Комментарий к пункту 1 статьи 3

Комментируемый пункт вносит изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Пункт 1 ст. 3 комментируемого Закона вводит новую редакцию ст. 51 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, регулирующую статус Банка России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Согласно части 1 данной статьи Банк России, как и федеральные органы государственной власти, наделяется полномочиями по представлению интересов Российской Федерации в международных отношениях. При этом перечень лиц, во взаимоотношениях с которыми участвует Банк России от имени Российской Федерации, является исчерпывающим. Такими лицами являются:

— центральные банки иностранных государств;

— международные банки (к ним относятся, напр., Всемирный банк, Банк международных расчетов, Межгосбанк и т.д.);

— иные международные валютно-финансовые организации (МВФ, Базельский комитет по банковскому надзору и т.д.).

Следует обратить внимание, что ст. 9 комментируемого Закона также регулирует вопросы взаимоотношений Банка России с международными организациями и кредитными организациями иностранных государств, однако в отличие от указанной статьи в части 1 комментируемой статьи речь идет о наделении Банка России правом представлять интересы Российской Федерации.

Что касается международных валютно-финансовых организаций, в т.ч. международных банков, то Российская Федерация осуществляет сотрудничество с ними на основании соглашений как общего характера, так и посвященных отдельным вопросам сотрудничества.

Чтобы получить представление о том, в каких именно международных финансовых организациях участвует Российская Федерация, можно обратиться к распоряжению Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1968-р «О перечне международных финансовых организаций, на которые при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не распространяются положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В указанном распоряжении приведены международные финансовые организации, созданные в соответствии:

а) с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация:

— Международный банк реконструкции и развития;

— Международная ассоциация развития;

— Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций;

— Международная финансовая корпорация;

— Европейский банк реконструкции и развития;

— Черноморский банк торговли и развития;

— Евразийский банк развития;

— Межгосударственный банк;

— Международный инвестиционный банк;

— Международный банк экономического сотрудничества;

б) международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры:

— Европейский инвестиционный банк;

— Северный инвестиционный банк.

Согласно измененной комментируемым Законом части второй ст. 51, Банк России вправе обратиться в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в т.ч. содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены ими от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения ими надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности. В отношении информации и (или) документов, которые получены от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством иностранного государства. Информация и (или) документы, полученные Банком России от центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, могут быть предоставлены третьим лицам, в т.ч. правоохранительным органам, только с согласия предоставивших такую информацию центрального банка и (или) иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или суду на основании судебного решения, вынесенного при производстве по уголовному делу».

Новелла комментируемой части заключается в том, что в соответствии с нормой данной части ЦБ вправе запрашивать информацию и (или) документы, в т.ч. содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены ими от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения ими надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности.

Кроме того, ст. 51 согласно ст. 3 комментируемого Закона дополняется частью третьей следующего содержания:

«Банк России вправе предоставить центральному банку и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, необходимые им для осуществления банковского надзора информацию и (или) документы, в т.ч. содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения им надзорных функций, включая проведение проверок их деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Указанные информация и (или) документы предоставляются Банком России центральному банку и (или) иному органу надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, при условии, что законодательством иностранного государства предусмотрен уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемых Банком России информации и (или) документов не меньший, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации и (или) документов, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией и (или) документами регулируются международными договорами — в соответствии с условиями таких договоров, и при условии их непредставления центральным банком и (или) иным органом надзора иностранного государства третьим лицам, в т.ч. правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления такой информации суду по уголовному делу».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code