Комментарий к статье 4

Статья 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» регулирует требования, предъявляемые к банкам для участия в системе страхования вкладов. Таких требований статьей 44 предусмотрено четыре группы:

1) если учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

2) если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

3) если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;

4) если к банку не предъявляются меры ответственности, предусмотренные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; если нет оснований для отзыва у банка лицензии на основании ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; если к банку не предъявляются меры по предупреждению банкротства банков в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной в соответствии с ч. 4 ст. 45 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Согласно части 3 ст. 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Банком России установлено несколько групп показателей для оценки финансовой устойчивости банков. По каждой группе определяется обобщающий результат и выставляется оценка «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Физическая устойчивость признается Банком России достаточной, если по всем группам показателей результат является «удовлетворительным».

В целях реализации указанного положения Банком России было издано указание от 16.01.2004 N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».

Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:

1) группа показателей оценки капитала, включающая показатели оценки достаточности и качества капитала;

2) группа показателей оценки активов, включающая показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам, включая величину кредитных рисков на акционеров (участников) и инсайдеров;

3) группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, в т.ч. контроля над величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, в т.ч. системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма;

4) группа показателей оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом;

5) группа показателей оценки ликвидности, включающая показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков;

6) соблюдение банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Указанный п. 6 был введен для определения финансовой устойчивости банков Федеральным законом от 22.12.2008 N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации».

Комментируемый Закон внес в него изменения. Согласно редакции п. 6 ч. 4 ст. 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», раскрытию подлежала информация о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Указанное изменение находится в общем направлении изменений, заявленном комментируемым Федеральным законом. Закрепленный в ст. 1 комментируемого Закона подход к определению банковской группы и банковского холдинга через контроль и значительное влияние нашел свое отражение и в иных федеральных законах, в частности в Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Согласно третьей части ст. 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции комментируемого Закона) контроль и значительное влияние для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Полагаем, что стандартами МСФО можно руководствоваться не только для определения значительного влияния одного юридического лица на другое юридическое лицо, а также для определения значительного влияния физического лица на юридическое лицо. Более того, частью 3 ст. 64 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции комментируемого Закона) предусмотрено, что для определения контроля и значительного влияния заемщиков следует руководствоваться Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.

Не случайно в п. 1 Положения о порядке раскрытия на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки — участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, утвержденного Банком России 27.10.2009 N 345-П, указано, что контроль и значительное влияние определяется в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия», введенными в действие на территории Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июля 2012 г. N 106н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2012 г. N 25095.

В частности, Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», который введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н, дает определение контроля.

Инвестор обладает контролем над объектом инвестиций в том случае, если инвестор подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, а также возможность влиять на доход при помощи осуществления своих полномочий в отношении объекта инвестиций.

Таким образом, инвестор обладает контролем над объектом инвестиций только в том случае, если инвестор:

— обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций;

— подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода;

— имеет возможность использовать свои полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину дохода инвестора.

Инвестор должен рассмотреть все факты и обстоятельства при оценке того, обладает он контролем над объектом инвестиций или нет. Инвестор должен повторно оценить, обладает он контролем над объектом инвестиций или нет в том случае, если факты и обстоятельства указывают на изменения в одном или нескольких из трех элементов контроля, перечисленных выше оснований.

Для определения полномочий следует руководствоваться п. п. 10 — 14 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

Инвестор обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций, если у инвестора имеются существующие права, которые предоставляют ему возможность в настоящий момент времени управлять значимой деятельностью, т.е. деятельностью, которая оказывает значительное влияние на доход объекта инвестиций.

Полномочия являются результатом прав. В некоторых случаях оценка полномочий не вызывает затруднений, например, когда полномочия в отношении объекта инвестиций являются прямым результатом прав голоса, и только прав голоса, предоставленных долевыми инструментами, такими как акции, и может быть произведена посредством рассмотрения прав голоса, связанных с таким пакетом акций. В других случаях оценка будет более сложной и может потребовать рассмотрения нескольких факторов, например, если полномочия являются результатом одного или нескольких договорных соглашений.

Инвестор, имеющий возможность в настоящий момент времени управлять значимой деятельностью, обладает и полномочиями, даже если его права осуществлять руководство еще не были реализованы. Доказательство, что инвестор управлял значимой деятельностью, может оказаться полезным при определении того, обладает ли инвестор полномочиями, но такое доказательство само по себе не является решающим фактором при определении того, обладает ли инвестор полномочиями в отношении объекта инвестиций.

В случае если два или большее число инвесторов обладают существующими правами, которые предоставляют им возможность в одностороннем порядке управлять различными видами значимой деятельности, тот из инвесторов, который имеет возможность в настоящий момент времени управлять деятельностью, оказывающей наиболее значительное влияние на доход объекта инвестиций, обладает полномочиями в отношении объекта инвестиций.

Инвестор может обладать полномочиями в отношении объекта инвестиций, даже если другие предприятия имеют существующие права, предоставляющие им возможность в настоящий момент времени участвовать в управлении значимой деятельностью, например, если другое предприятие обладает значительным влиянием.

Однако у инвестора, который обладает лишь правами защиты, нет полномочий в отношении объекта инвестиций, и, следовательно, такой инвестор не контролирует объект инвестиций.

Для определения дохода следует руководствоваться п. п. 15 — 16 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность». Инвестор подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, если доход инвестора от участия в объекте инвестиций может варьироваться в зависимости от показателей деятельности объекта инвестиций. Доходы инвестора могут быть только положительными, только отрицательными или и положительными, и отрицательными.

Несмотря на то что только один инвестор может контролировать объект инвестиций, в доходах объекта инвестиций могут участвовать несколько сторон. Например, держатели неконтролирующих долей могут участвовать в прибыли или распределениях объекта инвестиций.

Инвестор обладает контролем над объектом инвестиций, если инвестор не только имеет полномочия в отношении объекта инвестиций, подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, но также и возможность использовать свои полномочия с целью оказания влияния на доход инвестора от участия в объекте инвестиций.

Для определения значительного влияния следует руководствоваться Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия», который введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.

Если предприятию прямо или косвенно (напр., через дочерние предприятия) принадлежит 20 или более процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие имеет значительное влияние, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. И наоборот, если предприятию прямо или косвенно (напр., через дочерние предприятия) принадлежит менее 20 процентов прав голоса в отношении объекта инвестиций, то считается, что предприятие не имеет значительного влияния, за исключением случаев, когда существуют убедительные доказательства обратного. Наличие крупного или контрольного пакета акций, принадлежащего другому инвестору, не обязательно исключает наличие у предприятия значительного влияния.

Наличие у предприятия значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих фактов:

— представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объектом инвестиций;

— участие в процессе выработки политики, в т.ч. участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;

— наличие существенных операций между предприятием и его объектом инвестиций;

— обмен руководящим персоналом;

— предоставление важной технической информации.

Одного из перечисленных оснований будет достаточно для признания существенного влияния на организацию.

Предприятие может владеть варрантами на акции, опционами на покупку акций, долговыми или долевыми инструментами, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, или другими аналогичными инструментами, которые в случае исполнения или конвертации могут обеспечить предприятию дополнительные права голоса или сократить права голоса другой стороны в отношении финансовой и операционной политики другого предприятия (т.е. потенциальные права голоса). Наличие и влияние потенциальных прав голоса, которые на текущий момент являются реализуемыми или конвертируемыми, включая потенциальные права голоса других предприятий, являются факторами, которые должны учитываться при оценке того, имеет ли предприятие значительное влияние. Потенциальные права голоса не являются реализуемыми или конвертируемыми на текущий момент, если они, например, не могут быть реализованы или конвертированы до определенной даты в будущем или до наступления определенного события.

Производя оценку того, приводят ли потенциальные права голоса к наличию значительного влияния, предприятие должно проанализировать все факты и обстоятельства (включая условия реализации потенциальных прав голоса и другие положения договора, рассматриваемые как по отдельности, так и в совокупности), которые влияют на потенциальные права, за исключением намерений руководства и финансовой возможности реализовать или конвертировать эти потенциальные права.

Предприятие утрачивает значительное влияние над деятельностью объекта инвестиций при утрате права участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики этого объекта инвестиций. Утрата значительного влияния может сопровождаться или не сопровождаться изменением абсолютных или относительных долей участия. Например, это может произойти в случае, если ассоциированное предприятие становится объектом контроля со стороны государства, судебного, административного или регулирующего органа. Это также может произойти в результате договора.

Согласно утвержденному порядку для размещения на официальном сайте Банка России информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, банк направляет в территориальное учреждение Банка России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), осуществляющее надзор за его деятельностью, следующие документы:

— заявление о размещении на официальном сайте Банка России информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, составленное по образцу приложения 1 Положения;

— список лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, составленный по образцу приложения 2 Положения;

— схему взаимосвязей банка и лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Территориальное учреждение Банка России проводит экспертизу представленных документов и не позднее 10 рабочих дней с момента получения документов от банка направляет в электронном виде в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение о соответствии представленной банком информации требованиям, установленным Положением. К заключению также прикладываются список лиц и схема связей.

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, получив заключение, в течение семи рабочих дней направляет представленную банком информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, в пресс-службу Банка России для размещения на официальном сайте Банка России.

Пресс-служба Банка России в срок не позднее 7 рабочих дней с момента получения данной информации обеспечивает ее размещение на официальном сайте Банка России (при обязательном наличии сноски: «Данная информация опубликована на основании представленной банком информации. Банк России не несет ответственности за достоверность публикуемой информации»).

Банк признается обеспечивающим доступность информации об указанных лицах неограниченному кругу лиц, если на сайте банка в сети Интернет или в официальном представительстве Банка России в сети Интернет размещена следующая информация об указанных лицах:

— фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства (наименование города, населенного пункта) — для физических лиц;

— полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование; место нахождения (почтовый адрес), основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице — резиденте, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.) — для юридических лиц.

Таким образом, после публикации указанной информации о лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится банк, на официальном сайте Центрального банка коммерческий банк считается выполнившим требование, предусмотренное п. 6 ч. 4 ст. 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в который вносятся изменения комментируемой ст. 4.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code