Комментарий к пункту 13 статьи 1

Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» регламентирует состав сведений, включаемых в понятие банковской тайны, определяет субъектов, имеющих право на получение информации, содержащей банковскую тайну.

В данную статью ряд важных изменений был внесен Федеральном законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Концептуальные идеи, реализованные данным Законом в этой статье, следующие:

— банки обязаны сообщать об открытии (закрытии) счетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и изменении их реквизитов в течение трех дней с момента открытия (закрытия) счетов и (или) изменения их реквизитов;

— налоговые органы на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России вправе без обращения в суд получать от банков справки и выписки по счетам физических лиц.

Режим банковской тайны, таким образом, будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов и находятся во владении и под контролем фактического собственника («бенефициарного владельца» — именно такое понятие теперь введено).

Согласно новому Закону институт банковской тайны не должен являться:

— способом защиты интересов лиц, деятельность которых направлена против общества и государства, т.е. способом злоупотребления правом;

— препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например, по сбору налогов и сборов.

Данная мера является наиболее революционной и введена в современное законодательство Российской Федерации впервые. Она позволяет осуществлять компетентными органами в рамках контрольной работы соотнесение декларируемых доходов физических лиц с их фактическими расходами в соответствии с информацией о движении средств по банковским счетам, а впоследствии выявлять соответствующие злоупотребления или правонарушения для последующего привлечения виновных либо к административной, либо к уголовной ответственности.

Российское законодательство не содержит определение банковской тайны, однако закрепляет содержание банковской тайны одновременно в п. 1 ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1. При этом два названных нормативных акта не идентичны и допускают двойное толкование института банковской тайны.

В ст. 857 ГК РФ записано положение о том, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Более широко понятие банковской тайны установлено в ст. 26 Закона о банках. В части 1 указанной статьи устанавливается обязанность кредитных организаций, Центрального банка РФ, организаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов, хранить сведения, составляющие банковскую тайну, не допуская их разглашения. Исходя из ее буквального толкования, можно сделать вывод, что банк обязывается хранить тайну не только по операциям по счету и вкладу, но и по другим операциям своих клиентов, осуществляемых на основе иных договоров: кредитного, лизинга, факторинга и др. Кроме того, в части 1 ст. 26 допускается распространение банком режима банковской тайны и на иные сведения, если это не противоречит ФЗ.

В связи с этим следует отметить, что ст. 26 дает более широкую трактовку понятия банковской тайны и более широкий перечень субъектов, уполномоченных ее получать и обязанных хранить соответствующую информацию, чем ГК РФ.

В части 2 ст. 26 Закона о банках установлен перечень государственных органов, уполномоченных на получение информации, содержащей банковскую тайну, по операциям и банковским счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» дополнил 26 статью частями двадцать седьмой и двадцать восьмой следующего содержания:

«Информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Таким образом, в соответствии с данным Законом налоговики могут получать информацию обо всех банковских вкладах и счетах граждан. Кроме того, этот Закон расширяет возможности налоговых органов в сфере получения информации о банковских счетах, вкладах (депозитах) любых лиц. Под тотальный контроль попадают и физические лица, не являющиеся ИП. К тому же выписку по любому счету налогоплательщика (организации, ИП, физического лица) ИФНС сможет запросить, если проверяет контрагента этого налогоплательщика, а не только при проверке в отношении него самого.

Комментируемый Закон дополнил ст. 26 тремя новыми частями: двадцать девятой — тридцать первой.

Согласно части двадцать девятой кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчетности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, представляют соответственно головной кредитной организации банковской группы, головной организации (управляющей компании) банковского холдинга сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

В соответствии с частью тридцатой указанные в части двадцать девятой настоящей статьи сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, предоставляются головным кредитным организациям банковских групп, головным организациям (управляющим компаниям) банковских холдингов, расположенным на территориях иностранных государств, при условии обеспечения этими иностранными государствами уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Наконец, часть тридцать первая ст. 26 наделила Банк России правом предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, а также о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, при условии обеспечения ими уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в т.ч. правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления судам этой информации по уголовным делам.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code