Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

Комментарий к статье 3  ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

 

  1. До 2 мая 2006 г. правоотношения по рассмотрению обращений граждан регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Законом СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Однако нетрудно заметить, что с момента принятия данных нормативных актов прошел слишком большой период времени, изменились социально-политические условия в стране, существенно возрос бюрократический аппарат. Все это указывало на назревшую необходимость принятия нового нормативного акта. С принятием 2 мая 2006 г. Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан…» все указанные нормативные акты были признаны недействующими.

Статья 3 комментируемого Закона закрепляет источники правового регулирования в рассматриваемой сфере.

  1. К источникам регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан относятся: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, комментируемый Федеральный закон и иные федеральные законы.
  2. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции).
  3. Верховный Суд в абз. 2 ч. 2 Постановления Пленума Верховного Суда N 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» <23> установил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

———————————

<23> Постановление Пленума Верховного Суда N 8 от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

 

— когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

— когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующим Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Большое значение для обеспечения равноправия лиц в сфере реализации права на обращения имеют положения ст. 62 Конституции: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

  1. Статьей 15 Конституции РФ устанавливается приоритет норм международного права над национальными. В соответствии с ч. 4 указанной статьи общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, наглядно проявляется тенденция, отмеченная в 1984 г. Г.И. Курдюковым: «В области внутригосударственной компетенции происходит регулирование соотношения международного и национального права, создается своего рода правореализующий оптимум, то есть совокупность таких условий и положений, которые не допускают разрыва между обеими системами права» <24>.

———————————

<24> Курдюков Г.И. Реализация норм международного права в сфере внутригосударственной компетенции // Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. Свердловск, 1984. С. 25.

 

  1. Однако международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием Российской Федерации. Вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации, Бюллетене международных договоров, «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в сборниках международных договоров СССР. Международные договоры государств — участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1993 N 11 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»). Однако ст. 30 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» содержит более ограниченный перечень изданий, в которых должны быть опубликованы международные договоры РФ. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, должны быть официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации. С представлением об опубликовании выступает Министерство иностранных дел Российской Федерации. Иные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Относительно опубликования международных договоров Российской Федерации межведомственного характера решения должны приниматься федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, от имени которых заключены такие договоры. Публикация производится в официальных изданиях этих органов.

  1. Следует отметить такой важный документ, как Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН). Согласно ст. ст. 8, 9 Декларации каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, на реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает, в частности, право, индивидуально и совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод. При осуществлении прав человека и основных свобод, включая поощрение и защиту прав человека, упомянутых в Декларации, каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право на пользование эффективными средствами правовой защиты и на защиту в случае нарушения этих прав. С этой целью каждый человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, созданный на основании закона, рассчитывать на ее безотлагательное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа, в соответствии с законом, решение, предусматривающее меры по исправлению положения, включая любую надлежащую компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также право на принудительное исполнение этого решения или постановления без неоправданной задержки. С этой же целью каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет, в частности, право:

— в связи с нарушениями прав человека и основных свобод в результате политики и действий отдельных должностных лиц и государственных органов подавать жалобы или иные соответствующие обращения в компетентные национальные судебные, административные или законодательные органы или в любой другой компетентный орган, предусмотренный правовой системой государства, которые должны вынести свое решение по данной жалобе без неоправданной задержки;

— присутствовать на открытых слушаниях, разбирательствах и судебных процессах с целью сформировать свое мнение об их соответствии национальному законодательству и применимым международным обязательствам и принципам;

— предлагать и предоставлять профессиональную квалифицированную правовую помощь или иные соответствующие консультации и помощь в деле защиты прав человека и основных свобод.

С этой же целью и в соответствии с применимыми международными договорами и процедурами каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, на беспрепятственный доступ к международным органам, обладающим общей или специальной компетенцией получать и рассматривать сообщения по вопросам прав человека и основных свобод, а также поддерживать с ними связь.

Государство проводит незамедлительное и беспристрастное расследование или обеспечивает проведение расследования всякий раз, когда имеются разумные основания полагать, что на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, произошло нарушение прав человека и основных свобод.

  1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.), декларируя основные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, создает два юрисдикционных органа, в которые граждане могут обращаться в случае нарушения их прав: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Для обращения в Европейскую комиссию по правам человека необходимо, чтобы были исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутреннего решения. Европейский суд по правам человека может принять дело к рассмотрению только после того, как Комиссия удостоверится в безрезультатности усилий по дружественному урегулированию дела, и в течение трехмесячного срока.
  2. Кроме многосторонних договоров и соглашений, нормы, касающиеся деятельности средств массовой информации, содержатся и в двусторонних актах, заключенных Россией с другими государствами.
  3. Среди федеральных конституционных законов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере, в первую очередь необходимо назвать Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Данный Закон определяет порядок назначения на должность, принципы деятельности и компетенцию, а также порядок освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно ч. 1 ст. 16 данного Закона Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
  4. Среди федеральных законов, обеспечивающих реализацию гражданами права на обращение, в первую очередь выделяются кодифицированные нормативные акты: Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные нормативные акты регламентируют право граждан на обращение за судебной защитой, а также закрепляют форму рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
  5. В сфере иных законов большое значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», закрепляющий основы прав граждан на обращение в суд с жалобой на неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, которыми нарушены его права и свободы.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе отношения, связанные с направлением и получением ответов на запросы. Под запросами в названном Законе понимаются обращения пользователя информации в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.

Действие указанного Закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Закон дополняет нормы комментируемого Закона о порядке рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.

  1. Порядок обращения граждан в органы прокуратуры РФ определяет Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Как верно отмечалось многими учеными, прокуратура является особой инстанцией, точнее, целой структурой государственных органов, специально созданных для обеспечения законности и правопорядка и не входящих в структуру организации, допустившей нарушение прав и свобод человека и гражданина. В прокуратуру можно и нужно обращаться на любом этапе борьбы с чиновничьим произволом <25>.

———————————

<25> См.: Кулюхин С.Г. Как правильно оформить жалобу // Гражданин и право. 2001. N 4. С. 10.

 

  1. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Основного Закона Российской Федерации (Конституции) законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  2. Поскольку Российская Федерация признала себя преемником Союза Советских Социалистических Республик, для нее остаются в силе (в части, не противоречащей действующему законодательству) нормативные акты СССР и РСФСР.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Своего значения данный документ не утратил и по настоящий момент. Статья 21 данного нормативного акта закрепляет право граждан РСФСР направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

  1. Среди наиболее важных подзаконных нормативных актов следует указать регламенты различных министерств и ведомств, утвержденные приказами соответствующих органов (см., например: Приказ Минюста России от 27 января 2010 г. N 8 «Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 5 мая 2012 г. N 377 «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации», а также Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»). Указанными Регламентами кроме иных вопросов утвержден и порядок работы с обращениями граждан, приема граждан.
  2. Приказами отдельных министерств и ведомств были также утверждены инструкции по работе с обращениями граждан (например, см.: Приказ МИД России от 26 апреля 2012 г. N 6199 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок»; Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; Приказ ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»; Приказ ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности» и др.

Инструкции нацелены на обеспечение единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан в том или ином министерстве или ведомстве. В инструкциях устанавливаются общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан. Работа по рассмотрению и разрешению обращений должна быть подчинена решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе, к компетенции которого относится решение вопроса

  1. Часть 2 комментируемой статьи допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов по вопросам защиты прав граждан на обращение. Основное требование к нормативным актам субъектов Российской Федерации — они могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральным законом, но не снижать уровень защищенности конституционного права граждан.
  2. После вступления в силу комментируемого Закона в субъектах РФ были предприняты законодательные меры по приведению нормативных актов, регулирующих работу с обращениями граждан, в соответствие с Федеральным законом. Надо отметить, что в ряде субъектов РФ действуют законы об обращениях граждан (т.е. те, в наименовании которых прямо указано «Об обращениях граждан…»), но немало и тех субъектов РФ, где приняты законы, направленные на предоставление дополнительных гарантий реализации прав граждан на обращение (наименование которых обычно звучит как «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение» или иным подобным образом).

К таким актам можно отнести, например:

— Закон Пензенской области от 28 декабря 2012 г. N 2327-ЗПО «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области», в преамбуле которого прямо указано, что он определяет порядок рассмотрения обращений граждан РФ, объединений граждан, в том числе юридических лиц, органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления в Пензенской области, государственными, муниципальными учреждениями и иными организациями в Пензенской области, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами, а также устанавливает дополнительные гарантии права граждан и организаций на обращение. Одной из значимых гарантий права на обращение названо информирование граждан и организаций о возможности подачи обращений в органы и учреждения, которое заключается в возложении на органы и учреждения обязанности доводить до сведения граждан и организаций почтовые адреса, номера телефонов, телефаксов, официальные электронные адреса (сайты) для направления обращений по информационным системам общего пользования (ст. 2). В ст. 5 названного Закона содержатся дополнительные гарантии, такие как безотлагательное рассмотрение некоторых требующих немедленного реагирования обращений граждан и организаций, а также первоочередной личный прием;

— Закон Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления», который устанавливает в качестве дополнительных гарантий направление письменного ответа на коллективное обращение граждан лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя от коллектива граждан, подписавших обращение; определяет категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием, такие как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; ветераны и инвалиды боевых действий; инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов; беременные женщины; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет;

— Закон Ростовской области N 656-ЗС от 08.09.2006 «Об обращениях граждан»;

— Закон Томской области от 11 января 2007 года N 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления»;

— Закон Орловской области от 2 ноября 2013 г. N 1554-ОЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Орловской области», который устанавливает те же дополнительные гарантии права граждан и организаций на получение письменного ответа на коллективное обращение, что и Закон Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО, а также право на внеочередной личный прием в дни и часы, установленные для личного приема, для следующих категорий граждан: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; инвалиды I и II групп, в том числе с сопровождающими их лицами; лица, удостоенные звания «Почетный гражданин Орловской области»; родители (иные законные представители) ребенка-инвалида; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; беременные женщины; граждане старше 70 лет; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет. Законом установлено, что в случае, если правом на первоочередной личный прием обладают одновременно несколько граждан, прием указанных граждан проводится в порядке их явки; при личном приеме граждане «льготной» категории предъявляют документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, подтверждающий их право на первоочередной личный прием;

— Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. N 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае», которым установлено, что при рассмотрении письменного обращения государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, или должностным лицом гражданин дополнительно имеет право запрашивать информацию о дате и номере регистрации обращения; получать письменный мотивированный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов; устанавливает дополнительные гарантии по срокам рассмотрения обращений. Так, рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения. Государственный орган, орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, должностное лицо вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан. Обращения депутатов представительных органов, связанные с обращениями граждан и не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, должностными лицами безотлагательно, но не позднее 15 дней.

К сожалению, с вступлением в силу комментируемого Федерального закона и отменой или капитальным изменением законодательства субъектов РФ в рассматриваемой области многие положительные наработки местного законодательства были утрачены.

  1. Многие вопросы, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются не специальными законами, а конституциями и уставами субъектов Федерации, например:

— Устав города Москвы (от 28 июня 1995 г.), ст. 65 которого провозглашает право каждого гражданина или группы граждан обращаться в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления или к их должностным лицам; обращение рассматривается в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными правовыми актами города Москвы и местного самоуправления, после чего на обращение дается ответ по существу вопроса;

— Устав (Основной закон) Амурской области от 13 ноября 1995 г. N 40-ОЗ;

— Устав (Основной закон) Томской области, принятый решением Томской областной Думы от 26 июля 1995 г. N 136, согласно ст. 26 которого граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии с действующим законодательством имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти области и органы местного самоуправления. При этом письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения, если иное не предусмотрено законом. В исключительных случаях в соответствии с федеральным законом указанный срок может быть продлен;

— Устав Архангельской области, принятый Архангельским областным Собранием депутатов, решением от 23 мая 1995 г. N 36, согласно ст. 17 которого гражданам обеспечивается право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в Архангельское областное Собрание депутатов, губернатору Архангельской области, в правительство Архангельской области, иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области, другие государственные органы Архангельской области, органы местного самоуправления и должностным лицам. При этом соответствующие органы и должностные лица обязаны дать ответ на обращение гражданина в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом. Дополнительные гарантии реализации права граждан на обращение устанавливаются областным законом и иными нормативными правовыми актами Архангельской области;

— Устав Краснодарского края;

— Устав Курганской области от 16 декабря 1994 г. N 1 и др.

Следует также отметить такое достоинство Устава (Основного закона) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС, как установление запрета на воспрепятствование гражданину в реализации своего конституционного права на обращение. Согласно ч. 2 ст. 15 Устава, должностные лица органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления не вправе препятствовать обращению лица с заявлением или жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления, международные организации, осуществляющие защиту прав человека, а также в национальные и международные общественные организации и средства массовой информации. Каждому гарантируется право на защиту его прав и свобод посредством обращения в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в соответствии с их компетенцией; в прокуратуру, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы; к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае; в иные органы государственной власти Алтайского края и органы местного самоуправления.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code