КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ НАДЗОР И РАСКРЫТИЕ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

Содержание

ОТ 2 ИЮЛЯ 2013 ГОДА N 146-ФЗ

(Постатейный)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Комментарий к пункту 1 статьи 1

Комментарий к пункту 2 статьи 1

Комментарий к пункту 3 статьи 1

Комментарий к пункту 4 статьи 1

Комментарий к пункту 5 статьи 1

Комментарий к пункту 6 статьи 1

Комментарий к пункту 7 статьи 1

Комментарий к пункту 8 статьи 1

Комментарий к пункту 9 статьи 1

Комментарий к пункту 10 статьи 1

Комментарий к п.п. 11, 12 статьи 1

Комментарий к пункту 13 статьи 1

Комментарий к пункту 14 статьи 1

Комментарий к пункту 15 статьи 1

Статья 2

Комментарий к статье 2

Статья 3

Комментарий к пункту 1 статьи 3

Комментарий к пункту 2 статьи 3

Комментарий к пункту 3 статьи 3

Комментарий к пункту 4 статьи 3

Комментарий к пункту 5 статьи 3

Комментарий к пункту 6 статьи 3

Комментарий к пункту 7 статьи 3

Комментарий к пункту 8 статьи 3

Комментарий к пункту 9 статьи 3

Комментарий к пункту 10 статьи 3

Комментарий к пункту 11 статьи 3

Комментарий к пункту 12 статьи 3

Комментарий к пункту 13 статьи 3

Комментарий к п.п. 14, 15, 16 статьи 3

Комментарий к пункту 17 статьи 3

Комментарий к пункту 18 статьи 3

Комментарий к пункту 19 статьи 3

Статья 4

Комментарий к статье 4

Статья 5

Комментарий к статье 5

Статья 6

Комментарий к статье 6

 

Введение

Основной целью развития банковского сектора Российской Федерации на среднесрочную перспективу является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития <1>.

———————————

<1> Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. N 1472п-П13, N 01-001/1280 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // Вестник Банка России. 20.04.2011.

 

Следует отметить, что банковский сектор современной России прошел большой путь. В то же время с момента зарождения в конце 80-х годов XX века и до настоящего времени развитие шло преимущественно в рамках экстенсивной модели. В основе этой модели — ориентация банков на краткосрочные результаты деятельности, обусловливающая в т.ч. агрессивную коммерческую политику и высокую концентрацию рисков. Банковский сектор пока не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг. Проблемами банковского сектора являются: низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, достоверность информации о состоянии банков, а также надежда на государственную поддержку в стрессовых ситуациях.

Агрессивная политика ряда банков оказала негативное влияние на их устойчивость, что остро проявилось в условиях кризиса и потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (Банком России) экстренных мер по обеспечению системной стабильности банковского сектора, позволивших преодолеть кризисные явления и сохранить доверие населения и организаций к банковской системе. За несколько последних месяцев почти тридцать российских кредитных организаций лишились лицензии. В их числе оказались и такие крупные участники банковской системы, как «Инвестбанк» и «Мастер-банк».

Одновременно стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность. Это в полной мере отвечает долгосрочным приоритетам развития экономики, в т.ч. предусмотренным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

В целом для банковского сектора последнее десятилетие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора.

К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в т.ч. связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.

В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить:

— безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;

— неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в т.ч. вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

— существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;

— вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;

— недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в т.ч. неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.

Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций.

Проблемы, проявившиеся в деятельности банковского сектора в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках банковского регулирования и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при осуществлении функций по банковскому надзору в значительной степени формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени законодательство Российской Федерации не отвечает международным стандартам в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе и определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Не соответствует международным подходам к осуществлению эффективного надзора также перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов <2>.

———————————

<2> Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. N 1472п-П13, N 01-001/1280 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» // Вестник Банка России. 20.04.2011.

 

Для устранения этих проблем в 2013 году был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон подготовлен в целях реализации пункта 3 раздела IV Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; пунктов 21 — 24 Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р.

Целью Закона является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с современной международной практикой в данной области.

В связи с этим Законом вводится в оборот ряд новых понятий: прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния, связанных с кредитной организацией лиц, а также уточняются понятия банковской группы и банковского холдинга. В частности, предлагается признавать банковской группой объединение юридических лиц, находящихся под прямым или косвенным контролем либо существенным влиянием одной кредитной организации, а также установлено, что доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40%.

Законом предполагается устранить препятствия для обмена информацией между головными организациями (управляющими компаниями) банковских групп (банковских холдингов) и их участниками, а также законодательно закрепить основы взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по надзору за финансовыми организациями, при осуществлении надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.

Законом вносятся дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», уточняющие полномочия Банка России в отношении осуществления процедур надзора на консолидированной основе. В частности, предполагается закрепление за Банком России права на определение методики расчета собственных средств (капитала) банковских групп и банковских холдингов; установление обязательных нормативов деятельности банковских холдингов; проведение проверок банковских групп и банковских холдингов и применение мер воздействия к банковским группам за нарушения, выявленные в их деятельности, а также инициирование надзорных действий по отношению к банковским холдингам со стороны уполномоченных надзорных органов.

Кроме того, Законом уточняется состав индивидуальной отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов, составляемой для представления в целях надзора в Банк России, а также подлежащей опубликованию в открытой печати.

По информации Банка России, по состоянию на 1 января 2011 г. в состав 149 банковских (консолидированных) групп и 33 банковских холдингов, действующих на территории Российской Федерации, входили 224 кредитные организации, доля активов которых в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации составляла около 86%.

В соответствии с данными Банка РФ, по состоянию на 1 января 2014 г. количество коммерческих банков и небанковских организаций в России составляет 923, из них только 418 (45,3%) можно отнести к крупным или соответствующим требованиям по величине уставного капитала. Из общего количества банков на начало 2014 г. 489 банков (53%) зарегистрированы и имеют головной офис в г. Москве.

В состав 30 банковских групп входят две и более кредитные организации, 119 групп сформированы из одной кредитной организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех группах преобладает банковская деятельность.

Введение в действие Закона будет способствовать повышению качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах; эффективности банковского надзора; своевременному выявлению сфер повышенных рисков, принимаемых кредитными организациями, входящими в состав банковских групп и банковских холдингов, включая риски от операций с некредитными организациями — участниками банковских групп и банковских холдингов, а также позволит заинтересованным пользователям получать более полную и достоверную информацию о деятельности банковских групп и банковских холдингов для принятия обоснованных экономических решений. Принятие Закона соответствует требованиям проводимой административной реформы в части установления действующим законодательством норм прямого действия и позволит приблизить правовое регулирование отношений в банковской сфере к международно-признанным подходам, что будет иметь положительный международный резонанс.

2 июля 2013 года

№ 146-ФЗ

Е.Н. КОНДРАТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code