Комментарий к пункту 2 статьи 3

Согласно ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.

Новшество, предлагаемое комментируемым Законом, заключается в том, что новая редакция комментируемой части расширяет объем полномочий ЦБ в сфере постоянного надзора. В новой редакции говорится уже не о банковском законодательстве, а о законодательстве вообще, уточняется сущность контроля над соблюдением обязательных нормативов. Речь теперь идет и о контроле над соблюдением установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.

Комментируемой частью закрепляется право ЦБ осуществлять анализ деятельности банковских холдингов и использовать полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом N 86-ФЗ, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

В связи с комментируемой статьей уместно обратиться к положениям Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

В этом программном документе отмечается, что банковский сектор пока не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. Проблемами банковского сектора являются низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях.

В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить:

— безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;

— неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в т.ч. вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

— существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;

— вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;

— недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в т.ч. неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.

Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций.

Наличие нерешенных проблем обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков.

Агрессивная политика ряда банков оказала негативное влияние на их устойчивость, что особенно остро проявилось в условиях кризиса и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (Банком России) экстренных мер по обеспечению системной стабильности банковского сектора, позволивших преодолеть кризисные явления и сохранить доверие населения и организаций к банковской системе.

Одновременно стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность. Это в полной мере отвечает долгосрочным приоритетам развития экономики, в т.ч. предусмотренным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Центральный банк Российской Федерации издал указание от 29 октября 2008 г. N 2106-У «О порядке принятия Банком России решений о направлении Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» предложения об участии в предупреждении банкротства банка и о согласовании (утверждении) плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства банка» (в ред. указания ЦБ РФ от 4 октября 2010 г. N 2505-У).

Названное указание устанавливает порядок принятия в Банке России решения о направлении государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) предложения об участии в предупреждении банкротства банка, порядок согласования (утверждения) плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.

При наличии признаков неустойчивого финансового положения банка, выявлении Банком России ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка, Банк России вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (п. 1.1 указаний).

В привлечении Агентства в предупреждении банкротства банка принимает участие Комитет банковского надзора Банка России.

Комитет банковского надзора Банка России рассматривает вопрос о целесообразности принятия решения о направлении предложения в Агентство на основе ходатайства, подготавливаемого Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России по поручению Председателя Банка России, Председателя Комитета банковского надзора Банка России или по инициативе территориальных учреждений Банка России, структурных подразделений центрального аппарата Банка России (п. 1.3).

Одновременно с решением о направлении предложения в Агентство Комитет банковского надзора Банка России вправе принять следующие решения:

— не применять к банку со дня направления Банком России в Агентство предложения меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— не вводить со дня направления Банком России в Агентство предложения предусмотренный ст. 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;

— не отзывать у банка со дня направления Банком России в Агентство предложения лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

— о целесообразности предоставления банку отсрочки (рассрочки) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства и, при наличии у банка неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов — о предоставлении банку на указанный период отсрочки (рассрочки) его уплаты. При этом с момента направления Банком России в Агентство предложения и до дня согласования Комитетом банковского надзора Банка России (утверждения Советом директоров Банка России) плана участия Агентства взыскание недовзноса и применение штрафа не осуществляются.

Комитет банковского надзора Банка России может также принять решение о возложении на Агентство функций временной администрации банка.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code