Статья 7. Требования к письменному обращению

Комментарий к статье 7 ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

 

  1. Комментируемая статья закрепляет основные реквизиты обращения. В первую очередь, в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение, и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего Закон содержит своеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Как правило, гражданин России имеет отчество. Данный подход реализован для случаев подачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. В вводной части указывается также адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.
  2. В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы, на которых основываются просьбы и предложения, а также сами просьбы и предложения.
  3. Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а также указывается дата подачи обращения.
  4. В подтверждение изложенных в обращении обстоятельств и требований гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствует список приложений.
  5. Письменные обращения желательно подготовить в двух экземплярах — на втором экземпляре ставится подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а также дата принятия. Впоследствии данный экземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд.

Некоторые нормативные акты субъектов РФ четко предусматривают возможность подачи обращения в двух экземплярах и получения подписи на втором экземпляре. Так, в Законе Томской области от 11 января 2007 г. N 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» указано, что по требованию гражданина ему выдается документ, подтверждающий принятие обращения, с указанием даты принятия и входящего номера документа либо ставится отметка о принятии обращения на втором экземпляре обращения, который остается у гражданина, либо на копии обращения (ч. 3 ст. 6 Закона). В Законе Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» оформление приема письменного обращения ограничено отметкой на втором экземпляре обращения с указанием даты, занимаемой должности, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

  1. Последняя часть комментируемой статьи в новой редакции определяет режим оборота обращений, поданных в виде электронных документов.

Прежде всего, хотелось бы еще раз определиться, что в данном случае законодатель понимает под электронным документом, поскольку комментируемый Закон определения этого понятия не дает.

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» электронный документ представляет собой документированную информацию, представленную в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Электронный документ создается, хранится и используется с использованием средств вычислительной техники. Информация, содержащаяся в таком документе и предназначенная для обработки с использованием средств вычислительной техники, должна быть представлена в форме, пригодной для восприятия человеком.

При составлении, хранении, изменении и передаче электронного документа в качестве способа, позволяющего достоверно идентифицировать составителя электронного документа, отправителя электронного документа, автора изменений, внесенных в электронный документ, и получателя электронного документа, используется электронная цифровая подпись в соответствии с действующим законодательством.

Электронные документы могут создаваться физическими и юридическими лицами в виде обращений, заявлений, жалоб, а также иных прилагаемых к ним документов: удостоверений личности, доверенностей, документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, учредительных документов, свидетельств о регистрации, лицензий, сертификатов и иных документов. Кроме того, электронными документами могут быть официальные документы органов исполнительной власти — документы, содержащиеся в официальных информационных ресурсах (нормативные документы, распорядительные документы, иные ранее созданные официальные информационные ресурсы правового или административного характера), документы, создаваемые в результате деятельности органов и организаций (поручения, заключения, справки, согласования, протоколы, решения, копии, уведомления и иные документы), в том числе ответы на обращения в смысле комментируемого Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в том же порядке, что и иные письменные обращения, т.е. в порядке, установленном ст. 10 (см. комментарий к ст. 10).

Электронный документ содержит реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Несколько отличается обязательный перечень сведений, которые гражданин должен указать в обращении, поданном в виде электронного документа:

— фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

— адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Указание иных сведений не является обязательным. Заметим, что зачастую для направления обращения на сайт государственного органа, учреждения или организации по сети Интернет гражданину чаще всего требуется предварительная регистрация, в ходе которой у него могут быть запрошены и иные сведения.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В некоторых случаях заявители должны представлять электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью. Это требуется тогда, когда обращение имеет целью выполнение органом, учреждением или организацией юридически значимого действия (например, такого как регистрация недвижимого имущества). Использование электронного документа вместо бумажного в данном случае приводит к сокращению времени подготовки документа, выдаваемого заявителям в режиме «одного окна» (см.: Постановление правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. N 249-ПП «Об утверждении Порядка работы органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы с электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью»).

Электронные документы могут направляться с помощью информационных телекоммуникационных систем в виде электронного письма, заполнения формы на официальной интернет-странице какого-либо органа. Также практика показывает действенность еще одной формы электронного обращения — записи в блоге должностного лица.

К числу таких информационных систем, в первую очередь, относятся телекоммуникационные сети (Internet, Fidonet и другие сети, обеспечивающие доступ неограниченному кругу лиц). В настоящий момент все государственные органы и органы местного самоуправления имеют сайты в сети Internet, а также почтовые ящики электронной почты, на которые гражданами могут подаваться по сетям обращения. Начало создания государственными органами своих сайтов связано с принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». В 2009 г. в целях развития системы электронного доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, был принят Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Во исполнение положений данного Федерального закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65) отмечалось, что использование информационных и телекоммуникационных технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения. По результатам реализации Программы были созданы и введены в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности: многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (пока не везде), единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

В настоящее время большое внимание на государственном уровне уделяется развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг на основании Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Основными направлениями деятельности на период до 2016 г. в Концепции определены:

— оптимизация процедур предоставления услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

— совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг.

В этом контексте можно говорить о стремлении законодателя упростить процедуру обращения граждан с заявлениями о получении услуг от органов власти, учреждений и организаций, выполняющих публичные функции.

Концепция ориентирована на повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с органами государственной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и иными организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание, при получении услуг.

Положения названной Концепции определяют, что гражданину должны быть по его выбору доступны следующие способы и формы взаимодействия с органами (организациями), предоставляющими услуги:

— очное обращение в территориальное подразделение органа (организации), предоставляющего услуги, или многофункциональные центры предоставления услуг;

— обращение в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи через единый портал или региональные порталы государственных услуг, официальные сайты органов (организаций), предоставляющих услуги;

— обращение по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений;

— обращение посредством почтовой (курьерской) связи и др.

Официальные интернет-сайты органов власти, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций являются дополнительным средством для обеспечения возможности обращения граждан в те или иные органы власти, учреждения, организации. Обращения граждан, направленные по электронной почте через официальный интернет-сайт и поступившие в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению. Информация о персональных данных граждан, направивших обращения в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

На официальных интернет-сайтах размещаются акты нормативного или рекомендательного характера, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан, поступающих по электронной почте через официальный интернет-сайт. В качестве примера назовем Порядок рассмотрения обращений граждан, поступающих по электронной почте через официальный интернет-сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утв. Приказом Ространснадзора от 14 июня 2007 г. N ГК-389фс.

Названный Порядок подлежит опубликованию на официальном сайте Ространснадзора www.rostransnadzor.gov.ru. Ответ на интернет-обращение направляется в письменной форме и в форме электронного сообщения при наличии адреса электронной почты.

Обращения, поданные по информационным системам общего пользования, должны рассматриваться в общем, предусмотренном комментируемым Законом порядке. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти закрепляет основы рассмотрения подобных обращений: для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

К примеру, обращение, направленное в форме электронного документа, направленное в Министерство труда и социального развития Ульяновской области в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать:

— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя;

— адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии почтовым отправлением. Обращение в форме электронного документа должно быть доступным для прочтения (см. п. 9.3 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения обращений граждан и организаций, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 2 ноября 2012 г. N 108-п). Иных особых требований к такому обращению не предъявляется.

Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

Министерствами для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и сообщающее о невозможности принять обращение при отсутствии этих реквизитов. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

Так, при поступлении интернет-обращения Минобрнауки России направляет уведомление о приеме обращения или о мотивированном отказе в рассмотрении, если заявителем указан адрес электронной почты, на этот адрес, после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением. Отказ в рассмотрении мотивируется: указанием автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа, поступлением дубликата уже принятого электронного обращения, некорректностью содержания, невозможностью рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

На обращения граждан, поступившие по информационно-телекоммуникационным сетям, ответы направляются по почтовому адресу, указанному в обращениях. Ответы на обращения граждан подписываются руководителями Министерства либо уполномоченными должностными лицами структурных подразделений Министерства (п. п. 11.9, 11.10 Регламента внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. Приказом Минобрнауки России от 5 мая 2012 г. N 377).

Указами Президента РФ утверждены перечни информации о деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти, которая в обязательном порядке должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Среди такой информации названа информация о работе с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

В частности, на интернет-сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации должны содержаться:

— порядок рассмотрения обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления;

— нормативные правовые акты, регулирующие вопросы рассмотрения обращений;

— порядок и время приема граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления;

— фамилии, имена, отчества руководителей структурных подразделений или иных должностных лиц МИД России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления и обеспечение рассмотрения их обращений;

— адрес электронной почты и номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера;

— обзоры обращений граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления;

— обобщенная информация о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах (см.: Указ Президента РФ от 10 августа 2011 г. N 1062 «Об утверждении Перечня информации о деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).

  1. В Правительстве Российской Федерации была проделана большая работа по разработке правил приема обращений граждан через официальный сайт Правительства. Предлагаемый «Порядок рассмотрения обращений граждан, направленных через официальный сайт Правительства Российской Федерации» расположен на самом интернет-ресурсе Правительства http://archive.government.ru/online/ <60>. Согласно ему официальный сайт Правительства Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Правительство Российской Федерации.

———————————

<60> См.: http://www.government.ru/online/.

 

Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Правительства Российской Федерации, обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации.

Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те федеральные органы исполнительной власти, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов, о чем автору направляется по электронной почте официальное уведомление.

Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерации оставляет за собой право в установленном порядке уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.

Ответ на обращение (запрос) направляется заявителю, как правило, в электронном виде.

Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Размер текста запроса не должен превышать 5000 символов.

Любое лицо имеет право направить в электронном виде обращение Президенту РФ на его официальный сайт http://www.letters.kremlin.ru/.

Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт Президента России, поступают на рассмотрение в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

Перед отправкой электронного обращения требуется корректно заполнить анкету. Ответ автору обращения направляется одним из двух способов по его выбору: либо в форме электронного документа, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) и адрес электронной почты (e-mail), либо в письменной форме, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты (e-mail) и почтовый адрес.

Уведомление автору о ходе рассмотрения его обращения направляется в электронном виде по адресу электронной почты (e-mail), указанному в анкете. Размер электронного обращения не может превышать предельно допустимого объема информации — 2 тысячи знаков. Обращение может содержать вложенные документы и материалы в электронной форме в виде одного файла без архивирования, размером не более 5 Мб и определенных форматов.

Обращение, адресованное Президенту РФ и Администрации Президента РФ, не принимается к рассмотрению в следующих случаях:

— в нем содержится нецензурная лексика, оскорбительные выражения;

— текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;

— указан неполный или недостоверный почтовый адрес;

— обращение не адресовано Президенту России или Администрации Президента России;

— обращение не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений.

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных. В «Личном кабинете» автору предоставляется возможность отслеживать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ, и запросов, касающихся их деятельности. В «Личном кабинете» размещаются данные с момента регистрации автора на информационном ресурсе «Личный кабинет» в разделе «Обращения» на официальном сайте Президента Российской Федерации в сети Интернет.

Возможности направления обращений в электронной форме постоянно расширяются и совершенствуются. Так, в тестовом режиме работают версии раздела «Обращения» для доступа с мобильных средств связи и PDA-устройств по адресу pda.letters.kremlin.ru.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code