Статья 2. Право граждан на обращение

Комментарий к статье 2  ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

  1. По сути, часть 1 комментируемой статьи дублирует положения статьи 33 Конституции Российской Федерации. Еще статья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) указывала, что каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Американская конвенция о правах человека (Россия не участвует) (заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969) дополняла указанные выше положения обязанностями государств-участников:

— гарантировать, чтобы любое лицо, требующее таких средств судебной защиты, имело на это право, установленное компетентными властями, предусмотренное правовой системой государства;

— развивать возможности юридической защиты;

— гарантировать проведение в жизнь компетентными властями предоставленных средств защиты.

По своей сути, право на обращение можно рассматривать в двух содержательных значениях. Во-первых, право на обращение — это один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Во-вторых, право на обращение — это одна из форм реализации народовластия. Граждане, обращаясь с предложениями, гражданской инициативой, могут участвовать в принятии решений государственными и муниципальными органами. Кроме того, обращения граждан можно назвать формой обратной связи власти и общества.

В работе с обращениями и при приеме посетителей должна соблюдаться высокая культура обращения с гражданами, уважительное отношение к их запросам и мнениям. При этом необходимо исключить случаи формального рассмотрения обращений.

Обратим внимание, что равные права на личные обращения, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений имеются как у отдельных граждан, так и у объединений граждан, в том числе юридических лиц. Эти права также являются равными как при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, так и в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Особое внимание может уделяться обращениям, поступившим от инвалидов и участников Великой Отечественной войны, как, например, это прямо предусмотрено в п. 1.2 Инструкции по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и подведомственных организациях (утв. Приказом Роспатента от 2 ноября 2006 г. N 233/Л). Однако это вовсе не означает преференций и неравенства одних граждан перед другими и принципу равенства не противоречит.

  1. Комментируемая статья закрепляет две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений. На наш взгляд, письменная форма обращения более эффективна. Ведь, как отмечал Л.И. Ратнер, она более «выразительная отрицательная оценка действий должностного лица, которая «сохраняет непосредственное выражение взгляда на вещи самого жалобщика, его аргументацию, собственную оценку имевшего место факта, непосредственно выраженные эмоции» <17>. Проект Федерального закона «Об обращениях граждан» <18> допускал также телефонные обращения. Руководители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления организуют функционирование специальных телефонов для приема обращений граждан (телефоны «горячей линии»).

———————————

<17> Ратнер Л.И. Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалоб трудящихся // Советское государство и право. 1959. N 9. С. 56.

<18> Федеральный закон «Об обращениях граждан» (проект) // Российская юстиция. 2004. N 6.

 

Объявления о номерах таких телефонов и времени приема по ним обращений помещаются в общедоступных местах и публикуются в местных средствах массовой информации.

При поступлении телефонных обращений их содержание заносится в специальный пронумерованный, прошнурованный и опечатанный журнал с указанием времени поступления обращения и данных о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон).

Обращения анонимных заявителей фиксируются только в том случае, если в обращении содержится важная, общественно значимая информация.

В журнале делается отметка о принятом по телефонному обращению решении, о чем сообщается заявителю в письменной форме или по телефону (ст. 8 проекта).

Действующий Закон кроме простой письменной формы обращения допускает форму электронного документа. Подобное нововведение связано с развитием системы электронных приемных и активизацией внедрения компьютерных технологий в деятельность государственных структур. При этом, как правило, в качестве электронного документа может выступать и электронное письмо, и заполненная электронная форма, предлагаемая на сайте соответствующего органа.

Рассмотрим в качестве показательного примера подачу документов в арбитражные суды в электронном виде. Такая возможность подачи документов реализуется посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Лицам, участвующим в деле, разрешается как представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, так и заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Как следует из Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде (утв. Постановлением Пленума ВАС от 8 ноября 2013 г. N 80), лицу необходимо зарегистрироваться в системе «Мой Арбитр», размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (https://my.arbitr.ru/#index). Лицо, зарегистрированное в системе подачи документов посредством создания своей учетной записи, образующей «Личный кабинет», признается пользователем системы подачи документов.

К представляемым документам предъявляется ряд требований. Так, для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования, размер файла не должен превышать 10 Мб.

Исковое заявление (заявление), отзыв на исковое заявление (заявление), встречный иск, заявление о вступлении в дело, ходатайство, жалобу и другие документы, составляемые для обращения в суд, в целях обеспечения возможности их свободного прочтения в дополнение к отсканированному файлу соответствующего документа рекомендовано загружать в текстовом формате (шрифт 14 Times New Roman, полуторный интервал).

В электронном виде могут, к примеру, подаваться исковые заявления, заявления, отзывы на исковое заявление (заявление), встречные иски, заявления о вступлении в дело, ходатайства.

В п. 1 параграфа 1 названного выше Порядка подачи документов пользователь системы подачи документов самостоятельно осуществляет выбор вида обращения. Он вправе направить исковое заявление (ст. 125 АПК РФ); заявление о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 193 АПК РФ); заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ст. 199 АПК РФ); заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 209 АПК РФ); заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 237 АПК РФ); иной вид обращения из утвержденного списка. Также из списка арбитражных судов субъектов РФ пользователь выбирает арбитражный суд, в который он намерен подать исковое заявление (заявление). После этого пользователю необходимо загрузить в систему соответствующие файлы.

В случае если при обращении в арбитражный суд первой инстанции документы были представлены в электронном виде, они не возвращаются заявителю, в определении о возвращении искового заявления (заявления) делается отметка о том, что документы были поданы в электронном виде.

Между тем, действующее законодательство некоторых субъектов РФ разработке вопросов форм обращения уделяет больше внимания. Так, Областной закон Ростовской области от 8 сентября 2006 г. N 656-ЗС «Об обращениях граждан» допускает обращение граждан в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телефаксу, телеграфу, информационным системам общего пользования. Административный регламент рассмотрения обращений граждан в правительстве Саратовской области (приложение к распоряжению губернатора Саратовской области от 22 июня 2010 г. N 470-р) содержит подробные требования к таким формам обращений, как письменное обращение, обращение, поступившее в форме электронного документа, обращение, поступившее по «телефону доверия губернатора», обращение при личном приеме.

В частности, письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа исполнительной власти Саратовской области, которому адресовано письменное сообщение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, изложение сути предложения, заявления или жалобы, личную подпись заявителя и дату. Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. При этом гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. К письменному обращению тоже могут прикладываться подтверждающие документы.

При приеме обращения, поступившего по «телефону доверия губернатора», со слов заявителя в регистрационную карточку вносятся его фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, контактный телефон заявителя (при наличии), краткое содержание сути обращения.

При личном приеме гражданином предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, с которого в карточку личного приема вносятся данные гражданина с его согласия, включающие его фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес регистрации (при наличии). В карточку личного приема также вносится контактный телефон заявителя (при наличии), содержание устного обращения.

Согласно ч. 5 раздела 1 Регламента, работа с обращениями включает прием, регистрацию, учет, рассмотрение письменных и устных обращений, поступивших по почте, телеграфу, факсу, в ходе личного приема, на «телефон доверия губернатора» и по информационным системам общего пользования.

  1. Закон допускает как индивидуальные (исходящие от одного лица), так и коллективные (исходящие от группы лиц) обращения.

Индивидуальные обращения могут предусматривать особый порядок их приема для отдельных категорий лиц. Так, право на внеочередной личный прием может быть закреплено законами субъектов РФ и органов местного самоуправления для таких граждан, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; ветераны и инвалиды боевых действий; инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов; беременные женщины; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет. Зачастую руководители государственных органов, органов местного самоуправления могут определять дополнительные категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием.

В соответствии со ст. 65 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления или к их должностным лицам. Таким образом, несмотря на отсутствие терминов «индивидуального» и «коллективного» обращения, по сути, речь идет именно об этих двух разновидностях. Кроме того, в Уставе города Москвы употребляется понятие «петиция», которое имеет ту же правовую природу, что и обращение. Жители города Москвы осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Следовательно, петиции можно отнести к коллективным обращениям, имеющим своим содержанием законодательную инициативу граждан.

Обращение в виде петиции не просто имеет коллективный характер, но и ограничивается минимальным числом граждан-инициаторов.

Петиция вносится от имени не менее 50 тысяч жителей города Москвы в порядке, установленном Законом г. Москвы от 11 декабря 2002 г. N 64 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве».

Вносимый в порядке гражданской законодательной инициативы проект закона города Москвы может содержать только вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ и города Москвы либо в ведении города Москвы, и не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод. Проект закона города Москвы, вносимый в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы, не должен содержать, в частности, вопросы о персональном составе органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления; о принятии или изменении бюджета города Москвы, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обязательств города, административного округа, района; о территориальном делении города Москвы; о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; некоторые другие, прямо названные в ст. 1 Закона. Для подачи петиции формируется и регистрируется инициативная группа по выдвижению и реализации права гражданской законодательной инициативы, проводится сбор подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы. Затем проводится регистрация гражданской законодательной инициативы в городской Думе и рассмотрение Думой проекта закона города Москвы, внесенного в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы.

Коллективным обращением называется обращение двух или более лиц, в том числе обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.

Кроме того, обращения можно классифицировать на первичные и повторные. Первичным считается обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе, учреждении или организации либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся в данный орган, учреждение или организацию по уже рассматривавшемуся вопросу. Повторным называется обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в тот или иной орган, учреждение либо организацию, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения.

В комментируемом Законе понятия «первичное обращение» и «повторное обращение» не употребляются. Однако они встречаются в иных нормативных актах, в частности в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. N 45.

  1. Право на обращение подразумевает и обязанность адресата рассмотреть и соответствующим образом отреагировать на него. Как верно отметил Ю.А. Тихомиров: «Для деятельности гражданина в публично-правовой сфере характерно осуществление прав и свобод путем самореализации через публичные институты. В отличие от норм частного права, предоставляющих гражданину возможность самому реализовать свое право в допускаемых легальных формах, здесь всегда возникают двусторонние отношения. Одной стороной всегда выступает субъект властных отношений, на которого законом возложена обязанность содействовать осуществлению прав, свобод граждан и быть гарантом» <19>. Закон Саратовской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовской области» вообще вменял в обязанность всем органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 3 Закона). Ныне действующий Закон Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» содержит существенные гарантии реализации права граждан на обращение и гарантии рассмотрения обращений. Правда, его действие в основном распространяется на письменные и коллективные обращения.

———————————

<19> См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 133.

 

Так, к числу дополнительных гарантий права граждан на получение письменного ответа на коллективное обращение Закон Саратовской области от 29 июля 2010 г. N 142-ЗСО относит следующие: во-первых, направление письменного ответа на коллективное обращение граждан лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя от коллектива граждан, подписавших обращение; во-вторых, направление ответа по почтовому адресу одному из граждан, подписавших обращение, первому в списке обратившихся, если получатель ответа в коллективном обращении не определен; в-третьих, направление копии ответа каждому или нескольким лицам в случае, если просьба о направлении ответа выражена несколькими либо всеми гражданами, подписавшими коллективное обращение.

Адресатом обращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.

  1. Допустимо обращение в государственный орган любой ветви власти (законодательный, исполнительный, судебный), а также к любым государственным и межгосударственным институтам (Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека и т.д.). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции).
  2. В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Федерации.
  3. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. Специфика органов местного самоуправления заключается в большей информации о ситуации «на местах». В пределах своих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  4. К сожалению, определение должностного лица содержат лишь нормативные акты, предусматривающие ответственность за правонарушения должностных лиц (Уголовный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Однако определения должностного лица в данных Кодексах достаточно универсальны и применимы к иным правоотношениям, в том числе и рассматриваемым нами. Поэтому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что комментируемый Закон, давая определения использованным в нем терминам, практически дублирует приведенное определение должностного лица (см. ч. 5 ст. 4 комментируемого Закона).

Многие должностные лица занимают государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ. Конституцией РФ, федеральными законами такие должности устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; конституциями (уставами), законами субъектов РФ — должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации представляет собой вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Таких категорий существует четыре: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Должности гражданской службы подразделяются на пять групп: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Согласно ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» государственным гражданским служащим города Москвы является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы города Москвы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета города Москвы. Государственные должности города Москвы — должности, установленные Уставом города Москвы, законами города Москвы для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Все лица, назначенные на должности государственной или муниципальной гражданской службы, являются должностными лицами, а значит, должны принимать обращения граждан в соответствии с кругом своих полномочий. Должностными лицами, на которых распространяется действие комментируемого Закона, также являются должностные лица организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих публично значимые функции.

  1. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет основные принципы реализации гражданами права на обращение. Принципы — это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Свободная реализация гражданином права на обращение означает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение. Свободное осуществление своего права непосредственно связано с добровольностью его осуществления. Никто не должен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам либо к отказу от обращения. Однако при реализации гражданином конституционного права в полной мере применим принцип недопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц. В юридической литературе можно встретить и другие принципы реализации права граждан на обращение: принцип предсказуемости и принцип пропорциональности (соразмерности). Принцип предсказуемости заключается в логичной и последовательной правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти, соответствии этой деятельности концепции правового государства. Принцип пропорциональности (соразмерности) означает возможность ограничения прав и свобод личности в строго исключительных случаях, при условии, что такие ограничения не являются чрезмерными <20>.

———————————

<20> См., например: Тихомиров Ю.А., Васильева С.В., Виноградов В.А., Егорова Е.Ю., Экштайн К. О проекте Федерального закона об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления // Законодательство и экономика. 2002. N 9.

 

Следует положительно отметить регламентацию принципов деятельности по рассмотрению обращений граждан в Областном законе Томской области от 11 января 2007 г. N 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления». В соответствии со ст. 3 этого Закона основными принципами деятельности по рассмотрению обращений граждан являются гласность, доступность, своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан, законность и обоснованность принимаемых по обращениям граждан решений, принятие в пределах компетенции государственными органами Томской области и органами местного самоуправления исчерпывающих мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, устранение причин, порождающих указанные нарушения.

Также подробно закреплены основные принципы реализации права граждан на обращение в Законе Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. N 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан». Согласно ч. ч. 2 — 4 ст. 1 Закона граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к использованию или неиспользованию права на обращение либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Запрещаются любые формы ограничения права граждан на обращение в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям <21>.

———————————

<21> См.: http://www.gsrb.ru/MainLeftMenu/ZakonoTvorch/Zakoni/391-2006.php.

 

  1. Согласно части третьей комментируемой статьи рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. Так, статья 18 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

В ч. 3 ст. 1 уже упомянутого выше Закона Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. N 391-з содержится положение о том, что «рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно». Аналогичная норма включается в тексты многих законов субъектов РФ, регламентирующих вопросы о порядке рассмотрения обращений.

В этом плане в полной мере проявляется специфика исковых заявлений и иных жалоб в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а также некоторых других заявлений. По общему правилу при подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в предусмотренном законом размере. Регистрация сделок и многих иных юридических фактов также сопровождается уплатой госпошлины. Любое не предусмотренное законом взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться нарушением их прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, — взяткой.

В отличие от отечественного законодательства, в Италии жалобы и другие действия, связанные с ее рассмотрением, облагаются государственной пошлиной. Освобождение от пошлины или уменьшение ее размера допускаются лишь на основании мотивированного решения той инстанции, которая рассматривает жалобу <22>.

———————————

<22> См.: Рассмотрение жалоб граждан на действия органов управления и должностных лиц по законодательству зарубежных стран // Обзорная информация законодательства зарубежных стран. М., 1972. N 2 (75). С. 45.

 

  1. Проект Федерального закона «О гарантиях прав граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации» содержал более конкретные нормы, позволяющие устранить излишний бюрократизм и иные необоснованные препятствия на пути реализации гражданами права на обращение. Согласно ч. 3 ст. 14 проекта, при приеме и рассмотрении заявлений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях предлагалось не допускать возложения на граждан не предусмотренных законом обязанностей или ограничение возможности реализации их прав, в частности, не допускаются требования:

— представления документов, не предусмотренных нормативным правовым актом, предоставляющим гражданину право, на реализацию которого направлено заявление, например, как зачастую это происходит сейчас — предоставление справки о выплате долга по исполнительному производству при регистрации автомобиля;

— исполнения гражданином обязанностей, не связанных с заявлением, если это не предусмотрено федеральным законом. Так, известны факты использования обращения гражданина с каким-либо заявлением для истребования долгов по исполнительным производствам;

— реализации гражданином своего права только при условии реализации иных не связанных с ним прав, если это не предусмотрено федеральным законом, например, различные ТСЖ и ДЕЗы часто используют обращение гражданина в целях получения какой-либо справки для навязывания совершения отдельных правоустанавливающих действий (в частности, заключения договоров на коммунальное обслуживание);

— уплаты сборов, не предусмотренных федеральным законом;

— оплаты услуг по оформлению документов, проведению проверок и экспертиз, иных услуг, связанных с рассмотрением заявления, если оплата этих услуг не установлена федеральным законом;

— снятия копий с документов, если это не предусмотрено федеральным законом. Так, в частности, при регистрации автотранспорта могут требовать снятия копий с квитанций об оплате пошлины;

— обязательного заключения договоров, связанных с рассмотрением заявления, если в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации подобные договоры заключаются в добровольном порядке;

— обязательного использования гражданином при подаче заявлений бланков и иных типовых форм, выдаваемых органом или организацией, если это не предусмотрено федеральным законом. Так, часто при регистрации купли-продажи автомобиля требуют заключения договора купли-продажи через определенную коммерческую организацию, функционирующую при МРЭО, между тем, по сути, простая письменная форма договора, которая составляется в данной организации, вполне может быть подготовлена сторонами сделки и самостоятельно. Однако самостоятельно подготовленный договор при постановке автомобиля на учет вряд ли будет допущен;

— совершения гражданином иных действий, не предусмотренных нормативным правовым актом, устанавливающим порядок рассмотрения заявлений.

К сожалению, законодатель, вероятно, избегая излишней конкретизации, не включил указанные нормы в окончательную редакцию комментируемого Федерального закона.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code