Глава 32. Организация и производство наложения ареста на почтово-телеграфные отправления

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23). Данное положение развивается и конкретизируется правом каждого индивидуума на тайну личной корреспонденции (переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений). Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Следует отметить, что пренебрежение закрепленным в законе процессуальным порядком, а, следовательно, нарушение указанного конституционного права влечет применение уголовно-правовых санкций. Так, ст. 138 УК РФ предусматривает уголовную ответственность для лиц, нарушивших тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. При этом законодатель особо выделил совершение этого преступления лицом с использованием служебного положения (например, сотрудником правоохранительных органов, работником учреждения связи).

Порядок получения судебного решения для наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, а также их осмотр и выемка в учреждениях связи, закреплен в ст. 165 УПК РФ. Порядок производства осмотра и выемки регламентируется ст. 185 УПК. При этом в ст. 185 УПК РФ закреплены собственно наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и два «самостоятельных» следственных действия – осмотр почтово-телеграфных отправлений и выемка их. Следовательно, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку можно рассматривать как комплексное процессуальное действие, выполняемое на основании судебного решения и заключающееся в установлении запрета соответствующему учреждению связи доставлять адресату почтово-телеграфные отправления без разрешения органа, наложившего арест, с последующим их осмотром и изъятием.

С рассматриваемым комплексным процессуальным действием схожие признаки имеет оперативно-розыскное мероприятие – контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), основанием для производства которого также является судебное решение. Указанные действия следует разграничивать по субъектному составу (следователь либо иное лицо, производящее расследование, в первом случае, и сотрудники оперативно-розыскного подразделения – во втором) и по последствиям (как правило, результаты производства указанного оперативно-розыскного мероприятия могут служить основанием для принятия в последующем решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code