Комментарий к пункту 4 статьи 3

Мировой финансовый кризис в очередной раз показал всю важность и необходимость наличия эффективной системы управления рисками.

Основным требованием к управлению рисками является наличие всех компонентов системы управления рисками:

— документированные политика и руководство по управлению агрегированным риском и отдельными видами рисков;

— организационная структура системы управления рисками (централизованная или децентрализованная в зависимости от объемов операций; выделение функции внутреннего контроля рисков; участие операционных подразделений в оценке рисков; отделение ответственности за измерение, мониторинг и контроль рисков от ведения тех операций (основного бизнеса), в которых возникает риск; независимая линия отчетности высшему менеджменту о состояния рисков и т.п.);

— система распределения полномочий в управлении рисками; механизм принятия коллегиальных решений в случае пересечения зон ответственности или необходимости особого контроля над операциями;

— разрешенные с позиций принятых рисков виды сделок и операций, условия их совершения, виды финансовых инструментов;

— лимиты рисков, увязанные с пруденциальными нормами, установленными Банком России и другими регуляторами; система мер ответственности за соблюдение лимитов риска. Лимиты рисков должны устанавливаться в отношении агрегированных рисков, отдельных структурных видов рисков, отдельных структурных подразделений, отдельных лиц, совершающих сделки;

— иные методы снижения рисков (хеджирование, страхование, гарантирование, ограничение доступа, создание резервных мощностей и т.п.);

— методы оценки рисков, в т.ч. анализ чувствительности участника к рискам, сценарный анализ, стресс-тестирование (наихудшие сценарии, связанные с наступлениями риска);

— система информации и отчетности о состоянии рисков, в т.ч. в сопоставлении с лимитами, непрерывный мониторинг и внутренний контроль рисков во всех аспектах и концентрациях, имеющих материальное значение для брокера (дилера);

— порядок принятия решений по регулированию рисков, в т.ч. выдачи временных обязательных предписаний службой внутреннего контроля;

— непрерывная оценка эффективности системы управления рисками (верности принятых уровней рисков, адекватности лимитов, соответствия методов измерения рисков, адекватности политики и процедур с точки зрения изменения рыночных условий, персонала, технологии и т.д.);

— планы чрезвычайных действий, в т.ч. на случай пересечения различных видов рисков (порядок координации действий менеджмента; поддержание адекватной информации; четкое разделение обязанностей; обеспечение ведения операций в специальных случаях; механизмы восстановления и экстремальные источники поддержания операционной способности).

Для оценки рисков используются следующие методы:

  1. Расчет фактических показателей рисков, установленных Банком России, и сопоставление их с нормативами риска, определенными Банком России (если речь идет о банковских операциях на фондовом рынке).
  2. Экспертные оценки рисков, основанные на опросах экспертов (качественный анализ) и анализе финансово-хозяйственной деятельности субъектов, риски которых оцениваются (количественный анализ — системы раннего предупреждения, рейтинговые шкалы, балльные и др.). К этому же методу относится оценка концентраций рисков относительно индивидуальных контрагентов, групп контрагентов, регионов, отраслей, конкретных продуктов, поставщиков услуг для брокера (дилера), структурных подразделений, ведущих тот или иной вид профессиональной деятельности или обеспечивающих операции (бэк-офис и другие учетные подразделения, хранение ценностей, поддержка вычислительных сетей и др.), природных катастроф и бедствий, взаимосвязанных групп рисков.
  3. Статистические методы и математические модели.

Методы снижения рисков.

Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

— страхование;

— резервирование средств;

— диверсификация;

— лимитирование.

Страхование является одним из наиболее распространенных способов снижения рисков.

В общем случае страхование — это соглашение, согласно которому страховщик (к примеру, какая-либо страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (напр., хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Следовательно, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.

Сущность страхования состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, т.е. в распределении ущерба между участниками страхования.

Страхование бывает трех видов: личное, имущественное и страхование ответственности. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получили имущественное страхование и страхование ответственности.

Имущественное страхование — это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество различных видов (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция, поголовье, сельскохозяйственные угодья и т.п.) и имущественные интересы.

Наиболее часто имущество страхуется на случай уничтожения или повреждения в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, болезней, краж и т.п.

Одной из специфических форм страхования имущественных интересов является хеджирование — система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений курса валют, цен на товары, процентных ставок т.п. в будущем. Такими мерами являются валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.

Так, хеджирование с помощью опционов предусматривает право (но не обязанность) страхователя за определенную плату (опционную премию) купить заранее оговоренное количество валюты по фиксированному курсу в согласованный срок. Здесь стоимость опциона (опционная премия) представляет собой аналог страхового взноса.

Хеджирование, в отличие от традиционных договоров страхования, не всегда предусматривает выплату страхователем страховых взносов (страховой премии). Так, например, в случае форвардных операций, предусматривающих куплю-продажу валюты в заранее согласованную дату (в будущем) по фиксированному сторонами курсу, страхователь не несет никаких предварительных затрат. Здесь в качестве страхователя выступает так называемый спекулянт, который принимает на себя риск в надежде получить прибыль.

В последние годы все более широкое применение в предпринимательской деятельности находит страхование ответственности.

Страхование ответственности — это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами за причиненный им ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

Ответственность предпринимателя включает широкий спектр ситуаций — от его ответственности за непогашение кредитов до ответственности за экологическое загрязнение, причинение ущерба природе и жителям района от неправильной технологии своей деятельности.

Наряду со страхованием риска используются такие его разновидности, как сострахование и перестрахование.

Сострахование — такая форма страхования, при которой страхователь обращается к нескольким страховщикам, т.к. отдельные страховщики не располагают достаточными финансовыми средствами для покрытия дорогостоящих рисков.

Недостатком такого подхода является необходимость заключения договора страхования с разными страховщиками, как правило, по разным условиям и тарифам.

Этот недостаток сострахования устраняется посредством перестрахования, сущность которого состоит в том, что страховщик (страховая компания) принимает на себя ответственность по всей сумме страхования и уже от своего имени обращается к другому страховщику с предложением передать часть риска на ответственность последнего.

Еще одной из форм страхования является распределение риска (передача части риска) путем привлечения к участию в содержащем риск проекте более широкого круга партнеров или инвесторов.

Резервирование средств (самострахование), как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий, состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. Как правило, такой способ снижения рисков предпринимателя выбирается в случаях, когда, по его мнению, затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании.

В системе мер, направленных на снижение риска, важная роль принадлежит диверсификации.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. В большинстве литературных источников диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Вместе с тем, этот метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности — промышленном производстве, строительстве, торговле и др.

В страховом бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Так, страхование, например, урожая, строений и т.п. на небольшом пространстве (в случае наступления урагана и т.п.) может привести к необходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события.

Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения денежной политики и т.п.

Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска.

В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам — установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п.

Примером лимитирования является установление высшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превышение этой суммы влечет за собой отказ от страхования или использование таких форм, как сострахование или перестрахование.

Также одним из путей снижения риска является получение полной информации. При более доступной информации потребители могут сделать лучший прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее.

На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами <19>.

———————————

<19> Маренков Н.Л. Ценные бумаги. 2-е изд. М.: Московский экономико-финансовый институт. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 602 с. (Высшее образование. 2005. с. 292 — 294).

 

Оценка кредитного риска по ссуде и портфелям однородных ссуд осуществляется на постоянной основе. Классификация и оценка ссуды (портфелей однородных ссуд), определение (уточнение размера) резерва по ссуде и портфелям однородных ссуд производятся с периодичностью, установленной гл. 3 и 5 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» <20>.

———————————

<20> СПС «Гарант» // http://base.garant.ru/584458/2/#block_2#ixzz2yAiiVxLi.

 

Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со ст. 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и с гл. 7 Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П.

Внутренние документы должны соответствовать требованиям названного Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд. Состав внутренних документов определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом требований Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П.

Кредитная организация отражает во внутренних документах:

— систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды (портфели однородных ссуд) по категориям качества, предусмотренным настоящим Положением, в т.ч. содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением;

— порядок оценки ссуд, в т.ч. критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;

— порядок принятия и исполнения решений по формированию резерва;

— порядок принятия решений о признании задолженности по ссудам безнадежной. Задолженность по ссудам признается безнадежной и подлежит списанию кредитными организациями в порядке, установленном гл. 8 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П;

— описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика — юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг (далее — реальность деятельности), включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику); перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков; полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы; порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика — юридического лица как реальной кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке, при том, что оплата со стороны потребителей (покупателей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией — кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию — кредитора кредитных рисков. Минимальный перечень обстоятельств, каждое из которых свидетельствует о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), который включается во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к Положению Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П.

Кредитная организация вправе предусмотреть во внутренних документах иные дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику):

— описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, а также порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика;

— критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации;

— критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами; просроченных денежных обязательств перед Банком России по привлеченным денежным средствам; порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика — юридического лица в соответствии с подп. 3.4.1 п. 3.4 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П;

— критерии оценки представляемой заемщиком информации (в т.ч. ее полноты, актуальности, достоверности), а также меры по получению информации о заемщике, в т.ч. о его финансовом положении, состоянии его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую ссуда предоставлена заемщику и использована им, о планируемых источниках исполнения заемщиком обязательств по ссуде и об обеспечении по ссуде;

— порядок осуществления контроля над правильностью оценки и определения размера резервов по ссудам, указанным в п. 3.6 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П;

— критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности в целях применения абзаца восьмого п. 3.6 Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П;

— порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

— порядок документального оформления и составления профессионального суждения;

— порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, т.е. такой его цены, по которой залогодатель в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имея полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 180 календарных дней (далее — справедливая стоимость залога);

— порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения (уточнения) размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

— порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

— порядок и периодичность формирования (уточнения размера) резерва;

— порядок использования кредитной организацией иных существенных факторов при определении категории качества ссуд и (или) порядок принятия решения об их использовании;

— иные положения.

Кредитная организация раскрывает информацию о кредитной политике (правилах, процедурах, методиках), которая применяется при классификации ссуд и формировании резерва по соответствующим типам и видам ссуд, включая отраслевые, территориальные и иные аспекты, а также по портфелям однородных ссуд, в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России <21>.

———————————

<21> СПС «Гарант» // http://base.garant.ru/584458/2/#block_2#ixzz2yAjJ2QVE.

 

Согласно ст. 60 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации (далее — руководители кредитной организации).

Из статьи 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что кандидаты на должности руководителей кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Согласно ст. 16 Закона о банках, под несоответствием кандидатов, предлагаемых на должности руководителей кредитной организации, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, понимаются:

— отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением (для кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций — отсутствие у них высшего профессионального образования);

— наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

— совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя);

— предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом о Банке России;

— несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под деловой репутацией, в соответствии со ст. 16 Закона о банках, понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации;

— наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

К иным, установленным федеральными законами, основаниям следует отнести норму ст. 90 Закона о Банке России, согласно которой гражданам, занимавшим должности, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, после увольнения из Банка России запрещается занимать в течение двух лет в кредитных организациях должности руководителей кредитной организации, если отдельные функции надзора или контроля над этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров, которое дается в порядке, устанавливаемом Советом директоров.

Следует отметить также ограничения, касающиеся внешнего совместительства руководителей кредитных организаций, которые учитываются Банком России в процессе согласования кандидатов на должности руководителей кредитных организаций.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11.1 Закона о банках единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. В случае если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основного общества.

Согласно статье 11.1 Закона о банках, кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителей кредитной организации. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных ст. 16 Закона о банках.

Порядок согласования изменений в составе руководителей кредитной организации установлен гл. 22 Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Требование о предварительном согласовании с Банком России указанных изменений не предъявляется, если кандидат на должность члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации ранее был согласован с Банком России на другую должность руководителя этой же кредитной организации.

Кредитная организация после принятия решения о предполагаемом назначении (об избрании) руководителя представляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), следующие документы:

— ходатайство о согласовании кандидатуры нового руководителя с указанием причин его назначения (избрания);

— протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации (решение уполномоченного органа управления кредитной организации), в котором зафиксировано решение о направлении в территориальное учреждение Банка России ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя (указанный протокол также должен содержать фамилию, имя, отчество (если последнее имеется) уполномоченного лица, которому предоставлено право подписания ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя);

— два экземпляра анкеты кандидата на должность руководителя;

— один подлинный экземпляр автобиографии кандидата на должность руководителя (автобиография излагается кандидатом в произвольной форме);

— надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки кандидата;

— надлежащим образом заверенные копии документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», свидетельств (писем) кредитной организации, в которой кандидат проходил стажировку, с указанием специализации и срока прохождения стажировки.

Если кандидат на должность руководителя получил образование за границей Российской Федерации, в территориальное учреждение Банка России также должно быть представлено заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежного документа об образовании указанного лица российским дипломам о высшем образовании.

Если кандидат на должность руководителя является иностранным гражданином или лицом без гражданства, в территориальное учреждение Банка России должны быть также представлены надлежащим образом заверенные копии документов, полученных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и подтверждающих право данного лица на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Требования к оформлению анкет кандидатов установлены ст. 14 Закона о банках и Инструкцией N 135-И.

Анкета кандидата заполняется им собственноручно по форме приложения 1 к Инструкции N 135-И, при этом в территориальное учреждение Банка России представляется один подлинный экземпляр анкеты и один экземпляр анкеты в виде копии, заверенной кандидатом собственноручно.

При оформлении анкеты следует обратить внимание на следующие пояснения к заполнению анкеты, содержащиеся в приложении 1 к Инструкции N 135-И.

Так, если изменялась фамилия (имя, отчество), в анкете кандидата дополнительно указываются причина изменения и все предыдущие фамилии (имена, отчества).

В анкете следует указать все места работы кандидата и должности, которые занимал кандидат, дату поступления и дату увольнения с каждого места работы, дать подробное описание служебных обязанностей по должности, занимаемой на момент заполнения анкеты, по работе в банковской системе дополнительно указать характер работы в каждой должности, которую занимал кандидат, а также причину увольнения с работы (освобождения от занимаемой должности).

В анкете кандидата (за исключением кандидатов на должность единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации) должны быть указаны подразделения кредитной организации (филиала) и направления деятельности кредитной организации (филиала), которые кандидат будет курировать после назначения на должность.

В случае изменения анкетных данных такая информация направляется в территориальное учреждение Банка России в течение десяти календарных дней с момента таких изменений.

Территориальное учреждение Банка России в месячный срок со дня получения представленных в целях согласования кандидата на должность руководителя документов письменно уведомляет кредитную организацию о результатах рассмотрения вопроса о согласовании кандидата, при этом к положительному заключению прилагается один экземпляр анкеты кандидата на должность руководителя с отметкой о согласовании.

Следует отметить, что письмо территориального учреждения Банка России, содержащее положительное заключение, утрачивает силу в случае непоступления в территориальное учреждение Банка России документов, подтверждающих назначение (избрание) кандидата на должность руководителя, в течение шести месяцев с момента направления данного письма.

После получения письма территориального учреждения Банка России, содержащего положительное заключение, кредитная организация вправе назначить (избрать) на должность руководителя согласованную кандидатуру.

Кредитная организация должна в течение трех рабочих дней после фактического назначения (избрания) кандидата на должность руководителя в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России. В указанном уведомлении должно содержаться указание на номер и дату соответствующего решения уполномоченного органа управления кредитной организации.

К уведомлению должны быть приложены:

— копия приказа (распоряжения) о назначении кандидата, заверенная кредитной организацией (если оформление такого приказа (распоряжения) требуется в соответствии с федеральными законами, учредительными или внутренними документами кредитной организации);

— протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации, в котором зафиксировано решение об избрании кандидата (если принятие такого решения требуется в соответствии с федеральными законами, учредительными или внутренними документами кредитной организации);

— заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о единоличном исполнительном органе кредитной организации, составленное по установленной форме (в случае изменения единоличного исполнительного органа кредитной организации) (1 экземпляр);

— письменное подтверждение кандидатом после назначения на должность руководителя кредитной организации соблюдения требований, предусмотренных частью 3 ст. 11.1 Закона о банках.

Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после получения указанных документов:

— направляет сообщение подведомственному РКЦ о возможности принятия карточки с образцом подписи нового руководителя, кандидатура которого согласована с территориальным учреждением Банка России;

— вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующие сведения, связанные с изменением в составе руководителей кредитной организации (филиала);

— направляет в уполномоченный регистрирующий орган по установленной форме информацию об изменении сведений о единоличном исполнительном органе кредитной организации с указанием на необходимость направления свидетельства о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после дня получения от уполномоченного регистрирующего органа сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о единоличном исполнительном органе кредитной организации и соответствующего свидетельства направляет это свидетельство в кредитную организацию.

Существует ряд особенностей согласования кандидатов на должности руководителей кредитной организации, реорганизуемой в форме слияния и присоединения.

Такие особенности установлены Положением Банка России от 04.06.2003 N 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения». Согласно п. 2.6 указанного Положения, до момента представления в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) документов, предусмотренных нормативным актом Банка России, регламентирующим процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности (в т.ч. до момента проведения общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в повестку дня которых включен вопрос о реорганизации), в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации, к которой произошло присоединение других кредитных организаций, либо кредитной организации, созданной в результате слияния кредитных организаций, направляются:

— письменное подтверждение соответствия квалификационным требованиям, установленным Законом о банках и нормативными актами Банка России, лиц, занимающих должности руководителей, которые после завершения реорганизации будут занимать вышеперечисленные должности в кредитной организации;

— документы для согласования новых кандидатов на должности руководителей.

Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации в течение тридцати календарных дней с момента представления документов рассматривает их и направляет:

— реорганизуемой кредитной организации, от которой поступили документы, заключение по вопросу согласования новых кандидатов на должности руководителей. К положительному заключению прилагается 1 экземпляр анкеты кандидата с отметкой о согласовании;

— в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) — сообщение о представлении подтверждений о согласовании (несогласовании) новых кандидатов на должности руководителей.

Территориальное учреждение Банка России ведет учет решений, принятых по результатам рассмотрения вопроса о согласовании кандидата на должность руководителя, а также в целях информационного обеспечения своей деятельности накапливает информацию о деловой репутации руководителей, кандидатов на должности руководителей в базах данных.

Так, в базу данных, согласно приложению 3 к Положению Банка России от 09.06.2005 N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям», вносятся сведения о руководителях, допустивших нарушения федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России.

В базу данных, согласно приложению 4 к Положению N 271-П, вносится информация об отказе в согласовании кандидатуры на должность руководителя при наличии оснований, предусмотренных ст. 16 Закона о банках.

Информация о руководителях, кандидатах на должности руководителей, внесенная в базы данных, предусмотренные Положением N 271-П, содержится в течение последующих 5 лет с даты внесения последней записи в базы данных (за исключением сведений о наличии судимости, которая не снята или не погашена). По истечении указанного срока территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), вносит запись в базы данных об исключении из них сведений о руководителе, а также кандидате на должность руководителя.

Следует отметить, что РКЦ Банка России, руководствуясь письмом Банка России от 04.02.1997 N 406, принимают от кредитных организаций карточки с образцами подписей и оттиском печати, содержащие образцы подписей только тех лиц, право подписи которых согласовано с территориальным учреждением Банка России.

Согласно указанному письму Банка России, «по решению руководителя кредитной организации (филиала), согласованному с главным бухгалтером кредитной организации (филиала), право подписи денежно-расчетных документов может быть предоставлено другим уполномоченным лицам кредитной организации (филиала). В этом случае право подписи уполномоченного лица кредитной организации (филиала) должно быть согласовано с территориальным учреждением Банка России».

Банк России согласовывает право подписи уполномоченного лица при условии его соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Расчетно-кассовые центры Банка России принимают карточки с образцами подписей денежно-расчетных документов, заверенные в установленном порядке, только тех лиц, право подписи которых согласовано с территориальным учреждением Банка России».

Банк России, сохранив в силе действие письма N 406 после вступления в силу Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» и Инструкции N 135-И, распространил, таким образом, квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности руководителей кредитных организаций и порядок их согласования, на лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете кредитной организации и не относящихся к категории лиц, подлежащих в соответствии с Законом о банках согласованию в качестве кандидатов на должности руководителей <22>.

———————————

<22> http://bankir.ru/tehnologii/s/o-kvalifikatsionnykh-trebovaniyakh-kkandidatam-na-dolzhnosti-rukovoditelei-kreditnykh-organizatsii-i-poryadke-ikh-soglasovaNiya-s-bankom-rossii-10002420/#ixzz2yAkszK2y.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code