Комментарий к пункту 4 статьи 1

Данная статья определяет органы управления кредитной организации, правовые основы порядка создания и деятельности органов кредитной организации. Кроме того, в статье устанавливаются некоторые требования, предъявляемые к руководителям кредитной организации, а также особенности (процедурного характера) формирования должностей руководителей.

В теории гражданского права органы юридического лица классифицируются по различным основаниям, в частности:

1) по характеру компетенции различаются органы волеобразующие и волеизъявляющие. Волеобразующие органы — это органы, которые образуют (формируют) волю юридического лица (напр., общее собрание учредителей (участников) кредитной организации). Волеизъявляющие органы — это органы, которые не только участвуют в формировании воли юридического лица, но и выражают ее вовне по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота. Волеизъявляющие органы для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако при условии, что они действуют в рамках компетенции, предусмотренной Законом, иным правовым актом или учредительными документами организации;

2) по составу, т.е. количеству входящих в орган, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц, различаются органы единоличные (напр., единоличный исполнительный орган) и коллегиальные (напр., общее собрание учредителей (участников) кредитной организации, коллегиальный исполнительный орган).

Единоличный орган — это орган, осуществляющий единоначальное руководство деятельностью юридического лица в рамках своей компетенции. Коллегиальный орган — это орган юридического лица, в котором решения принимаются группой лиц. При этом решающее значение имеет не столько количественный состав органа, сколько то, что решение всех вопросов осуществляется совместно, а в случае расхождения мнений — большинством голосов членов органа;

3) по способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть подразделены на выборные или назначаемые;

4) по характеру полномочий и задач — руководящие (напр., общее собрание учредителей (участников) кредитной организации, единоличный исполнительный орган, коллегиальный исполнительный орган, совет директоров (наблюдательный совет)) и специализированные структурные органы (напр., руководители всех внутренних и внешних подразделений);

5) по срокам деятельности — постоянные и временные.

Перечень установленных Законом органов кредитной организации не является исчерпывающим: кредитная организация может предусмотреть в уставе формирование и иных органов, помимо перечисленных в Законе. На практике наиболее распространенными из «дополнительных» органов кредитных организаций является комитет по займам.

Часть 1 комментируемой новой редакции ст. 11.1 перечисляет органы управления кредитной организации:

а) общее собрание ее учредителей (участников);

6) совет директоров (наблюдательный совет);

в) единоличный исполнительный орган;

г) коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

В соответствии с Законом об АО (п. 1 ст. 47) общее собрание акционеров является высшим органом управления общества, исходя из того, что оно объединяет экономических собственников общества, в компетенцию которых входит решение ключевых вопросов функционирования АО. Посредством участия в общем собрании акционеры реализуют свои основные права, вытекающие из статуса акционера, прежде всего, право участвовать в управлении делами общества. Компетенция общего собрания акционеров не является всеобъемлющей и ограничивается кругом вопросов, установленных Законом об АО (см. ст. 48 Закона об АО). К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

— внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

— реорганизация общества;

— ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

— определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

— определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

— увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с указанным Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

— и т.д. (см. указанную статью).

Закон об ООО аналогичным образом решает вопрос о месте общего собрания участников ООО в системе органов управления ООО. Компетенция же общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Законом об ООО (ст. 33 Закона об ООО). И в АО и в ООО общее собрание участников не является постоянно действующим органом, работает в рамках годового и внеочередных собраний (ст. 47 Закона об АО, ст. ст. 34, 35 Закона об ООО).

Совет директоров (наблюдательный совет) представляет собой орган, осуществляющий общее руководство деятельностью общества (п. 1 ст. 64 Закона об АО, п. 2.1. ст. 32 Закона об ООО), в отличие от руководства текущей деятельностью, которое осуществляют исполнительные органы. Он является выборным, его члены избираются общим собранием акционеров (п. 4 п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 66 Закона об АО). В ООО порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.

Совет директоров является временным органом, его члены избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). По составу это коллегиальный орган, количественный состав которого определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО). Компетенции совета директоров в АО посвящены ст. 65 и нормы иных статей Закона об АО, а также ряд норм ККП (п. 1.4 гл. 5), в ООО — п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО, иные нормы Закона, устава ООО, определяющие вопросы, предусмотренные в компетенции совета директоров и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества относятся следующие вопросы:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 Закона об АО;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII Закона об АО и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с Законом об АО это отнесено к его компетенции.

Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы на решение исполнительному органу банка.

Часть 3 данной статьи закрепляет норму, согласно которой единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала кредитной организации не вправе занимать должности руководителя, главного бухгалтера в других организациях. В статье содержится исчерпывающий перечень этих организаций:

— кредитные, страховые или клиринговые организации;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— организаторы торговли на товарных и (или) финансовых рынках;

— акционерные инвестиционные фонды;

— специализированные депозитарии;

— инвестиционные фонды;

— негосударственные пенсионные фонды;

— организации, осуществляющие деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— организации по управлению инвестиционными фондами, акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

— организации, занимающиеся лизинговой деятельностью или являющиеся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации.

В случае если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основного общества, за исключением должности председателя данного органа.

В прежней редакции данной части установленный запрет на внешнее совместительство менеджерами кредитной организации должностей в иных финансовых организациях не затрагивал возможности приобретения физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя. В комментируемой редакции Закона этот запрет установлен.

Целями установления такого законодательного запрета являются защита конкуренции, в т.ч. пресечение и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно комментируемой статье члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидаты на указанные должности должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным ст. 16 настоящего Федерального закона, а также требованиям к квалификации, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.

К числу источников, устанавливающих квалификационные требования, относятся Федеральный закон от 2 декабря 1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Закон о Банке России, Инструкция ЦБР N 135-И, Положение ЦБР N 271-П.

То, какие квалификационные требования установлены к кандидатам на указанные должности федеральными законами, следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона), предусматривающих, что понимается под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям.

Право Банка России в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации закреплено как в норме ст. 16, так и в ст. 60 Закона о Банке России. В п. 2 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России в качестве одной из мер, применяемых Банком России в порядке надзора, предусмотрено право потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 данного Закона.

Названные в ч. 1 ст. 16 лица должны иметь, во-первых, высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыт руководства таким подразделением не менее двух лет, и, в-третьих, доказательства об отсутствии у них судимости. Такой подход в общих чертах соответствует международным стандартам. Статьей 6 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и совета от 20 марта 2000 г. о допуске и об осуществлении деятельности кредитных учреждений предусмотрено, что компетентные власти государства — члена ЕС вправе не выдавать организации разрешение на осуществление банковской деятельности в случаях, если у организации отсутствуют хотя бы два лица, способных эффективным образом руководить ею и определять направления ее деятельности, и если эти лица не обладают достаточными знаниями или необходимым опытом, чтобы осуществлять эти функции.

В случае, если в отношении члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение умышленного преступления либо вступило в силу решение суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации, указанный член совета директоров (наблюдательного совета) считается выбывшим из состава совета директоров (наблюдательного совета) со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, при согласовании их кандидатур с Банком России, назначении (избрании) на должность, а также в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным ст. 16 настоящего Федерального закона.

Для получения согласия Банка России кредитная организация обязана направить в Банк России ходатайство о согласовании кандидатов на должности, указанные в части шестой настоящей статьи, и представить сведения и документы, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанных документов дает согласие на назначение (избрание) или представляет мотивированный отказ в письменной форме по основаниям, предусмотренным ст. 16 настоящего Федерального закона. При этом сроки, установленные абзацами 5, 8 — 11, 15 и 16 п. 1 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, исчисляются по отношению ко дню получения указанных документов Банком России. Отказ Банка России в согласии на назначение (избрание) кандидата может быть обжалован им в судебном порядке.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей лиц, указанных в ч. 6 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Кредитная организация в соответствии с порядком, установленным частями 6 — 8 настоящей статьи, может возложить отдельные обязанности указанных в ч. 3 настоящей статьи лиц, предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, на лиц, занимающих иные должности в кредитной организации и соответствующих требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным ст. 16 настоящего Федерального закона.

Данная статья определяет органы управления кредитной организации, правовые основы порядка создания и деятельности органов кредитной организации. Кроме того, в статье устанавливаются некоторые требования, предъявляемые к руководителям кредитной организации, а также особенности (процедурного характера) формирования должностей руководителей.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code