Комментарий к пункту 8 статьи 1

Комментируемая статья устанавливает перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Создание кредитных организаций характеризуется установлением специальных требований:

1) к учредителям;

2) к размеру, структуре, форме и срокам формирования уставного капитала;

3) к руководству;

4) к документам, представляемым для государственной регистрации;

5) к процедуре регистрации и лицензирования.

Эти и другие особенности сформулированы в статьях Закона о банках, а также в Инструкции ЦБР N 135-И.

Перечень документов, подлежащих представлению при государственной регистрации юридических лиц, определяется общими и специальными правилами применительно к отдельным видам организаций. Общий перечень документов, предъявляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, содержится в ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а общие требования к таким документам — в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. К государственной регистрации кредитной организации, помимо общих, применимы специальные правила, а значит перечень документов, подлежащих представлению при государственной регистрации, должен определяться в соответствии с указанной статьей, Инструкцией ЦБР N 135-И, Положением ЦБР N 230-П, Положением ЦБР N 271-П, иными нормативными правовыми актами Банка России, а также нормами правовых актов о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Перечисленные документы подлежат представлению в Банк России в установленном им порядке.

Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций определен Положением ЦБР N 271-П, Инструкцией ЦБР N 135-И.

Заявление о государственной регистрации подлежит проверке регистрирующим органом на предмет соответствия федеральным законам и иным правовым актам России его формы (ст. 12 Закона о государственной регистрации). В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством России требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

В заявлении должны содержаться две группы данных: во-первых, ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций с характеристикой будущего юридического лица; во-вторых, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией. Заявление обязательно подписывается заявителем, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Согласно п. «б» ст. 12 Закона о государственной регистрации, представлению в регистрирующий орган подлежит решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством России. Решение о создании юридического лица, принятое его учредителями, должно приобрести форму, предписанную законом для избранной учредителями организационно-правовой формы юридического лица. Создание любого юридического лица представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью — учредителями (учредителем). При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно и единогласно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления. В случае учреждения ООО одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя (абзац 3 п. 2 ст. 11 Закона об ООО).

Статьями 89 и 98 ГК РФ предусмотрена необходимость заключения в письменной форме договоров об учреждении ООО, о создании АО. В них подлежат отражению порядок осуществления учредителями ООО (АО) совместной деятельности по учреждению (созданию) общества, размер уставного капитала, размер их долей в уставном капитале общества (категории выпускаемых акций и порядок их размещения) и иные условия, установленные Законом об ООО (Законом об АО соответственно). В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об ООО в решении об учреждении ООО должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также могут отражаться решения об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора общества, об утверждении аудитора общества.

Согласно п. 3 ст. 89, ст. 98 ГК РФ, единственным учредительным документом ООО и АО выступает Устав. В регистрирующий орган необходимо представить его подлинник или нотариально удостоверенную копию. В Законе о государственной регистрации содержится более широкая формулировка — учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Требования к содержанию Устава кредитной организации установлены ст. 10 Закона. Требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в ЦБР в случаях регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлены указанием ЦБР N 1176-У. Согласно ему бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности, и позволяющим Банку России оценить (для создаваемых кредитных организаций и кредитных организаций, расширяющих деятельность путем получения дополнительных лицензий, двухлетний период отсчитывается с момента планируемой выдачи лицензий на осуществление банковских операций):

1) способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;

2) способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;

3) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам.

За государственную регистрацию юридического лица (за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц) взимается государственная пошлина в размере 4000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). Согласно п. 93 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка взимается государственная пошлина в размере 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 80000 рублей. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

В письме ЦБР N 138-Т разъясняется, что форматы, порядок заполнения и оформление используемых расчетных документов устанавливаются Положением ЦБР N 2-П и Положением ЦБР N 222-П. Неправильное заполнение документа об уплате государственной пошлины рассматривается как представление в Банк России документов, не соответствующих требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, и, в соответствии с законом, является основанием для принятия Банком России решения об отказе в государственной регистрации кредитной организации (как и государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией).

Там же разъяснено, что в случае представления в территориальное учреждение Банка России неправильно заполненного расчетного документа территориальному учреждению Банка России следует проинформировать кредитную организацию (ее учредителей, конкурсного управляющего, ликвидатора) о необходимости представления документа, оформленного в соответствии с требованиями письма МНС России от 11 февраля 2003 г. N 09-1-02/579-Е188, в сроки, установленные нормативными актами Банка России для рассмотрения территориальным учреждением Банка России документов, поступивших для государственной регистрации. Необходимо отметить, что в указанном письме МНС России говорится о возможности представления платежного документа на уплату государственной пошлины как по форме в соответствии с Положением ЦБР N 2-П, так и по форме N ПД (налог), утв. письмом МНС России и Сбербанка России от 10 сентября 2001 г. N ФС-8-10/1199, 04-5198. Однако Банк России на возможность использования формы N ПД (налог) в своих разъяснениях не указывает.

Кроме названных документов комментируемая статья устанавливает обязанность представить в ЦБ:

а) аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц;

б) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

в) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

— о наличии высшего юридического или экономического образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

— о наличии (об отсутствии) судимости (с представлением оригинала справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации);

г) анкеты кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

— о наличии высшего образования (с представлением копии документа об образовании и о квалификации);

— о наличии (об отсутствии) судимости (с представлением оригинала справки о наличии (об отсутствии) судимости, выданной Министерством внутренних дел Российской Федерации);

д) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций, кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица — учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации.

Помимо документов, указанных в части первой настоящей статьи, Центральный банк Российской Федерации самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе запрашивает сведения о выполнении учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

Инструкция ЦБР N 135-И предусматривает необходимость представления для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций и иных документов, нежели прямо перечисленных в комментируемой статье. В частности, наряду с прочим, представляются:

1) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация;

2) заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях);

3) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества);

4) полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе по форме приложения 3 к Инструкции.

Порядок представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка наряду с Инструкцией ЦБР N 135-И устанавливает указание ЦБР N 1292-У, которое также регулирует деятельность подразделений Банка России в случае получения небанковской кредитной организацией статуса банка.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code