§ 2. Организация контроля и записи переговоров при расследовании преступлений

Подготовительный этап

Организация и тактика контроля и записи переговоров, как и любого другого следственного действия, включает в себя рекомендации по его подготовке, проведению и фиксации результатов.

Рекомендации по подготовке и проведению контроля и записи телефонных и иных переговоров, имеющиеся в литературе, крайне немногочисленны. Отчасти это связано с недавним появлением и массовым распространением такого вида связи – как сотовая связь. Данный вид связи существенно расширил возможности её пользователей (возможность отправки SМS — сообщений, выхода в интернет с мобильного терминала). Появление новых возможностей использования технических средств связи требует формирования соответствующих приемов, позволяющих контролировать их.

Подготовка к осуществлению контроля и записи переговоров включает в себя:

анализ и оценку следственной ситуации, требующей проведения данного следственного действия;

получение данных о телефонных номерах абонента (абонентов), используемых мобильных терминалов или иных используемых каналов связи, по которым могут вестись переговоры интересующих следствие лиц или передача иной информации, имеющей значение для дела;

определение времени и продолжительности контроля и записи переговоров;

получение согласия руководителя следственного органа и решения суда в соответствии со ст. 165 УПК РФ и направление его с соответствующим постановлением органу, который будет технически осуществлять контроль и запись переговоров;

получение согласия лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 186 УПК РФ, вынесение постановления следователя о контроле и записи телефонных и иных переговоров и направление его для исполнения уполномоченному органу.

Сложность и множественность решаемых в процессе контроля и записи переговоров задач обусловливают необходимость упорядочения его подготовки и осуществления. Для более эффективного проведения данного следственного действия следователю целесообразно составить план, в котором следует отразить:

место и время проведения;

цели проведения данного следственного действия;

информацию о лицах, в отношении которых проводится контроль и запись переговоров;

сведения об имеющихся доказательствах, потребность в которых может возникнуть при подготовке к проведению следственного действия;

рекомендации по проведению.

При подготовке к контролю и записи переговоров необходимо собрать данные о контролируемом лице. Следует установить его адрес и абонентский номер стационарных телефонов (служебный, домашний), номера SIM – карт сотовых операторов, серийные номера мобильных телефонов контролируемого.

Эту информацию следователь может почерпнуть из самых различных источников информации, а именно:

протоколов допроса (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых);

сообщений от других следователей и сотрудников органа дознания;

документов, истребуемых из различных организаций и учреждений;

из материалов архивных уголовных дел.

Любой протокол допроса, независимо от процессуального положения допрашиваемого, обязательно содержит установочные данные о лице: сведения о документе, удостоверяющем личность, месте жительства, домашнем телефоне, месте работы, служебном телефоне. При составлении протокола допроса следует выяснить, как можно связаться с лицом, если его не будет дома или на работе. Если данный вопрос насторожит допрашиваемого, не следует акцентировать его внимание на этом и использовать иные источники информации.

Следователь имеет возможность получить информацию о средствах связи, которыми пользуется интересующее следствие лицо, у операторов связи, обслуживающих место нахождения лица, которое необходимо контролировать.

Для этого следует собрать информацию обо всех операторах сотовой связи, действующих в данном регионе, и направить в их адрес письменные запросы с просьбой предоставить необходимую информацию (например, о номерах телефонов, зарегистрированных на интересующее лицо).

Под операторами связи понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области связи на основании соответствующих лицензий.

Из-за пробелов правовой регламентации, недостаточной теоретической разработанности указанных вопросов на практике возникают значительные трудности в связи с истребованием следователями документов в учреждениях и организациях связи.

Операторы связи не редко отказывают следователям в предоставлении информации по письменным запросам, направляемым в порядке ч. 4 ст. 21 УПК РФ (то есть без судебного решения).

В части, касающейся информации о средствах связи, которыми пользуется интересующее следствие лицо, такой отказ неправомерен. В соответствии с частью 5 ст. 63 ФЗ «О связи», при проведении уполномоченными государственными органами следственных действий, операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями УПК РФ.

Что касается получения так называемой «детализации» звонков, сообщений электросвязи или сведений о них, то это возможно лишь на основании судебного решения, посредством производства выемки в порядке, установленном ч. 3 ст. 183 УПК РФ.

Имея информацию о средствах связи и абонентских номерах, используемых интересующим следствие лицом, следователь приступает к составлению и оформлению материалов дела, подтверждающих необходимость контроля и записи переговоров.

Как правило, материалами, указывающими на необходимость осуществления контроля и записи переговоров, являются документы, фиксирующие результаты следственных действий (например, протоколы допросов), или содержащие оперативно-розыскные данные (например, рапорт сотрудника органа дознания).

Собрав данные о лице, переговоры которого подлежат контролю и записи, а также данные о средствах связи, по которым, возможно, они будут осуществляться, оформив материалы, указывающие на необходимость проведения данного следственного действия, следователь либо выносит собственное постановление о контроле и записи телефонных и иных переговоров либо обращается с соответствующим ходатайством в суд.

Свое собственное постановление о контроле и записи переговоров, без решения суда, следователь выносит в соответствии ч. 2 ст. 186 УПК РФ при подаче письменного заявления лицом об угрозе совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении него. В этом случае решение суда не требуется, поскольку вторжение в тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну происходит с согласия заявителя для обеспечения его безопасности. При этом следует обратить внимание, что такое заявление должно быть, кроме того, рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, то есть как сообщение о преступлении.

Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о контроле и записи переговоров выносится следователем в случаях, предусмотренных ч. 1, а при отсутствии заявления контролируемого лица, в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 186 УПК РФ. Это ходатайство, с согласия руководителя следственного органа, направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия, для получения судебного решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

В ходатайстве следователя указывается:

номер уголовного дела, при производстве которого необходимо применение контроля и записи переговоров;

основания, по которым производится данное следственное действие;

Ф.И.О. лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров .

На основании ч. 2 ст. 165 УПК РФ ходатайство о производстве контроля и записи переговоров подлежит рассмотрению единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.

Судья выносит решение о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров либо об отказе в его производстве с указанием мотивов такого отказа (ч. 4 ст. 165 УПК РФ).

Основной этап

Основной этап производства контроля и записи переговоров начинается с направления следователем постановления судьи в случаях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ, либо своего собственного постановления о контроле и записи переговоров, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 186 УПК РФ, в орган, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

На практике не исключены определённые трудности, связанные с непосредственным взаимодействием следователя и сотрудников органа (как правило режимного подразделения ОВД), которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Поэтому, следователь, на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, направляет в орган дознания, осуществляющий оперативное сопровождение расследования преступления, постановление суда, либо своё собственное постановление о контроле и записи переговоров вместе с поручением о производстве данного следственного действия.

На основании поступивших документов орган дознания направляет в Управление специальных технических мероприятий (УСТМ) постановление следователя или суда и собственное задание на контроль и запись переговоров указанных в постановлении лиц.

Направление следователем указанных материалов в УСТМ через орган дознания обусловлено необходимостью соблюдения режима секретности.

Орган, который технически осуществляет контроль и запись переговоров, при получении соответствующих документов приступает к функциональной стадии контроля и записи — негласному и непосредственному подключению к необходимым узлам связи.

Подключение может состояться в любом месте телефонной линии, где обеспечивается режим секретности. Как правило, при контроле стационарных телефонов, подключение осуществляется на АТС.

В соответствии с ч. 5 ст. 186 УПК РФ производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. По постановлению следователя производство данного следственного действия может быть завершено до истечения шестимесячного срока, если необходимость в данной мере отпадает (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).

Контроль и запись переговоров — это следственное действие, поэтому оно может быть произведено только во время производства предварительного следствия (дознания), т.е. с момента возбуждения до направления уголовного дела в суд (прекращения либо приостановления дела).

Приостановление предварительного расследования по уголовному делу предполагает прекращение контроля и записи переговоров. Данное решение должно быть оформлено соответствующим постановлением следователя (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).

В течении всего срока производства контроля и записи переговоров следователь вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Фонограмма представляется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются дата, время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

После получения от органа дознания фонограммы контролируемых переговоров, следователь в присутствии понятых и, при необходимости, специалиста осуществляет ее осмотр, т.е. внешнее изучение носителя информации (например, компакт диска или аудиокассеты) и прослушивании фонограммы.

В соответствии с ч. 7 ст. 186 УПК РФ о результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.

Рассматривая данную норму закона, можно выделить обязательных и факультативных участников данного следственного действия. Обязательными участниками осмотра и прослушивания фонограммы являются следователь и понятые. К числу факультативных, по усмотрению следователя, можно отнести, например, потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, переводчика и некоторых других.

При производстве осмотра и прослушивания фонограммы следователю имеет смысл пригласить в качестве специалиста лицо, обладающее познаниями в области звукозаписи и аудиотехники.

В связи с тем, что следственное действие — контроль и запись переговоров, ограничивает конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, неприкосновенность личной жизни, следователю следует предупредить участников осмотра об ответственности за разглашение ставших им известными данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ).

Возможность присутствия при осмотре и прослушивании фонограммы контролируемого лица реализуется только если контроль и запись переговоров проводились по заявлению этого лица (потерпевшего или свидетеля), иначе это может вступить в противоречие с интересами предварительного следствия.

Осуществляя внешний осмотр фонограммы и её технического носителя необходимо обращать внимание на индивидуальные признаки и общее состояние данных объектов осмотра и их технические параметры. В первую очередь осматриваются упаковочные материалы (коробки, футляры) для хранения кассет, указываются материалы, из которых они изготовлены, размеры, цвет, форма, степень изношенности, наличие надписей.

После осмотра упаковки следователь переходит к осмотру кассеты или иного технического носителя информации.  При этом, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы указывается материал, из которого они изготовлены, размеры, цвет, внешний вид, конструктивные особенности. Следует обращать внимание на сохранность выступов на тыльной стороне кассет, прикрывающих два специальных кармана, отсутствие которых лишает возможности производства новой записи или стирания старой. В протоколе отражается наличие на кассете или ином носителе информации этикеток, надписей, их расположение, содержание, способ нанесения.

После внешнего осмотра технического носителя информации участники данного следственного действия приступают к прослушиванию фонограммы. Часть 7 статьи 186 УПК РФ не требует дословного закрепления в протоколе содержания всей прослушиваемой фонограммы. Требуется дословное изложение в протоколе лишь той части фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. В протоколе следует также указать общую продолжительность записи и фразы, которыми начинается и заканчивается фонограмма.

Прослушивание фонограммы должно производиться одновременно с внешним осмотром и фиксацией результатов в едином процессуальном документе — протоколе осмотра и прослушивания фонограммы.

Если прослушиваемая фонограмма представлена на аудиокассете или катушке с магнитной лентой, то перед прослушиванием счетчик расхода ленты необходимо обнулить. В ходе осмотра фиксируются показания счётчика в начале и в конце интересующего следователя фрагмента аудиозаписи и обязательно в момент окончания всей записи.

Если прослушиваемая фонограмма находится на компьютерном носителе информации (например лазерный диск, магнитооптический диск, ZIP-дискета, жесткий диск), то в протоколе необходимо указать тип программного обеспечения, с помощью которого осуществляется воспроизведение. Необходимо также указать показания счетчиков времени в начале и в конце интересующего следователя фрагмента аудиозаписи, а также в момент окончания всей записи в целом.

По окончании прослушивания фонограммы необходимо установить запись в начало, о чем обязательно делается отметка в протоколе. Фонограмма заново упаковывается, при этом первоначальная упаковка храниться как правило вместе с носителем информации.

Упаковка должна не только предохранять носитель от внешних воздействий, но и исключать несанкционированный доступ к нему. В протоколе указываются способ и вид упаковки, содержание пояснительных надписей. На упаковке должны расписаться все участники осмотра и прослушивания фонограммы, далее на эти подписи следует проставить оттиск печати следственного подразделения.

Протокол осмотра и прослушивания фонограммы должны быть оформлен в соответствии с требованиями ст.ст. 166, 180 УПК РФ.

В завершающей части протокола ставиться отметка о том, что протокол прочитан следователем вслух либо самими присутствующими, указываются поступившие замечания и дополнения, их содержание. Протокол подписывается следователем, понятыми и остальными участниками следственного действия.

Если при осмотре и прослушивании фонограммы присутствовали прослушиваемые лица, то их пояснения так же вносятся в протокол. Лица, участвовавшие в осмотре и прослушивании фонограммы, могут в том же протоколе изложить свои замечания.

Осмотренная и прослушанная фонограмма приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя в качестве вещественного доказательства и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

В целях сохранения доказательственного значения фонограммы вместе с носителем записанной фонограммы следователю необходимо сохранять и упаковки с реквизитами всех подразделений, которые имели дело с данной фонограммой ранее (коробки, бирки с оттисками печатей, пояснительные надписи).

В заключении необходимо обратить внимание на некоторые вопросы практического характера, например, как поступить следователю, если до момента приостановления производства по уголовному делу начал проводится контроль и запись переговоров, срок производства по уголовному делу истекает, а необходимость в продолжении контроля и записи переговоров не отпала?

В данной ситуации, следователь вправе вынести постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия (ч. 7 ст. 162 УПК РФ). Срок, на который  в этом случае продлевается производство по уголовному делу, должен быть достаточным для того, чтобы следователь смог выполнить все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого (ч. 5 ст. 208 УПК РФ).

Как поступить если производство по делу приостановлено, но необходимость контролировать телефонные и иные переговоры остаётся?

Выход из данной ситуации видится в том, что при наличии такой необходимости, следует дать соответствующее поручение органам дознания, которые вправе осуществлять эту деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» путём прослушивания.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прослушивание телефонных переговоров является оперативно-розыскным мероприятием.

Литература

Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г № 126-ФЗ // http://base.consultant.ru.

Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // http://base.consultant.ru.

Определение Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345- О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи»» // Российская газета. 2003. 10 декабря.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 24 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // БВС РФ. 1994. №3. С. 12.

Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» // http://base.consultant.ru.

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» // http://base.consultant.ru.

Инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная совместным приказом руководителей МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, МО России от 17 апреля 2007 года.

Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» // http://base.consultant.ru.

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде».

Гончар В.В. Контроль и запись переговоров // Предварительное следствие. Учебник / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 441-453.

Ивченко Л.И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2005.

Казимиров Ю.М. Осмотр дискет // Следователь. 2003. № 2. С. 34-35.

Круглов С.В. Общие правила осуществления контроля и записи переговоров // Следователь. 2003. № 5. С 28-30.

Сычёв А.В. Контроль и запись переговоров: следственное действие или оперативно-розыскное мероприятие // Уголовное право. 2006. № 6. С. 7-11.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code