкретного должностного лица, но сам руководитель вряд ли будет непосредственно заниматься удовлетворением указанных в обращении требований, устранением указанных в нем нарушений и т.д. Для этого существуют специальные структурные подразделения по работе с обращениями граждан. Такое положение дел не является нарушением прав граждан на обращение. Что подтвердил и Конституционный Суд Российской Федерации.

Так, Конституционным Судом РФ по жалобе гр. Ефимова Г.С., было разъяснено, что право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено, так как оно полномочно давать ответы только в пределах своей компетенции. Для работы с коллективными и личными обращениями и письмами граждан в структурах государственных органов и при должностных лицах создаются специальные подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать по ним ответы. В Администрации Президента РФ таким подразделением является отдел писем и приема граждан, поэтому получение заявителем ответов на свои обращения к Президенту РФ из этого отдела, а не непосредственно от Президента, не является нарушением закрепленного в Конституции Российской Федерации права гражданина направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам <61>.

———————————

<61> Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 28-р по жалобам гражданина Российской Федерации Ефимова Геннадия Семеновича.

 

Как правило, в государственных органах и органах местного самоуправления создаются отделы, управления или иные структурные подразделения по работе с обращениями граждан. Так, при Администрации Президента Российской Федерации существует Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций.

Нормативной базой функционирования данного Управления выступает Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций». Этим Указом Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан было преобразовано в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, а также утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Данное Положение закрепляет за Управлением статус самостоятельного структурного подразделения Администрации Президента. К задачам Управления было отнесено обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента РФ, либо запросов о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента РФ. Кроме того, Управление проводит: информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Администрации Президента РФ и ее самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов; обеспечение деятельности приемной Президента РФ по приему граждан; анализ обращений, результатов их рассмотрения и принятых по ним мер, подготовка на его основе информационно-статистических обзоров и докладов; осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями и запросами; обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. Основные функции Управления по работе с обращениями закреплены в ч. 5 Положения.

  1. Вторая часть комментируемой статьи определяет порядок регистрации обращений граждан. Законом установлен трехдневный срок для регистрации обращений. Данная отсрочка не совсем понятна — если гражданин непосредственно приносит обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, то обычно секретарь (помощник) должностного лица, работник канцелярии (секретариата, общего отдела, отдела приема обращений, отдела работы с гражданами) регистрирует обращение непосредственно после его приема. Если же обращение направляется по почте, то обычно заказным письмом или письмом с уведомлением отправителя. При приеме корреспонденции работник компетентного органа расписывается почтальону в квитанции и регистрирует письмо. Лишь при значительном объеме корреспонденции отсрочка будет обоснованна.

При регистрации обращения работники компетентного органа должны присвоить обращению входящий номер, внести его в журнал регистрации корреспонденции с указанием даты приема и входящего номера или совершить иные действия, предусмотренные внутренней инструкцией по делопроизводству, действующей в данном органе. Гражданину желательно получить на втором экземпляре обращения надпись, содержащую входящий номер обращения, дату приема, фамилию и должность работника, принявшего обращение, и его подпись.

Как правило, конверты, в которых поступили обращения, сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или когда дата почтового штемпеля необходима для подтверждения времени отправления и получения предложения, заявления и жалобы, а также в других необходимых случаях.

Более подробно регламентируется процесс приема и регистрации обращений граждан в подзаконных ведомственных нормативных актах, регулирующих соответствующую деятельность отдельных министерств и ведомств, а также в законах субъектов Федерации.

Наиболее подробно вопросы приема и регистрации обращений, пожалуй, изложены в инструкциях об организации рассмотрения обращений граждан, а также инструкциях по делопроизводству в тех или иных органах власти, учреждениях и организациях.

Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707) предусматривает определенный порядок приема и регистрации в зависимости от вида обращения.

Так, согласно п. 31 Инструкции для приема интернет-обращений применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение гражданином сведений о себе. Интернет-обращение распечатывается, после чего дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением. При использовании автоматизированной информационной системы учета обращений (так называемой «АИС»), обеспечивающей реализацию всех этапов рассмотрения обращения, работа с ним ведется в электронной форме.

Обращения, поступившие в орган МВД России по почте, подлежат первичной обработке уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства. Перед вскрытием почтового отправления проверяется соответствие его доставки указанным на нем адресным данным, и ошибочно полученные письма возвращаются на почту невскрытыми. На следующем этапе обработки писем все конверты, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой «лично», подлежат вскрытию. Почтовые конверты (пакеты), в которых поступают письменные обращения, сохраняются вместе с обращениями.

В соответствии с п. 37 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Как мы видим, общий срок, установленный для регистрации, в данном случае тот же, что и установлен п. 2 ст. 8, однако названо и исключение из общего правила.

Письменные обращения в зависимости от адресата регистрируются и учитываются:

— управлением по работе с обращениями граждан и организаций ДДО МВД России, если адресованы в МВД России и его руководству и поступили в Министерство;

— подразделениями делопроизводства центрального аппарата МВД, если адресованы и поступили в подразделения центрального аппарата МВД России;

— соответствующими подразделениями делопроизводства, если адресованы и поступили в иные органы внутренних дел.

Сходный порядок регистрации для письменных обращений и обращений, поступивших в электронном виде, применяется и в органах ФСБ России. Пунктом 6 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности (утв. Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463) предусмотрено, что получение письменных обращений осуществляется уполномоченными сотрудниками секретариата органа безопасности. При получении письменных обращений в ходе личного приема граждан каких-либо отметок на имеющихся у граждан копиях обращений не производится. Обращения, поступившие в электронном виде, распечатываются на бумажном носителе и в день поступления передаются уполномоченным сотрудникам секретариата для регистрации.

Все письменные обращения регистрируются в течение трех дней со дня поступления в орган безопасности в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб), которая ведется по утвержденной форме уполномоченным сотрудником секретариата.

Регистрацию обращений, поступивших в ФСБ России и адресованных директору ФСБ России, первому заместителю директора ФСБ России, первому заместителю директора — руководителю Пограничной службы ФСБ России, статс-секретарю — заместителю директора ФСБ России, заместителю директора ФСБ России — руководителю аппарата Национального антитеррористического комитета, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет Управление делами ФСБ России. Затем они передаются тем или иным должностным лицам в зависимости от содержания обращения.

Поступившие в Управление делами ФСБ России сообщения о подготавливаемых или совершенных преступлениях и иная информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, направляются в органы безопасности, уполномоченные правовыми актами ФСБ России на производство предварительного следствия или дознания.

Сведения об обращениях заносятся в электронную базу данных Управления делами ФСБ России с оформлением необходимых учетных форм на бумажных носителях. О направлении обращений Управлением делами ФСБ России для рассмотрения по компетенции в органы безопасности авторы обращений не информируются.

Таким образом, в связи с определенной спецификой работы органов ФСБ порядок регистрации и направления обращений «конечным» исполнителям имеет свои нюансы.

Для сравнения приведем некоторые положения, касающиеся порядка работы с обращениями в органах Минсельхоза.

Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан в Минсельхозе России (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 19 марта 2008 г. N 99 «О совершенствовании организации работы с обращениями граждан в Минсельхозе России») организация работы с обращениями в Министерстве возложена на Департамент управления делами и государственной службы. Департамент обеспечивает единый порядок регистрации и учета обращений в Министерстве, рассмотрения поставленных в них вопросов, систематического контроля за их рассмотрением и подготовкой ответов, учета и анализа, режима их хранения.

Письменные обращения поступают в Минсельхоз России по каналам почтовой связи, официально выделенному каналу факсимильной связи, через страницу «Общественная приемная» официального сайта Министерства, а также при приеме граждан по личным вопросам должностными лицами Министерства. В зависимости от способа получения обращения работа с ним организуется в следующем порядке:

— письменные обращения, направленные в Министерство по каналам почтовой связи и по официально выделенному каналу факсимильной связи Министерства принимаются Депгосслужбой, и при приеме указанных обращений проверяется правильность адресования;

— письменные обращения, направленные через страницу «Общественная приемная» официального сайта Министерства и пришедшие по электронной почте, переносятся на бумажный носитель с проставлением в них даты поступления и передаются в течение рабочего дня в Депгосслужбу;

— письменные обращения, полученные на приеме по личным вопросам должностными лицами Минсельхоза России, передаются в течение рабочего дня в Депгосслужбу для регистрации;

— письменные обращения федеральных государственных гражданских служащих Министерства (кроме обращений, затрагивающих жилищные вопросы) принимаются Депгосслужбой и рассматриваются в общем порядке работы с обращениями.

Общий порядок работы с обращениями подразумевает обязательную регистрацию в Депгосслужбе. Письменное обращение, поступившее в департамент Министерства сельского хозяйства, не зарегистрированное в Депгосслужбе, должно быть в обязательном порядке передано в течение рабочего дня в Депгосслужбу на регистрацию.

Согласно п. 2.1.7 названной Инструкции Депгосслужба регистрирует письменные обращения в течение 3 дней со дня их поступления в Минсельхоз.

Конверты к письмам граждан сохраняются для установления адреса отправителя или уточнения даты на почтовом штемпеле при необходимости подтверждения времени отправления обращения.

Письма из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, письма из других организаций и от должностных лиц с приложением обращений, направленные по принадлежности в Министерство, регистрируются в Депгосслужбе как обращения.

Каждому обращению присваивается входящий регистрационный номер. Сроки хранения документов по предложениям, заявлениям и жалобам граждан определяются утвержденными в установленном порядке перечнями документов, образующихся в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Как правило, устанавливается пятилетний срок хранения предложений, заявлений и жалоб граждан и документов, связанных с их рассмотрением и разрешением.

  1. Следует согласиться с мнением В.В. Борискина о том, что особое внимание необходимо сосредоточить на создании в федеральных службах и их территориальных органах работоспособных самостоятельных подразделений делопроизводства, численность и состав специалистов которых способны обеспечить выполнение следующих операций:

— экспедиционная обработка поступающих документов;

— предварительное рассмотрение документов подразделением документационного обеспечения;

— рациональное движение документов внутри государственного органа;

— контроль исполнения поручений по работе с документами;

— обработка исполненных и отправляемых документов;

— прием граждан, работа с их устными и письменными обращениями;

— тиражирование и доведение до исполнителей организационно-распорядительных актов государственного органа;

— формирование дел, их оформление и сдача на государственное хранение <62>.

———————————

<62> Борискин В.В. Организация документационного обеспечения деятельности Минюста России в условиях административной реформы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 11. С. 63.

 

  1. В нормативных актах субъектов РФ закреплению обязанностей чиновников при принятии обращений граждан также уделяется существенное внимание.

Так, в Законе Орловской области от 2 ноября 2013 г. N 1554-ОЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Орловской области», в дополнение к федеральному законодательству предусмотрена обязанность органов и учреждений во исполнение комментируемого Федерального закона, в целях своевременного и надлежащего рассмотрения обращений граждан и организаций, а также контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений принимать правовые акты, регулирующие порядок работы с обращениями (ч. 3 ст. 4). С целью выявления причин и условий, влияющих на обращения граждан и организаций, органы и учреждения обязаны периодически (не реже одного раза в год) проводить обобщение и анализ обращений. По результатам обобщения и анализа обращений руководителями или уполномоченными на то лицами должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений и недостатков в деятельности органов и учреждений. При этом порядок проведения обобщения и анализа обращений, а также порядок рассмотрения результатов обобщения и анализа обращений устанавливаются правовыми актами органов и учреждений, регулирующими порядок работы с обращениями.

В Законе Томской области от 11 января 2007 г. N 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» установлен запрет на отказ в приеме и рассмотрении обращений. Установлено, что по требованию гражданина ему выдается документ, подтверждающий принятие обращения, с указанием даты принятия и входящего номера документа либо ставится отметка о принятии обращения на втором экземпляре обращения, который остается у гражданина, либо на копии обращения. Аналогично закону Орловской области (п. 4 ст. 6 Закона Орловской области от 2 ноября 2013 г. N 1554-ОЗ) закреплена возможность рассмотрения письменного обращения с выездом на место.

В Законе Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» в качестве дополнительных гарантий права граждан на письменное обращение закреплены права:

— получить устную (в том числе по телефону) информацию о регистрации письменного обращения и о сроках его рассмотрения, а также о том, какому должностному лицу поручено его рассмотрение;

— получить ответ помимо письменной формы в устной форме (по телефону);

— на возврат (по своему заявлению) приложенных к обращению либо переданных при рассмотрении обращения документов, материалов или их копий;

— получить письменный ответ, который должен содержать в том числе дату регистрации, регистрационный номер, наименование должности лица, его подписавшего, его фамилию и инициалы, подпись и номер контактного телефона.

В качестве примера приведем некоторые положения Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в администрации Смоленской области, утвержденной Постановлением администрации Смоленской области от 21 марта 2011 г. N 143.

Согласно п. 3.5.2 Инструкции должностное лицо, которому поручено рассмотрение письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа:

— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа;

— в случае необходимости запрашивает, в том числе в электронной форме, дополнительные материалы и получает объяснения от гражданина и иных юридических и физических лиц;

— при необходимости комиссионного рассмотрения письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, определяет состав комиссии и ответственного за подготовку материалов по итогам рассмотрения обращения и подготовку ответа гражданину;

— в случаях необходимости привлекает к рассмотрению письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, переводчиков и экспертов;

— принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

— уведомляет гражданина о направлении его письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;

— направляет гражданину ответ по существу поставленных в письменном обращении или обращении, поступившем в форме электронного документа, вопросов.

Рассмотрение письменного обращения или обращения, поступившего в форме электронного документа, может быть поручено нескольким исполнителям. Если при этом не определен ответственный исполнитель, тогда контроль за сроками рассмотрения и подготовкой ответа осуществляет исполнитель, указанный в резолюции руководителя первым. Соисполнители в этом случае обязаны представлять ответственному исполнителю все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа. Исключением являются только те документы и материалы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.

  1. При направлении обращения гражданин может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Поэтому часть третья комментируемой статьи обязывает государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу «по подведомственности». На такое перенаправление органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. При перенаправлении обращения «по подведомственности» Закон закрепляет требование обязательного уведомления гражданина. Лишь в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Если же и фамилия с адресом гражданина не поддаются прочтению, то у компетентного органа нет реальной возможности известить его о перенаправлении обращения или нечитаемости его текста.

Приведем пример из судебной практики.

По одному из дел суд признал, что поручение заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства рассмотрения обращения заявителя к Департаменту градостроительной политики города Москвы положений комментируемого Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не нарушает, поскольку разрешение содержащихся в обращении А.Е. вопросов относилось к компетенции Департамента.

Судебная коллегия признала несостоятельным довод заявителя о нарушении заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства ч. 1 ст. 11 комментируемого Федерального закона, выразившемся в ненаправлении обращения в Следственный комитет РФ, в чью компетенцию входит расследование преступлений, поскольку заявление не содержит сведений о противоправном деянии должностного лица, за которое установлена уголовно-правовая ответственность. Бесспорных сведений о совершении указанными должностными лицами преступления указанное обращение не содержит, спорные правоотношения носят исключительно гражданско-правовой характер (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2012 г. по делу N 11-23161).

В данном случае в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц, связанных с ненадлежащим рассмотрением обращения, отказано, поскольку разрешение содержащихся в заявлении вопросов не относилось к компетенции ответчика. Поручение рассмотреть обращение заявителя другому органу признано правомерным, а права при этом — ненарушенными.

Комментируемая часть не содержит требования обязательного принятия государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом даже неподведомственного ему обращения, однако данный вывод можно сделать из толкования норм этой статьи. Ранее действовавшее законодательство некоторых субъектов РФ содержало запрет на отказ в приеме заявления по мотивам неподведомственности.

В соответствии с п. 14 Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июня 2011 г. N 189рп-СФ) ошибочно направленные письменные обращения, а также письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Совета Федерации, в семидневный срок со дня их регистрации направляются в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам по принадлежности или для рассмотрения подведомственных им вопросов с уведомлением об этом автора обращения. При этом ошибочно направленными считаются обращения, поступившие в Совет Федерации, но не адресованные Совету Федерации, его органам и должностным лицам, членам Совета Федерации, временно не входящим в составы комитетов, комиссий Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации, Аппарату Совета Федерации, его структурным подразделениям или сотрудникам Аппарата Совета Федерации.

Для электронных обращений предусмотрен несколько иной порядок. Ошибочно направленные электронные обращения (запросы) остаются без рассмотрения, а электронные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Совета Федерации, подлежат распечатке на бумажном носителе и направлению в семидневный срок со дня их регистрации в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом авторов обращений в письменной или электронной форме.

Приведем пример из судебной практики. Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Д., отбывающий наказание в исправительном учреждении, 19 октября 2010 г. направил в Минюст РФ письменное заявление, в котором просил разъяснить ему, почему копировальная бумага включена в перечень вещей и предметов, которые запрещается иметь при себе осужденным.

19 ноября 2010 г. директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний Минюста РФ Д., руководствуясь ч. 3 ст. 8 комментируемого Федерального закона, Положением о ФСИН России, направил обращение Д. для рассмотрения в пределах своей компетенции в Федеральную службу исполнения наказаний, о чем было сообщено заявителю. Должностными лицами ФСИН России было организовано рассмотрение письменного обращения Д. по существу, по результатам которого начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан был направлен письменный ответ для объявления осужденному Д. В ходе судебного разбирательства заявителем Д. не представлено объективных и допустимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми действиями должностных лиц Минюста РФ ему был ограничен доступ к информации и правосудию.

Суд пришел к выводу, что направление письменного обращения Д., адресованного в Минюст РФ, для рассмотрения в пределах своей компетенции в ФСИН России правомерно, не нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя и не нарушает действующее законодательство (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26 апреля 2012 г. по делу N 11-5660).

Как мы видим, в данном случае в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица по перенаправлению обращения для рассмотрения отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что направление письменного обращения для рассмотрения в пределах компетенции не нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя и не нарушает законодательство РФ.

  1. Четвертая часть комментируемой статьи содержит регламентацию действий государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица в случае, если решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. В такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На пересылку копий обращения и приложенных к нему материалов государственному органу, органу местного самоуправления, должностным лицам дается семидневный срок с момента регистрации обращения.
  2. Пятая часть комментируемой статьи закрепляет правомочие должностного лица и компетентных органов, перенаправивших обращение «по подведомственности», испрашивать у государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, занимающихся разрешением обращения по существу, при необходимости сведения и материалы о результатах разрешения заявления.
  3. В шестой части комментируемой статьи устанавливается запрет на направление обращения для разрешения по существу в тот орган или тому должностному лицу, действия (бездействие) которых оспариваются. Данное положение полностью обоснованно. Безусловно, такой орган или должностное лицо будет отстаивать правомерность своих действий (бездействия), и ожидать принятия каких-либо мер бесполезно. Однако на практике при административном обжаловании действий какого-либо органа или должностного лица вышестоящему в порядке соподчиненности органу данная жалоба передается на рассмотрение и разрешение в сам орган-нарушитель.

Нормы, аналогичные приведенной в п. 6 ст. 8, содержатся и в инструкциях, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан. Так, в соответствии с п. 3.7 Инструкции «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

По одному из дел в судебном заседании установлено, что гражданка Б. обжаловала прокурору действия сотрудников Чапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, связанные с нарушением, по ее мнению, законодательства в части порядка регистрации сделки купли-продажи квартиры. По мнению заявителя, указанные должностные лица не должны были ее обязывать предоставить дополнительные документы для регистрации сделки. Документы Б. предоставила в отдел Управления Росреестра и получила документ о праве общей совместной собственности, однако действия сотрудников обжаловала прокурору, просила провести проверку соблюдения законодательства в Чапаевском отделе Росреестра, привлечь виновных к ответственности по ст. 5.63 КоАП РФ. Указанную жалобу Б. прокурор города направил руководителю Чапаевского отдела Росреестра, с уведомлением сообщить о принятом решении заявителю.

Суд признал незаконным бездействие прокурора в части порядка разрешения заявления, а также непринятия мотивированного процессуального решения в соответствии с КоАП РФ. Суд обязал прокурора разрешить заявление Б. в части определения наличия (отсутствия) признаков административного правонарушения сотрудниками отдела Росреестра (см.: решение Чапаевского городского суда Самарской области от 23 мая 2013 г. по делу N 2-496/2013).

  1. Седьмая часть комментируемой статьи предусматривает выход из «патовой» ситуации, когда орган, в который направлено обращение, не правомочен разрешать поставленные в нем вопросы, а компетентный орган или компетентное должностное лицо как раз и являются теми нарушителями прав, свобод и интересов гражданина, действия (бездействие) которых обжалуются. В такой ситуации орган или должностное лицо, принявшие обращение, возвращают его гражданину и разъясняют его право на судебное обжалование действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
  2. Комментируемая статья не предусматривает особых мер безопасности при приеме письменного обращения гражданина. Для обеспечения безопасности должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления следовало бы закрепить в комментируемом Законе норму, аналогичную норме п. 49 Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утверждена распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 189рп-СФ).

В соответствии с данной нормой централизованный учет и регистрацию поступивших в Совет Федерации письменных обращений (включая обращения, поступившие по информационным системам общего пользования: факс, электронная почта, Интернет и другие) осуществляет приемная Совета Федерации.

В интересах обеспечения безопасности при работе с письменными обращениями они подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру в приемной Совета Федерации. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверт (пакет) работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководством Аппарата Совета Федерации.

Должностные лица Совета Федерации, сотрудники Аппарата Совета Федерации, получившие письменные обращения (запросы), передают их в приемную Совета Федерации для регистрации, после чего указанные письменные обращения (запросы) возвращаются им для рассмотрения. Поступившие в приемную Совета Федерации письменные обращения (запросы), адресованные членам Совета Федерации, временно не входящим в составы комитетов, комиссий Совета Федерации, после регистрации передаются адресатам без вскрытия конверта (пакета).

  1. В Саратовской области действует Постановление губернатора Саратовской области от 1 июня 2006 г. N 88 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области». В данном нормативно-правовом акте подробно разработаны все вопросы работы с документацией в органах исполнительной власти области. Следует отметить некоторые нормы данной Инструкции, регламентирующие прием и регистрацию входящей документации.

Входящая корреспонденция поступает фельдъегерской, заказной и обычной почтой, нарочным, через отдел специальной документальной связи правительства области, а также в виде телеграмм, телефонограмм и факсимильных сообщений, электронной почтой. Вся корреспонденция регистрируется единым установленным порядком как входящий документ, независимо от вида поступления. Несложно заметить, что данная норма существенно дополняет способы получения письменных обращений, предусмотренные комментируемым Законом.

Инструкция предусматривает подробные требования к оформлению получения корреспонденции: получение заказной корреспонденции под роспись в почтовом отделении по оформленной доверенности, соответствующие росписи в реестрах, роспись в журнале специальной документальной связи, на квитанциях телеграмм и т.д.

Инструкция также допускает передачу письменных обращений с нарочными. При приеме корреспонденции от нарочных в разносной книге (реестре) отправителя или на втором экземпляре (копии) документа ставятся дата и подпись работника, принявшего документ. Для доставки нарочными в комплекс зданий правительства области используется шкаф для корреспонденции, установленный в проходной правительства области. Выемка корреспонденции производится дважды в день: в 9 часов и 14 часов. К корреспонденции, доставляемой нарочным, устанавливаются следующие требования:

— доставляемая до 14 часов — принимается с исходящей датой текущего или предыдущего дня;

— доставляемая после 14 часов — принимается с исходящей датой только текущего дня;

— в пятницу корреспонденция от нарочных принимается до 14 часов.

Корреспонденция, поступающая в нерабочее время, в выходные и праздничные дни, принимается дежурными специалистами управления делопроизводства или в секретариатах губернатора области, вице-губернатора — первого заместителя Председателя правительства области, заместителя Председателя правительства области — руководителя аппарата губернатора области, заместителей Председателя правительства области, управляющего делами правительства области. Если текст предполагает незамедлительное исполнение, дежурный специалист управления делопроизводства производит регистрацию путем проставления штампа входящего документа и даты (без присвоения входящего номера), оставляет себе копию, а оригинал передает для информирования соответствующих должностных лиц в секретариат адресата дежурному работнику с проставлением на копии даты, времени и фамилии получившего документ. В первый рабочий день работник секретариата передает документ (с резолюцией или без нее) в отдел обработки документов для регистрации и дальнейшей обработки.

Также подробно в инструкции рассмотрены действия в ходе приема поступающей корреспонденции. При приеме корреспонденции проверяется правильность ее адресации и доставки, целостность конвертов и, после вскрытия, наличие вложенных в них документов, правильность оформления (наличие регистрационных номеров, подписи, печати, приложений). При обнаружении отсутствия документов или других нарушений, если невозможно их оперативное устранение (мятые, подмоченные, рваные), составляется акт, один экземпляр которого направляется отправителю, другой — приобщается к поступившему документу. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается отправителю или по назначению. Если нарушение возможно устранить в течение 1 — 3 дней путем оперативной доставки недостающих (испорченных) документов, заполнения реквизитов исполнителем или другим способом оперативного реагирования, документ регистрируется после устранения нарушений. Телефонограммы принимаются, передаются, регистрируются и обрабатываются в органах исполнительной власти области.

Корреспонденция на иностранном языке незамедлительно передается для перевода соответствующим структурам.

Вопросам регистрации входящих документов в инструкции посвящен целый раздел. Следует положительно отметить определение термина «регистрация служебных документов», изложенное в инструкции. Регистрация служебных документов — это фиксация факта поступления документа от корреспондента адресату.

Входящие документы делятся на регистрируемые и нерегистрируемые. К нерегистрируемым относятся периодические издания, книги, рекламные материалы, поздравительные письма и телеграммы, пригласительные билеты, анонимная корреспонденция. Они передаются по принадлежности без обработки. Вся остальная корреспонденция регистрируется в установленном порядке.

Обращения граждан, поступившие заказной почтой в отдел обработки документов, регистрируются путем записи в журнал с последующей передачей под роспись работнику управления по работе с обращениями граждан правительства области. Аналогичные письма, полученные обычной почтой, передаются туда же без регистрации.

Конверты сохраняются и прилагаются к документам в том случае, когда только по ним можно установить адрес отправителя или время отправки и получения документов по почтовому штемпелю. Во всех остальных случаях они уничтожаются. То есть если в самом документе присутствует исходящая дата и реквизиты заявителя, этого может оказаться недостаточно для решения вопросов о сроках рассмотрения обращения. В таком случае может возникнуть необходимость обращения к почтовому штемпелю на конверте для определения дат отправки письма и даты получения его.

Все приложения в развернутом виде скрепляются вместе с основным документом. Конверт, в случае его сохранения, скрепляется с документом с левой стороны (на месте углового штампа).

Входящие контрольные документы регистрируются путем проставления в нижнем правом углу первой страницы документа регистрационного штампа с указанием даты поступления и индекса секретариата руководителя правительства области. Далее контрольный документ проходит электронную регистрацию, заполняется регистрационная карточка с автоматическим присвоением регистрационного номера.

В инструкции закреплено требование предварительного, перед регистрацией документа на иностранном языке, перевода его на русский язык.

Зарегистрированная надлежащим образом корреспонденция распределяется по рабочим папкам руководителей для последующей передачи в соответствующие секретариаты. При этом учитывается тематика изложенных проблем, ссылки на предыдущие обращения, если они имели место, содержание предыдущих резолюций, а также соответствие распределению обязанностей, утвержденному постановлением губернатора области.

Принимая во внимание, что большая часть корреспонденции, независимо от содержания, адресуется губернатору области, работник отдела обработки документов имеет право распределять корреспонденцию в вышеприведенном порядке вне зависимости от фамилии адресата.

Инструкция предусматривает возможность работы с обращениями и другой документацией с помощью автоматической информационно-поисковой системы, в которой в электронном виде получают отражение картотеки входящих и исходящих документов, классифицированных по унифицированным основаниям, а также различные справочники и классификаторы.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code