Комментарий к пункту 10 статьи 1

В соответствии с комментируемым пунктом вносятся изменения в ст. 19, определяющую меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы.

Данная статья закрепляет предмет банковского надзора и правовую основу применения мер принудительного административно-правового воздействия к кредитной организации.

Предмет банковского надзора составляют:

1) соблюдение кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких именно законов вправе проверять Банк России. Некоторые специалисты трактуют это право Банка России ограничительно, допуская осуществление Банком России надзора лишь в отношении соблюдения кредитными организациями норм специальных банковских законов.

Нормативные акты Банка России издаются в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России в форме указаний, положений и инструкций и являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В соответствии со ст. 57 Закона о Банке России ЦБР устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности (см. указания ЦБР N 2332-У, N 1375-У, N 2089-У, N 1363-У, N 1594-У, N 1546-У; Положения N 191-П, N 246-П), организации внутреннего контроля (см. Положение N 242-П), составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации (см. указание ЦБР N 1390-У), предусмотренной федеральными законами. Предписание — это документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов Банка России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации (Приложение 1 к Инструкции ЦБР N 59);

2) выполнение кредитными организациями устанавливаемых ЦБР обязательных нормативов. Следует отметить, что в ст. 74 Закона о Банке России прямо не указано такое основание применения ЦБР мер в порядке надзора, как нарушение устанавливаемых Банком России обязательных нормативов.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— нормативы достаточности собственных средств (капитала);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (см. Положение ЦБР от 14 ноября 2007 г. N 313-П);

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски (см. Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П, указание ЦБР от 22 июня 2005 г. N 1584-У);

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (ст. 62 Закона о Банке России).

В части 4 ст. 38 Закона о Банке России предусмотрены меры воздействия, применяемые Банком России при нарушении нормативов обязательных резервов Банка России. Согласно указанной норме в этих случаях Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (более детально применение данных мер регламентировано Положением ЦБР N 342-П);

3) своевременное представление кредитными организациями полной и достоверной информации в ЦБР и иные органы власти. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров (см. указания ЦБР N 1376-У и N 1375-У), имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Первая часть ст. 19 в новой редакции дополняет перечень нарушений, которые могут служить основанием для принятия ЦБ мер воздействия. Теперь в этот перечень входят «непроведение обязательного аудита, нераскрытие отчетности и аудиторского заключения по ней».

Новацией новой редакции статьи 19 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» является также установление в ч. 2 данной статьи перечня нарушений головной кредитной организацией банковской группы аналогичного с перечнем нарушений кредитной организацией, требующих мер воздействия ЦБ, предусмотренных законодательством.

Из содержания статьи 19 следует, что меры ответственности, предусмотренные в Законе о Банке России, применяются только в порядке надзора, по сути, являясь его результатом. Основная задача, решаемая надзорными органами при применении мер воздействия — регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. При выявлении ситуаций, угрожающих интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом, ЦБР вправе применять предусмотренные в ст. 74 Закона о Банке России меры воздействия, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению банков (ст. ст. 75, 76 Закона о Банке России).

Обобщенная характеристика мер воздействия представлена в ст. 74 Закона о Банке России. Приведенные в ней меры разнообразны по своему содержанию, но все они могут быть названы санкциями как видом принудительного воздействия на неправомерное поведение.

Система мер, которые могут быть применены к банкам в порядке надзора, включает в себя следующие группы:

1) превентивные (предупредительные) меры воздействия, применяемые к кредитным организациям при нарушении банковского законодательства и предписаний надзорного органа;

2) принудительные меры воздействия.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа, так и сочетать меры обоих типов. На характер применяемых мер влияют особенности предмета банковского надзора и условие неоднократности допущенных кредитной организацией нарушений.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений комментируемого Закона, Закона о Банке России, Закона о банкротстве банков, Инструкции ЦБР N 59, других нормативных актов Банка России с учетом:

— характера допущенных кредитной организацией нарушений;

— причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

— общего финансового состояния кредитной организации (оно определяется на основании данных отчетности — бухгалтерской, финансовой, статистической; материалов проверок; оценки временной администрации по управлению кредитной организацией и аудиторских заключений, выполнения требований, установленных другими нормативными актами Банка России). Финансовое состояние кредитной организации устанавливается с учетом требований указания ЦБР N 766-У;

— положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Их применение допускается при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации, к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Предупредительные меры воздействия могут применяться на ранних стадиях возникновения недостатков, в частности, в следующих случаях:

1) при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются, либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

2) если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

3) при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, например, при нарушении установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации, и т.д.;

4) при несоблюдении кредитной организацией требований Банка России: по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более 3 дней; по своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в Банке России, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более 3 дней.

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Надзорный орган в рамках предоставленных ему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия в случаях, когда характер выявленных в деятельности кредитной организации недостатков не предполагает применения принудительных мер воздействия или если в результате анализа деятельности кредитной организации установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

1) доведение до органов управления кредитной организации информации (в ходе деловой встречи (совещания) или в письменной форме) о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

2) изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

3) предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

4) установление дополнительного контроля над деятельностью кредитной организации и над выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

К принудительным мерам воздействия относятся:

1) штрафы. Штраф — денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями для его применения. Наложение штрафа оформляется предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются срок его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания. В случае отказа либо уклонения кредитной организацией от исполнения требования об уплате штрафа (штрафов), его взыскание может осуществляться в судебном порядке. Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм (предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; нарушение требований, предъявленных Банком России при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации, по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности, ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению аудиторских заключений) за отчетный месяц не может превышать 1,0 процента от минимального размера уставного капитала кредитной организации, действующего на первое число месяца, в котором допущено нарушение. Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала (кроме штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России). В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Закона о Банке России и Инструкцией ЦБР N 59;

2) требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в т.ч. включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению. Финансовое оздоровление является досудебной процедурой, направленной на предупреждение банкротства банка. Финансовое оздоровление в отношении кредитной организации осуществляется до подачи заявления о признании должника банкротом. Его цель — предупредить подачу заявления о признании кредитной организации банкротом путем восстановления платежеспособности. При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе. Банком России для кредитных организаций установлены критерии, определяющие необходимость осуществления финансового оздоровления. Ранее на все виды кредитных организаций распространялось указание ЦБР от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»;

3) требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве банков. Требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации направляется в случае, порядке и на условиях, установленных Законом о Банке России, комментируемым Законом, Законом о банкротстве банков и указанием ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» (с изм. и доп.).

Абзац 1 п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве банков, а также ст. 72 Закона о Банке России закрепляет за Банком России обязанность требовать приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитной организации в случае, если Банком России выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера уставного капитала, определенного ее учредительными документами. Для приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитной организации предоставлены широкие временные рамки. При этом надзорный орган применяет к кредитной организации санкцию в форме предписания с требованием привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств только в случае усугубления проблем в банке, несмотря на действия по наращиванию капитала, осуществляемые им добровольно либо по ранее предъявленному требованию Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению с рекомендацией об увеличении собственных средств (капитала) и самостоятельном исполнении обязанности, установленной п. 1 ст. 9.1 Закона. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации в указанном случае становится неизбежным только в том случае, если кредитная организация не воспользуется в течение 45 дней со дня получения соответствующего требования Банка России своим шансом.

В случае, если на основании данных отчетности кредитной организации и (или) по результатам проверки, проведенной Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала), т.е. возможно принудительное выполнение данной обязанности.

Указанием ЦБР N 1260-У установлен срок для направления Банком России предписания с требованием о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) — не позднее 5 рабочих дней с даты представления кредитной организацией отчетности и (или) с даты подписания акта проверки. Помимо направления требования Банк России обязан осуществлять контроль над его выполнением.

В целях контроля над выполнением требования Банка России соответствующие подразделения территориального учреждения Банка России осуществляют между собой оперативный обмен информацией о направлении кредитной организации указанного требования Банка России; о представлении кредитной организацией документов, необходимых для регистрации выпуска акций с уменьшенной номинальной стоимостью; о результатах их рассмотрения; о дате представления документов, необходимых для принятия решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы кредитной организации;

4) требование о реорганизации кредитной организации, в т.ч. включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации. Выведение кризисной кредитной организации с рынка банковских услуг путем слияния или присоединения к другой кредитной организации позволяет сохранить банковскую систему как платежный механизм страны и способствует минимизации издержек, необходимых для восстановления звеньев банковской системы;

5) ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев. Надзорный орган может ограничить проведение кредитной организацией одной или нескольких операций (в зависимости от нарушений) в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации. Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.);

6) запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года. Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование территориального учреждения Банка России полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями, в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады; запрет на размещение денежных средств означает лишение кредитной организации права предоставлять кредиты, займы, депозиты и т.д. Исчисление срока запрета на осуществление отдельных банковских операций начинается с установленной предписанием даты;

7) запрет на открытие филиалов на срок до одного года. Эта мера воздействия применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Запрет на открытие филиалов оформляется предписанием, в котором должна быть установлена дата начала применения указанной меры воздействия. Такая мера может быть введена вновь, если по истечении срока действия предписания результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют о ликвидации проблем, связанных с ухудшением ее деятельности;

8) требование о замене руководителей кредитной организации. Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения федеральных законов при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа);

9) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России ЦБР вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией — временную администрацию на срок до шести месяцев, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка. Назначение временной администрации является исключительно принудительной мерой по предупреждению банкротства кредитных организаций, императивно реализуемой по решению ЦБР (79). Порядок назначения временной администрации регулируется Законом о банкротстве банков и нормативными актами Банка России. В частности, Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» устанавливает порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России по ходатайству территориального учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации. Временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению и контролирует их реализацию, а также контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

Временная администрация по управлению кредитной организацией в своей деятельности руководствуется Законом о банкротстве банков, иными федеральными законами, Положением ЦБР от 9 ноября 2005 г. N 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» и другими нормативными актами Банка России.

Основания назначения временной администрации по управлению кредитной организацией делятся на две группы: когда Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией и когда он обязан это сделать.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве банков Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

— кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

— кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

— в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация может быть назначена Банком России в рамках правомочий, предоставленных ему ст. 75 Закона о Банке России, при выявлении Банком России ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитной организации, стабильности банковской системы России. Возникновение любого из оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций может стать для Банка России сигналом к необходимости назначения временной администрации по управлению кредитной организацией в целях предупреждения банкротства банка. Перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций приводится в ст. 20 Закона о банках. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций делятся на две группы, основания первой группы порождают право Банка России отозвать лицензию, а второй — обязанность Банка России.

В случаях возникновения оснований, порождающих обязанность Банка России отозвать у кредитной организации лицензию, ЦБР отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций влечет обязательное назначение временной администрации;

10) отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания. Контроль выполнения кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его. В необходимых случаях территориальные учреждения Банка России по местонахождению головных кредитных организаций обращаются в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью иногородних филиалов, с просьбой о проведении проверок выполнения требований, указанных в предписании, с указанием срока их проведения и сообщения результатов. Результаты проверок оформляются справками (актами), с которыми должна быть ознакомлена кредитная организация, получившая предписание.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация о применении к кредитным организациям этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного распространения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code